Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7605) 8 - 14 ноября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Барокко как ритуал

В Москве прозвучала первая в истории опера на русский сюжет

РАРИТЕТЫ

Анна БУЛЫЧЕВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

В наше время старинной оперой никого не удивишь. Не выезжая из Москвы, можно за пару недель услышать хрестоматийную "Дидону и Энея" Пёрселла и редкостную "Антигону" Траэтты. Постановка "Бориса Годунова" Иоганна Маттезона выделяется среди всех подобных пафосом барочности. Она от начала до конца сделана, следуя духу и букве эпохи, афиши украшают слова "барочная опера 1710 года". Не только для того, чтобы не путали с Мусоргским, барокко - это бренд.

Точное название оперы Маттезона - "Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон". Опираясь на "Историю о великом княжестве московском" Петра Петрея и "Историческую кадильницу" Эразма Франциски, композитор написал либретто, где борьба за трон смешивается с галантными интригами. Тогда были в моде фантастические love stories из жизни реальных исторических персонажей, обитавших на окраинах Римской империи. Барочные драматурги не боялись разойтись с фактами, описывая куртуазные похождения Ксеркса, Дария или еще какого-нибудь азиатского царя. Поэтому в финале оперы коронация Бориса сопровождается свадьбой трех влюбленных пар, причем дочь Бориса Аксинья (Ксения) счастливо сочетается браком со шведским принцем Гавустом, а Ирина Годунова, едва схоронив Феодора Иоанновича... выходит замуж за Филарета Романова! (У реального Филарета была не жена вовсе, а сестра по имени Ирина, вышедшая замуж за окольничего по фамилии Годунов.)

Маттезон, однако, ступил на опасную территорию, выведя на сцену двух царей, двух патриархов и двух иноземных принцев - шведского и датского: слишком недавние события затронул, слишком близко были Россия, Швеция и Дания от его родного Гамбурга! Вероятно, по этой самой причине при жизни автора опера не ставилась, и честь увидеть мировую премьеру выпала потомкам без малого три века спустя.

Почти любую барочную оперу можно сжать в камерный спектакль для кружка интеллектуалов, а можно развернуть в роскошное зрелище со впечатляющими переменами декораций и спецэффектами, достойными Голливуда. Постановщик "Бориса" Клаус Абромайт, по профессии хореограф и художник, выбрал средний путь. Сценография сводится к девяти люстрам и раковинам вдоль рампы, зато каждый из костюмов Штефана Дитриха - сам по себе зрелище. За основу взята театральная мода начала XVIII века, русские элементы введены с истинно барочной причудливостью. Чего стоят сочетание длинной седой бороды и плюмажа у Феодора Иоанновича или кокошник поверх шлема у Ирины Годуновой! Где-то на заднем плане маячат высокие боярские шапки, а самого царя Бориса нарядили "королем-солнцем".

С точки зрения содержательной спектакль Абромайта - стилизованная игра в барочную оперу. Режиссер не побоялся быть непонятым современниками и в реконструкции барочного театра пошел гораздо дальше, чем это обычно бывает. Аутентичные жесты, почерпнутые из старинных руководств, подробно разработанная пантомима и танцы группы "Барочный балет Анджолини" сливаются в изумительное, очень живое хореографическое действо. Запутанный сюжет внятно разъясняется пантомимой, танцоры украшают своим присутствием не только менуэты и пасспье, но и все арии в танцевальных ритмах, а также служат "живыми декорациями": в монастыре они монахи, в тронном зале - "статуи".

По версии создателей спектакля, главный герой оперы - не Борис, а Федор Никитич Романов-Юрьев (Филарет). В молодости первый красавец на Москве, он в опере Маттезона стал первым героем-любовником. Ни одна роль в спектакле так не вылеплена пластически, как роль Федора. Обаятельный канадский бас Тревор Боуз то изображает летящего Амура, то разыгрывает с неуступчивой Ириной Годуновой дуэль на шпагах, то в финале первого акта лихо отплясывает после смерти царя Феодора. Финал всей оперы также хореографический - блистательная чакона. Финал второго акта (призвание Бориса на царство) можно признать шедевром постмодернизма: старцы в черном и босоногие отроки в белом поют "Борис, снизойди к нам и милостив будь!" в ритме менуэта и этот самый менуэт и танцуют!

У Абромайта с избытком эрудиции и остроумия, но поскольку он понимает барочный спектакль как архаический ритуал, сродни традиционному театру Африки и Океании, в его постановке не хватает места эмоциям. Горячие барочные страсти только изображают понарошку и с иронией, а это всегда охлаждающе действует на музыку, даже когда играет "Оркестр Екатерины Великой" во главе с Андреем Решетиным. Оркестр, объединяющий музыкантов разных стран, исполнил партитуру Маттезона стильно, изящно, а местами и не без драйва - особенно танцевальные пьесы. Решетину удалось превратить семьдесят с лишним музыкальных номеров почти четырехчасового спектакля в единое драматургическое целое, безошибочно определяя верный темп и ритм.

Правда, инструментовка немецкого музыковеда Иоганнеса Пауша не отличается ни эффектностью, ни разнообразием и скорее рассчитана на сугубо камерный зал, нежели на оперный театр. Тем не менее если красоты музыки Маттезона, современника Баха и Генделя, сплошь и рядом ускользали, это не вина оркестра. Как ни удивительно, аутентисты, так трепетно относящиеся к качеству звука, технике игры и ансамблевой культуре, сплошь и рядом демонстрируют странное пренебрежение к исполнению вокальных партий. Солисты из Италии, Германии, Англии, Австрии, Канады и России как именитые, так и начинающие не справлялись с колоратурами и не делали не то что стилистических, но даже фонетических различий между ариями на немецком и на итальянском языке (барочные оперы, написанные в Гамбурге, - городе иностранцев, были как минимум двуязычны). Кристально чистой интонацией порадовали только ученики Хорового училища имени Глинки. Особенно печально, что ансамбли пелись вразнобой и как попало, никто не позаботился добиться минимального слияния голосов. Из-за этого не только пострадали прекрасные любовные дуэты, но вообще понизился эмоциональный градус музыки. Следовательно, музыка скромно отошла на второй план, уступив первенство его величеству театру.

У "Бориса Годунова" есть прекрасная перспектива из разового проекта превратиться в репертуарный спектакль Михайловского театра. Стильный, вкусный, легкий для восприятия, несмотря на протяженность и экзотичность драматургии, он вполне может полюбиться широкой публике. Особенно если немного "потеплеет".

Также в рубрике:

РАРИТЕТЫ

МУЗЫКА

ВЫСТАВКА

ТЕАТР

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;