Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7605) 8 - 14 ноября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаИнкогнито из ЦюаньчжоуКитайский "Ревизор" покорил Москву Елена ЛЕВИКОВА
В рамках Фестиваля китайской культуры, завершающего Год Китая в России, в Москву впервые приехал Театр марионеток Цюаньчжоу, имеющий более чем двухтысячелетнюю историю. И, разумеется, это стало одним из самых ярких событий этих дней.Два вечера подряд китайские марионетки радовали, удивляли и буквально завораживали своим искусством российских зрителей, собравшихся в зале Манеж Театра "Школа драматического искусства". Постановка "Ревизора" уже отмечена на родине золотой наградой Второго всекитайского конкурса театра теней и кукол "Золотой Лев", премией за режиссерскую работу "Вэньхуа", а в 2004 - 2005 годах она успешно участвовала в государственном проекте лучших произведений сценического искусства "Номинация на лучшую пьесу". Однако только этим спектаклем Театр Цюаньчжоу не стал ограничиваться и сразу после короткого антракта щедро одарил аудиторию еще несколькими приятными сюрпризами. Если попытаться коротко обозначить общее впечатление от этого представления, то оно сродни культурному шоку. Что-то похожее было, когда мы впервые после всех прочитанных книг, выслушанных рассказов и даже просмотренных видеозаписей своими собственными глазами, наконец, смогли увидеть спектакли традиционных японских театров "Кабуки", а затем и "Но". Причина здесь не только в том, насколько неожиданным оказался в прочтении Театра марионеток Цюаньчжоу хрестоматийный гоголевский сюжет. Хотя театр не просто перевел комедию о мнимом ревизоре на китайский язык, но автор Ван Цзинсянь по сути написал совершенно новую пьесу. Он дал всем героям китайские имена и перенес действие в древнюю Поднебесную. Он сделал так, что Начальник Мнимого уезда, в которого тут превратился гоголевский Городничий, вместе со своими чиновниками не только растратил огромные казенные средства, отпущенные на борьбу со стихийными бедствиями, но даже передал пачки краденых ассигнаций своей ревнивой жене. Однако и китайский Хлестаков тут совсем не похож на того, к которому мы давно привыкли. К моменту, когда разосланные по всему городу чиновники находят его в самой распоследней из гостиниц под названием "Приют добродетели", они со слугой настолько уже изголодались, что им остается только воровать еду. Мяукая для отвода глаз, будто коты, они при помощи высоченной лестницы забираются на кухонную стену над котлом и прямо оттуда выуживают здоровенный кусок мяса. Правда, их радость тут же обрывает ворвавшаяся на кухню Бешеная собака, которая, изрядно потрепав мошенников, убегает с добычей восвояси. При виде появившихся чиновников воришка от страха забирается все на ту же лестницу и почти на ее вершине вдруг лишается чувств. Чиновники же подхватывают эту лестницу и прямо на ней доставляют "ревизора" в департамент. А потом дорогого гостя вывозят на рыбалку, где цепляют на крючок заброшенной им в озеро удочки драгоценные дары... Режиссер спектакля Люй Чжунвэнь в острой гротесковой манере разыгрывает всю эту невероятную историю именно в кукольном воплощении. Причем использует одну из самых сложных систем, которые только знает мировая сцена. Куклы в этом театре вместе с его актерами творят настоящие чудеса. В спектакле "Ревизор" кукол более пятидесяти, хотя героев значительно меньше. Некоторых персонажей играют несколько последовательно заменяемых кукол в разных одеждах, с разными прическами. Весьма выразительные их лица статичны. Зато тела настолько подвижны, что, кажется, способны в умелых актерских руках передать практически любое эмоциональное состояние и выполнить любое из необходимых действий. Работают пальцы, кисти рук, локти, плечи, ступни ног, колени... Сделанные из дерева головы могут так склоняться и поворачиваться, что возникает иллюзия смены выражений лиц. Управляющий одной куклой актер держит в руках более тридцати нитей, а особенно сложных "героев" ведут и вдвоем. В финальной сцене спектакля, когда для персонажей "Ревизора" все тайное вдруг становится явным, театр и от зрителей уже больше ничего не таит. Внезапно сверху и по бокам сцены спадают полотнища черной ткани, скрывавшие от зала актеров, и можно наглядно рассмотреть, как все это делается. Как актеры, выбрав нужную им куклу, ловко взбираются по вертикальной боковой лестнице, выводят своего персонажа на сцену и, максимально точно и слаженно действуя на значительной высоте, добиваются такой виртуозности в движениях. Зал встретил этот жест театра настоящей овацией. А после антракта под нескончаемые аплодисменты зала Театр марионеток Цюаньчжоу показал еще несколько коротких миниатюр, намеренно используя открытый прием. Актеры уже не прятались от зрителей, управляемые ими марионетки легко кувыркались через голову, выстраивались в настоящие цирковые пирамиды, орудовали мечами, брали в руки и переставляли с места на место или отбрасывали различные предметы, а четыре кокетливо танцующие старушки в одно мгновение обращались в прекрасных юных девушек. В программке сказано: "По сравнению с другими традиционными кукольными спектаклями работа в цюаньчжоуском театре самая сложная, и, чтобы стать хорошим кукловодом, надо обучаться в течение пяти лет, а потом иметь долгую практику". Но, похоже, древняя традиция жива не только благодаря отточенной технике, а и репертуарному чутью. Ревизор - он ведь и в Китае ревизор, и наверняка со своим "секретным предписанием". Также в рубрике:
|