Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7599) 27 сентября - 3 октября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираСлезы сестер ГелиадВыставки в Археологическом музее Неаполя Екатерина БЕЛЯЕВА
В Национальный археологический музей Неаполя ходят не за временными выставками. Постоянную экспозицию этого гигантского музея не охватить за один раз - так пишут путеводители. Хотя на месте вырисовывается совсем другая картина. Архитектуре Неаполя не сильно повезло с местонахождением города между действующими вулканами. Пару раз землетрясения стирали город с карты Италии. Восстанавливаться после катастрофы вошло у неаполитанцев в привычку. Все самое лучшее и самое красивое в Неаполе находится в состоянии перманентного ремонта - невооруженным взглядом его не видно, но если невзначай выглянуть за портьеру окна, выходящего во внутренний двор, там обнаружатся грязь и стройка (хотя строителей при этом не видно). Археологический музей, несомненно, главная достопримечательность города. Тут есть станция метро "Музей", есть автобусы с направлением Виа Музео, есть и Музейная улица, но на ней, правда, стоит еще и Музей изящных искусств "Каподимонте", который в свое время составлял единую коллекцию с Археологическим музеем и делил с ним здание. Но живопись не прибывала так активно, как археологические находки - они приходят и будут приходить еще долго. Например, в настоящее время приостановлены работы в области античного Геркуланума, так как для полноценного научного исследования пещер, в каковые превратился древний город после извержения Везувия, придется снести современный жилой квартал. Речь об этом постоянно заходит у археологов, но экономическое состояние региона таково, что предоставить новое жилье жителям перенаселенного поселка пока нереально. Работы будут возобновлены, так как в них заинтересовано мировое сообщество, но с одной оговоркой. Разумное использование выделенных на раскопки в Неаполе средств требует жесткого контроля со стороны международной комиссии. Приток античных сокровищ из Геркуланума планируется очень солидный, и сегодняшняя территория музея позволяет не только старым экспонатам вальяжно раскинуться, но и принять в ряды новичков.
Ситуация с ремонтом все же делает посещение музея не праздником для профессионалов, а банальным туристическим ритуалом. Под предлогом ремонта и реконструкции отдельных помещений сокращено число персонала. В итоге первое, что встречает посетителей музея, - это доска с двумя колонками, где напротив десятка названий коллекций стоят прочерки. Значит это, что часть экспозиции музея закрыта. Летом были закрыты залы помпейской живописи, зато работали в полном объеме залы с мозаиками. В конце сентября откроют этот зал с фресками, зато закроют часть скульптурной коллекции Фарнезе. Знаменитый зал с геммами редко работает, так как витрины нужно освещать, но музей работает в режиме энергосбережения. Летом власти предлагают музею активнее пользоваться солнечным светом, соответственно, как только требуется искусственное освещение, зал закрывают на псевдореконструкцию. Из залов без окон мне удалось увидеть только один - с живописью на исторические темы, но без света посещение было бессмысленным. С другой стороны, состояние относительной заброшенности музея придает ему своеобразный шарм - тут можно спокойно бродить меж статуй, взять за руку Гармодия и Аристогитона, устроить фотосессии Гераклу или Быку Фарнезе. Качество неаполитанских статуй не уступает римским - но ни в ватиканских, ни в капитолийских музеях Рима таких непосредственных встреч с античным искусством позволить себе невозможно. К тому же только в этом музее есть Секретный кабинет - в нем собраны разные объекты искусства эротического направления. Именно в Секретном кабинете выставлены подлинники самых хулиганских изображений со стен помпейских лупанаров, разные скульптурные композиции скабрезного содержания и несчетное количество изображений Приапа. Этот кабинет всегда открыт, там темновато, но не из экономии, а из соображений сохранности фресок. В принципе, праздному посетителю вполне достаточно было бы мраморных статуй на первом этаже, бронзовых голов на третьем и этого Секретного кабинета на втором.
Однако, кроме постоянной полузакрытой экспозиции, в музее проходит одна или две временные выставки - всегда интересные и сделанные профессионалами высочайшего класса. Дело в том, что музей достаточно щедр - судя по табличкам, множество ценных экспонатов гостят в других итальянских музеях (кстати, в Италии существует некий круг археологических музеев, которые связаны между собой обязательствами дружбы и сотрудничества) и за рубежом. Неаполитанцы в отличие от греков, которые летом чуть не сожгли свою Олимпию вместе со знаменитейшим археологическим музеем и статуей Вакха работы Праксителя в нем, не побоялись отдать ценнейшие копии того же Праксителя на выставку в Лувр. Умная внешняя политика музея гарантирует ему отличные выставки международного значения. В этом году в Неаполе экспонируется античный янтарь, найденный на территории Италии. Среди кураторов - специалисты из Британского музея и берлинского Пергамон-музея. Происхождение янтаря вызывало споры у античных естествоиспытателей, но все они были едины во мнении, что изначально камень представлял собой жидкость. В качестве аргумента ученые единогласно предъявляли застывших в прозрачной смоле жучков. Также существовали версии о том, что богатые месторождения странного камня находятся где-то далеко на востоке - в районе так называемого Восточного моря (то есть Балтийского). Красивый миф о происхождении янтаря излагает в "Метаморфозах" Овидий. Капельки янтаря - это слезы сестер Гелиад, которые, превратившись в тополя, оплакивают своего брата Фаэтона. Последний не справился с управлением колесницей Гелиоса и утонул в реке Эридан. В эту реку и роняют янтарные слезы его сестры-тополя. Местонахождение таинственного Эридана много обсуждалось античными писателями - район того же Восточного моря, долина реки По, Этрурия, Сицилия и Северная Африка. Янтарь находили во всех этих местах с древнейших времен. К сожалению, до нас дошел только "литературный" янтарь второго тысячелетия до нашей эры - яркая картинка нарисована Гомером в XV песне "Одиссеи", где упомянут торговец драгоценностями, который приносит с собой ожерелья из золота и электрона (то есть греческого янтаря). Украшений эпохи неолита на территории Италии не сохранилось, зато на выставке в первом разделе представлено так называемое "сокровище Тирино" эпохи бронзы - крупные необработанные куски янтаря. Распространенный миф о Фаэтоне, запечатленный в мраморе, как бы открывает итальянскую страницу в истории янтаря. Рельефы с изображением дев Гелиад, чьи сложенные в молитвенной позе руки начинает сковывать кора дерева, украшают вход на выставку, устроенную по хронологическому принципу. Путешествие заграничного и местного янтаря по Италии описано во времени. Примерно до Х века до н.э. в Италии появлялся только балтийский и африканский янтарь, этрусский еще не добывали. Броши, ожерелья, маленькие скульптурки-амулеты обработаны относительно мастерски, но не настолько изящно, как изделия из следующего раздела. В основном это нанизанные на металлическую нитку круглые камешки величиной с яйцо, носить которые на себе представляется проблематичным. Однако многое говорит за то, что драгоценности принадлежали особам царского происхождения и применялись по назначению. Третий зал открывает эпоху "рабочего" янтаря доримской эпохи - IX - II века до н.э. Цены на камень заметно снизились, так как обнаружили местные месторождения в Этрурии и в долине По. Большинство экспонатов - работы этрусских ювелиров. Грубоватые и неряшливые в вазописи, в ювелирной сфере этруски были вне конкуренции. Целое море изысканных миниатюрных украшений аристократии - цепочки, брошечки, фибулы, заколки, колье. Столько же дешевой продукции для бедноты - всевозможные амулеты (изображения божков) и простенькие кулоны, браслеты и серьги. В четвертом разделе - янтарь эпохи Римской империи. Украшения стали легкими и носкими. Из него начали делать кубки и прочую домашнюю утварь для богачей (эту часть экспозиции заполнили местные неаполитанские ценности - находки из помпейских захоронений). В I веке производство изделий из янтаря встало на службу медицине - выяснилось, что янтарь врачует раны - останавливает кровь, снимает ожоговую боль, обладает и другими полезными свойствами. В пятом зале показано триумфальное шествие янтаря по Италии в эпоху Средневековья, когда из него могли делать все, включая нагрудные кресты для высшего духовенства. Также в рубрике:
|