Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7599) 27 сентября - 3 октября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Слезы сестер Гелиад

Выставки в Археологическом музее Неаполя

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото автора
Неаполь - Москва


Экспонат выставки

В Национальный археологический музей Неаполя ходят не за временными выставками. Постоянную экспозицию этого гигантского музея не охватить за один раз - так пишут путеводители. Хотя на месте вырисовывается совсем другая картина. Архитектуре Неаполя не сильно повезло с местонахождением города между действующими вулканами. Пару раз землетрясения стирали город с карты Италии. Восстанавливаться после катастрофы вошло у неаполитанцев в привычку. Все самое лучшее и самое красивое в Неаполе находится в состоянии перманентного ремонта - невооруженным взглядом его не видно, но если невзначай выглянуть за портьеру окна, выходящего во внутренний двор, там обнаружатся грязь и стройка (хотя строителей при этом не видно).

Археологический музей, несомненно, главная достопримечательность города. Тут есть станция метро "Музей", есть автобусы с направлением Виа Музео, есть и Музейная улица, но на ней, правда, стоит еще и Музей изящных искусств "Каподимонте", который в свое время составлял единую коллекцию с Археологическим музеем и делил с ним здание. Но живопись не прибывала так активно, как археологические находки - они приходят и будут приходить еще долго. Например, в настоящее время приостановлены работы в области античного Геркуланума, так как для полноценного научного исследования пещер, в каковые превратился древний город после извержения Везувия, придется снести современный жилой квартал. Речь об этом постоянно заходит у археологов, но экономическое состояние региона таково, что предоставить новое жилье жителям перенаселенного поселка пока нереально. Работы будут возобновлены, так как в них заинтересовано мировое сообщество, но с одной оговоркой. Разумное использование выделенных на раскопки в Неаполе средств требует жесткого контроля со стороны международной комиссии. Приток античных сокровищ из Геркуланума планируется очень солидный, и сегодняшняя территория музея позволяет не только старым экспонатам вальяжно раскинуться, но и принять в ряды новичков.

Экспонат выставки

Ситуация с ремонтом все же делает посещение музея не праздником для профессионалов, а банальным туристическим ритуалом. Под предлогом ремонта и реконструкции отдельных помещений сокращено число персонала. В итоге первое, что встречает посетителей музея, - это доска с двумя колонками, где напротив десятка названий коллекций стоят прочерки. Значит это, что часть экспозиции музея закрыта. Летом были закрыты залы помпейской живописи, зато работали в полном объеме залы с мозаиками. В конце сентября откроют этот зал с фресками, зато закроют часть скульптурной коллекции Фарнезе. Знаменитый зал с геммами редко работает, так как витрины нужно освещать, но музей работает в режиме энергосбережения. Летом власти предлагают музею активнее пользоваться солнечным светом, соответственно, как только требуется искусственное освещение, зал закрывают на псевдореконструкцию. Из залов без окон мне удалось увидеть только один - с живописью на исторические темы, но без света посещение было бессмысленным.

С другой стороны, состояние относительной заброшенности музея придает ему своеобразный шарм - тут можно спокойно бродить меж статуй, взять за руку Гармодия и Аристогитона, устроить фотосессии Гераклу или Быку Фарнезе. Качество неаполитанских статуй не уступает римским - но ни в ватиканских, ни в капитолийских музеях Рима таких непосредственных встреч с античным искусством позволить себе невозможно. К тому же только в этом музее есть Секретный кабинет - в нем собраны разные объекты искусства эротического направления. Именно в Секретном кабинете выставлены подлинники самых хулиганских изображений со стен помпейских лупанаров, разные скульптурные композиции скабрезного содержания и несчетное количество изображений Приапа. Этот кабинет всегда открыт, там темновато, но не из экономии, а из соображений сохранности фресок. В принципе, праздному посетителю вполне достаточно было бы мраморных статуй на первом этаже, бронзовых голов на третьем и этого Секретного кабинета на втором.

Национальный археологический музей Неаполя

Однако, кроме постоянной полузакрытой экспозиции, в музее проходит одна или две временные выставки - всегда интересные и сделанные профессионалами высочайшего класса. Дело в том, что музей достаточно щедр - судя по табличкам, множество ценных экспонатов гостят в других итальянских музеях (кстати, в Италии существует некий круг археологических музеев, которые связаны между собой обязательствами дружбы и сотрудничества) и за рубежом. Неаполитанцы в отличие от греков, которые летом чуть не сожгли свою Олимпию вместе со знаменитейшим археологическим музеем и статуей Вакха работы Праксителя в нем, не побоялись отдать ценнейшие копии того же Праксителя на выставку в Лувр. Умная внешняя политика музея гарантирует ему отличные выставки международного значения. В этом году в Неаполе экспонируется античный янтарь, найденный на территории Италии. Среди кураторов - специалисты из Британского музея и берлинского Пергамон-музея.

Происхождение янтаря вызывало споры у античных естествоиспытателей, но все они были едины во мнении, что изначально камень представлял собой жидкость. В качестве аргумента ученые единогласно предъявляли застывших в прозрачной смоле жучков. Также существовали версии о том, что богатые месторождения странного камня находятся где-то далеко на востоке - в районе так называемого Восточного моря (то есть Балтийского). Красивый миф о происхождении янтаря излагает в "Метаморфозах" Овидий. Капельки янтаря - это слезы сестер Гелиад, которые, превратившись в тополя, оплакивают своего брата Фаэтона. Последний не справился с управлением колесницей Гелиоса и утонул в реке Эридан. В эту реку и роняют янтарные слезы его сестры-тополя. Местонахождение таинственного Эридана много обсуждалось античными писателями - район того же Восточного моря, долина реки По, Этрурия, Сицилия и Северная Африка. Янтарь находили во всех этих местах с древнейших времен. К сожалению, до нас дошел только "литературный" янтарь второго тысячелетия до нашей эры - яркая картинка нарисована Гомером в XV песне "Одиссеи", где упомянут торговец драгоценностями, который приносит с собой ожерелья из золота и электрона (то есть греческого янтаря). Украшений эпохи неолита на территории Италии не сохранилось, зато на выставке в первом разделе представлено так называемое "сокровище Тирино" эпохи бронзы - крупные необработанные куски янтаря.

Распространенный миф о Фаэтоне, запечатленный в мраморе, как бы открывает итальянскую страницу в истории янтаря. Рельефы с изображением дев Гелиад, чьи сложенные в молитвенной позе руки начинает сковывать кора дерева, украшают вход на выставку, устроенную по хронологическому принципу. Путешествие заграничного и местного янтаря по Италии описано во времени.

Примерно до Х века до н.э. в Италии появлялся только балтийский и африканский янтарь, этрусский еще не добывали. Броши, ожерелья, маленькие скульптурки-амулеты обработаны относительно мастерски, но не настолько изящно, как изделия из следующего раздела. В основном это нанизанные на металлическую нитку круглые камешки величиной с яйцо, носить которые на себе представляется проблематичным. Однако многое говорит за то, что драгоценности принадлежали особам царского происхождения и применялись по назначению. Третий зал открывает эпоху "рабочего" янтаря доримской эпохи - IX - II века до н.э. Цены на камень заметно снизились, так как обнаружили местные месторождения в Этрурии и в долине По. Большинство экспонатов - работы этрусских ювелиров. Грубоватые и неряшливые в вазописи, в ювелирной сфере этруски были вне конкуренции. Целое море изысканных миниатюрных украшений аристократии - цепочки, брошечки, фибулы, заколки, колье. Столько же дешевой продукции для бедноты - всевозможные амулеты (изображения божков) и простенькие кулоны, браслеты и серьги.

В четвертом разделе - янтарь эпохи Римской империи. Украшения стали легкими и носкими. Из него начали делать кубки и прочую домашнюю утварь для богачей (эту часть экспозиции заполнили местные неаполитанские ценности - находки из помпейских захоронений). В I веке производство изделий из янтаря встало на службу медицине - выяснилось, что янтарь врачует раны - останавливает кровь, снимает ожоговую боль, обладает и другими полезными свойствами.

В пятом зале показано триумфальное шествие янтаря по Италии в эпоху Средневековья, когда из него могли делать все, включая нагрудные кресты для высшего духовенства.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;