Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7623) 13 - 19 марта 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительНаш человек в арт-бизнесе"Золото Трои" на "ТВ Центре" СЕРИАЛАнастасия МАШКОВА
Генрих Шлиман справедливо почитается как отец-основатель современного арт-рынка. На исходе XIX века полотна титанов Возрождения находились в самых неожиданных местах (так, А.Бенуа нашел знаменитую "Мадонну" Леонардо чуть ли не на чердаке). Вопрос: верить или не верить? - зависел от репутации исследователя. Маргинал, человек без систематического образования, иностранец в России и в Европе, Генрих Шлиман создал миф о себе как о великом знатоке... Однако именно он нашел Трою, которую его современники считали поэтической выдумкой, мифом. Это, пожалуй, самый известный факт из жизни великого мистификатора. Можно понять, почему Игорь Каленов, известнейший российский продюсер, глава компании "Никола-фильм", ради приключений Генриха Шлимана сел в режиссерское кресло. Генрих Шлиман вызывает огромную симпатию как self-made man, человек, самостоятельно создавший свою жизнь. Кстати, эта идеология очень непопулярна в России, где все провалы и неудачи, равно как и достижения человека, связывают с происхождением и возможностями, обеспеченными предками. Соответственно, многие гордятся своим происхождением так, как будто оно - дело рук самого индивида. Максима "неважно, кто ты и откуда, важно - куда ты идешь" не близка нашему сердцу. А вот у гениального археолога-самоучки большая часть биографии была именно делом его воображения. Вырвавшись из нищеты, самостоятельно выучив как минимум пятнадцать языков, став весьма успешным предпринимателем, он рискнул сломать привычный образ жизни. Исследовав поэмы Гомера как документальные свидетельства, Шлиман приехал на территорию античной Эллады и действительно обнаружил там все, о чем писал "старец великий". Именно с этого события ведет отчет современная "эра Водолея", или же new age: стремительное возрождение дохристианских религий, постхристианская эклектическая смесь многих верований в попытке обрести общий для всех мировоззренческих систем "путь к себе". Однако авторам сериала "Золото Трои" более близка версия Шлимана-мистификатора. Раз за разом "их" Шлиман исследует мифы и легенды народов, дабы подтвердить происхождение различных артефактов, попавших в его руки. Иногда странности в жизни обладателей этих артефактов объясняются очень просто, но нередко совершенно неожиданным образом подтверждаются особые, магические качества мечей, масок и т.д. "Генрих Шлиман с группой верных друзей ищет похищенный меч Рюрика в царской России, сражается с призраками викингов в сумрачной Скандинавии, ловит жуликов в историческом музее Парижа, выводит караван с контрабандой из-под носа турецкого султана и сражается с греческими бандитами, его ждут приключения в загадочном Китае и жаркой Мексике" - гласит пресс-релиз сериала. Поскольку речь здесь идет о контексте, что по зубам людям, как минимум прочитавшим "Старшую Эдду" вместе с "Младшей..." и отличающим Локи от Одина, то выдумкам сценариста Олега Лабецкого охотно поверит "самый широкий круг зрителей". Хотя зачастую эти сценарные ходы выглядят так же невероятно, как, например, такая гипотетическая история с густым российским колоритом: группа подростков случайно нашла в Измайлове перстень Петра Первого, продала его на барахолке в Алтуфьеве, после чего артефакт всплыл на вернисаже "Измайлово", где случайно оказался видный историк из Голландии... Невероятно, но бывали похожие невыдуманные истории. Во всяком случае, во времена Шлимана. Разумеется, такой подход предполагал роскошное зрелище, мощные спецэффекты, покоряющие прежде всего своим правдоподобием. Но вот тут - главная "загвоздочка": российское кино пока не располагает бюджетами и производственными мощностями подобного масштаба. Скорее всего, продюсер Каленов все проблемы, предстоящие Каленову-режиссеру, осознавал, но отказать себе в счастье "застолбить" уникального исторического персонажа не смог. Это же практически непридуманный Индиана Джонс! Кстати, сериал о приключениях Индианы Джонса решено продолжить: публика уже воспринимает этого героя Стивена Спилберга как "хорошо забытое старое". У Каленова на экране - вяловатое, разряженное ретро и слишком явное желание скрыть предметный мир сериала импрессионистическими туманами. Куда бы ни забросила судьба Генриха, всюду за пределами нашего богоспасаемого Отечества, как в журналистских штампах времен застоя, "идет дождь" - в Париже, вблизи норвежских фьордов, на руинах Трои. Российскому археологу, увы, не дано бегать от оживших мумий или осуществлять левитацию под воздействием колдовских чар! Однако главным достижением сериала, как это часто бывает в российском (а ранее - в советском) кино, становится образ главного героя. В отсутствие шпионских подвигов (а ля "бондиана") он покоряет способностью мыслить и публично рассуждать в кадре, а также общей интеллигентностью облика. Что и удалось малоизвестному пока артисту Валерию Кухарешину, в последний момент заменившему в роли Шлимана Леонида Ярмольника. Этот неожиданный прорыв, по моему личному мнению, и следует считать главным достоинством сериала... А мы, россияне, упорно считаем "своим" если не самого полулегендарного Генриха Эрнестовича, то найденное им добро. И отдавать его пока не собираемся. Также в рубрике: |