Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7623) 13 - 19 марта 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Шаткое равновесие до боли в пояснице

"Чайка" в постановке Вячеслава Долгачева на off-Broadway

ТЕАТР

Светлана ХОХРЯКОВА
Нью-Йорк - Москва


Сцена из спектакля

"Classic Stage Company" (CSC) располагается в Нью-Йорке между 3-й и 4-й авеню (тут всегда крайне важно место нахождения, и то, Бродвей ли это, офф-Бродвей или офф-офф-Бродвей, это как классификация). Это одна из наиболее серьезных компаний, работающих на офф-Бродвее и постоянно обращающихся к серьезной драматургии. На афишах - "Лягушки" Аристофана, "Электра" и "Орестея", "Ричард III", но все это уже во второй половине марта и далее. А пока с 20 февраля по 13 апреля здесь играют чеховскую "Чайку" в постановке российского режиссера, художественного руководителя московского Нового драматического театра Вячеслава Долгачева. Крупно анонсируются прежде всего актеры. Дайан Вист, обладательница двух "Оскаров" (она играет Аркадину) и Алан Каммин (он - Тригорин и обладатель премии "Тони").

Для человека, внимательно следящего за тем, что происходит в кино, в списке действующих лиц и исполнителей будет и еще немало открытий. Начнем с того, что уже упомянутые актеры, особенно Дайан Вист, не раз снимались у Вуди Аллена ("Пули над Бродвеем" - ее визитная карточка). Келли Гарнер - Нина Заречная - в кино с 14 лет, и в ее послужном списке немало известных кинопроектов, включая "Авиатора" Мартина Скорсезе. А господин Дорн - Дэвид Рэш, работал у братьев Коэн, а также в таких нашумевших картинах, как "Рейс 93" Пола Гринграсса и "Флаги наших отцов" Клинта Иствуда. Сценография - дело рук прославленного художника Санто Локуасто, сделавшего 24 фильма с Вуди Алленом. Добавим сюда еще и знаменитого бродвейского гримера Пола Хантли - и картина будет полной.

Вячеслав Долгачев в течение 18 лет преподает в США, давая уроки актерского мастерства в разных университетах, ставил спектакли в Чикаго и Майами. В один из его классов, куда приходят не только студенты, но и звезды, наведалась и Дайан Вист, была впечатлена тем, как он разбирает чеховские рассказы, и высказала пожелание вместе поработать. И вот спустя год это стало возможным.

Я беседовала с Дайан и Аланом Каммином, и они просто в восторге от самой возможности поработать над Чеховым да еще так углубленно и необычно. То, что для русского артиста - норма, тут воспринимается иначе, как для нас в свою очередь удивительна сама система проката американского спектакля. "Чайка" идет восемь раз в неделю, включая дневные показы. Сейчас, когда пишутся эти строки, сам Долгачев еще в Нью-Йорке, где только что состоялась премьера, а до того шли так называемые превью, обкаты на публике.

Автору этих строк довелось стать буквально первым журналистом, допущенным на них. В остальные дни приглашались представители прессы строго по одному на спектакль. Такова система. Отношение к печатному слову и к оценке критика здесь совершенно иное, нежели у нас. В России принято считать, что слово это не влияет ни на какие процессы и уж тем более на кассовые сборы. В Америке оно может свести на нет работу целого коллектива. Словом, очень многое было удивительным в этом опыте, как и сам театр - небольшой, начинающийся не с вешалки (ее здесь вообще нет, как и практически во всех театрах, и даже в "Метрополитен Опера" пальто в гардероб не сдают, а так и держат в руках), а с кафе, где день деньской толпится народ, просто проходящий мимо, чтобы выпить чашку кофе. Сразу даже и не поймешь, куда ты попал - в театр или в бар. Зал небольшой, и сцены в привычном смысле нет. Вернее, она есть, но нет тут никаких карманов для декораций, круга и колосников. Только небольшие подмостки, проходящие узкой полосой и тут же упирающиеся в каменную стену. Так что все сценическое пространство простирается буквально перед зрителем: зеркальный квадрат пола, а на возвышении - терраса с прозрачными занавесками в первом акте, идущем 1 час 55 минут, и тяжелыми темными шторами во втором 50-минутном акте. У меня была возможность после спектакля рассмотреть все то, что составляет сценическое убранство: тут сплошь подлинные вещи - монеты, вазы, разве что номера газеты "Новое время" не настоящие, а отксерокопированные, старые-то давно пожелтели. Все это совершенно не просматривается в деталях с расстояния зрительных рядов, и можно было бы обойтись бутафорией, но в США это не принято. Зачем подмены, когда в полном изобилии подлинники и найти их очень нетрудно.

В этом мире подлинных вещей и существуют герои спектакля. И самое удивительное во всей этой истории было то, что живут все персонажи абсолютно живой жизнью. Чеховских пьес каждый театральный критик за свою жизнь нагляделся вдосталь. И, увы, в последние годы мы все чаще восхищаемся чеховскими постановками, привезенными к нам откуда-нибудь из Европы, в них и новые прочтения, и новизна чувств. С американской "Чайкой" произошел именно такой случай. Публика, сидящая в зале, в массе своей содержания пьесы не знает и воспринимает ее как абсолютно свежую историю. Актеры, занятые в "Чайке", не столь искушены в чеховской драматургии, как российские, поэтому и внедряются в эту драматургию легко и непредвзято. Вот им и удалось сыграть абсолютную комедию, как это и задумано Чеховым, не передраматизировав ее ненужным надрывом. Многие персонажи "Чайки" у нас давно уже не воспринимаются как реальные люди, это нечто обросшее стереотипами. А тут вдруг выходит изумительная Дайан Вист, и столько очарования в ее Аркадиной, и при этом неуверенности в глазах. Она стареет, а в жизни так много зыбкого - сын стреляется, молодой любовник засматривается на Нину Заречную, и надо с этим жить. Едва ли не впервые воспринимаешь такую несамоуверенную Аркадину, как всего лишь женщину, и столько сочувствия вызывает эта героиня. Зал смеется, когда Аркадина хватается за бок - прихватило поясницу.

Тригорин Алана Каммина - трогательный и милый. Он лишен какого бы то ни было лоска, он очень простой человек, как, собственно, и задуман Чеховым. Сама органика Каммина необыкновенно подходит для этой роли. Он очень смешно записывает в записную книжку свои наблюдения за жизнью. И зритель смеется, глядя на него. При этом у Тригорина в глазах страх. Он, как и Аркадина, и Треплев, - очень неуверенный в себе человек. Героев не раздирают бешеные страсти и приступы неврастении, в них живет какой-то мелкий испуг и неуверенность в себе и других. Шаткое равновесие - вот их состояние.

Все происходит словно здесь и сейчас, хотя костюмы и предметы сценического убранства, как мы уже сказали, воспроизведены сообразно чеховской эпохе. Но вот бросились навстречу друг другу Костя Треплев и Нина - сделали это, как сделали бы это современные молодые люди, порывисто и откровенно. Шамраев - гигантский мужчина едва ли не двухметрового роста, в толстовке и фартуке, как дворник или Герасим из "Му-му", - простой русский человек, очень непосредственный, без церемоний приобнимающий Дорна с Аркадиной, даром, что управляющий имением. Вообще, с русскими лицами тут все в порядке. Один только рыжий Яков чего стоит.

Интересно, что на спектакль приезжали студенты из Дакоты. Так вот среди этих ребят был совсем молодой человек, которого нам представили как исполнителя роли Лопахина в студенческом опусе. Ну вылитый русский мужик из глубинки, даром что американец.

Самая утонченная, вопреки традиции, тут получилась Маша в исполнении Марджан Нишат. Она, как водится, в черном, но отнюдь не грубовата, не эдакая "любительница абсента", а вернее, водки и табака, она просто прекрасное, метущееся существо, и так странно, что Константин не обращает внимания на эту женщину, погруженный в думы о собственной состоятельности и недостижимости Нины. Вообще, кастинг произведен идеально. Знаю, что был он долгим, шел методом проб и ошибок. В результате сложился отличный актерский ансамбль. Проходных ролей просто нет. Потому как для каждого из этих актеров, вполне состоявшихся, а то и знаменитых, встреча с Чеховым - дар Божий, именно так и воспринимают они выпавшую на их долю удачу, а уж Вячеслава Долгачева превозносят до небес. Без него было бы все по-другому. Уже на первых репетициях, как рассказывал мне переводчик, работавший на спектакле, многое изменилось. Все, что напридумывали актеры, было почти целиком отброшено, и открылось новое толкование материала, за которым и пошли. Долгачев торопится внести какие-то поправки, потому что после премьеры он, согласно принятым в США нормам, не имеет права делать актерам замечания, они даже могут призвать его к ответственности, если он нарушит условия договора.

"Чайку" хотят приобрести бродвейские продюсеры. Если это случится, то Вячеслав Долгачев станет первым русским режиссером, чей спектакль пойдет на Бродвее. А пока он получил предложение от дирекции "CSC" поставить "Дядю Ваню" (уже известно, что Астрова сыграет Алан Каммин), а далее - всю чеховскую драматургию.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ПРОВАЛ

  • Упавшие с коня
    Фестиваль-продажа "Традиции и современность" в Большом Манеже

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Error: Cache dir: Permission denied!

Warning: fopen(/var/www/kultura/data/www/kultura-portal.ru/setlinks_af82b/cache/kultura-portal.ru.links) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/kultura/data/www/kultura-portal.ru/setlinks_af82b/slclient.php on line 160