Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22-23 (7636) 19 июня-25 июня 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаКарманник победил "Девственность" Итоги "Кинотавра". Новые люди и фильмыСветлана ХОХРЯКОВА Фото Сергея ИВАНОВА
В воскресенье в Сочи завершился 19-й Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр". Проходил он в сжатые сроки, так что дни были заполнены плотно. На фестивале и кинорынке фактически была представлена вся российская киноиндустрия, аккредитовано три с половиной тысячи человек (год назад эта цифра достигала только двух тысяч). Одних только журналистов - свыше 450 человек. Как заметил руководитель "Кинотавра" Александр Роднянский, несмотря на не совсем оптимистический тон фильмов, они все же внушают оптимизм относительно будущего нашего кино. В основном конкурсе в итоге представили не 15 картин, как было заявлено, а только четырнадцать, поскольку "Старшая жена" Ивана Соловова не была готова по техническим причинам. Да и многие другие картины поступали на "Кинотавр", что называется, с колес, с горяченькими копиями, так что авторы фильмов иной раз и сами впервые смотрели свое детище вместе с публикой. А мы, почти всякий раз, отправлялись в неведомое, поскольку имена режиссеров и многих актеров ни о чем не говорили - очень много дебютантов и новых лиц на экране. Российское кино заметно омолаживается по всем фронтам. Публика, приезжающая на "Кинотавр" посмотреть на знаменитых артистов, бывает разочарована - сплошь неизвестные ей лица. А приз за лучшую мужскую роль получил ирландец Джетро Скиннер, сыгравший в прелестном фильме Оксаны Бычковой "Плюс один". Равных ему среди наших актеров на сей раз не было. Самое интересное, что и наши мэтры, посетившие "Кинотавр" в качестве гостей, интересовались: кто же такие Артем Ткаченко и даже Марина Голуб, входившие в состав жюри. Помимо этих актеров, в его состав входили: продюсер Роман Борисевич, год назад получавший на "Кинотавре" награды за свой проект "Простые вещи", кинооператор Юрий Любшин, кинорежиссер Марина Разбежкина, киновед Елена Стишова. А возглавлял жюри кинорежиссер Павел Чухрай. Решение, которое они вынесли, у кого-то вызвало восторг, а кто-то назвал его самым конформистским, каким оно только могло быть. Но, слава богу, никто не бросался на жюри с кулаками и не скандалил, как было год назад, когда жюри во главе с Вадимом Абдрашитовым подвергалось непозволительным выпадам со стороны наших кинематографистов. Но обид и непонимания все равно хватало. К тому же жюри слишком долго совещалось, провело несколько заседаний, видимо, споры не прекращались. В результате в день вручения наград улетел в Москву дневным рейсом Александр Прошкин, уверенный на все сто, что ему-то ничего не дадут - так показалось по умонастроениям гостей фестиваля. Причем улетал он, когда решение в его пользу было вынесено. Ксения Раппопорт тоже на церемонии не присутствовала, покинув фестиваль незадолго до его финала, как нам объяснила дирекция, услышав резкие слова в адрес картины "Юрьев день". В итоге ей пришлось возвращаться за наградой, но авиарейсы постоянно задерживались, так что Ксения прилетела в Сочи, когда торжественная церемония завершилась. На церемонии не присутствовали и другие победители - Бакур Бакурадзе и Игорь Волошин. Все связаны рабочими обязательствами, новыми проектами, всем некогда. Кирилл Серебренников, к примеру, прилетел в Сочи на день, представил фильм "Юрьев день", провел пресс-конференцию в экстремальных условиях сразу после показа, а не на следующий день, как это принято на "Кинотавре", улетел в Москву, где он набирает курс в Школе-студии МХАТа. Но все же жаль, когда такая элегантная церемония закрытия не досчитывается своих главных фигурантов. Зато посетил фестиваль Никита Михалков, но очень многие даже и не подозревают о его визите. Он представил свой фильм "12" на площади перед Зимним театром, побывал на вечеринке по случаю 50-летия Сергея Маковецкого, а потом жил по своему индивидуальному графику, вдали от посторонних глаз. Даже на премьеру дочерей не пришел: сестры Михалковы продюсировали фильм "Скажи Лео" и таким образом дебютировали в новой для себя профессии, освоив полный метр. Вообще, на фестивале довольно сложная эмоциональная жизнь, поскольку пределов творческому самолюбию нет. Почти каждый чем-то недоволен: одного не взяли в основной конкурс, другому не дали приз, недостаточно тепло приняли его картину. Труднее всего приходится дирекции и отборщикам. Надо каждый день выдерживать чей-то натиск и непомерные амбиции. Один из режиссеров во время церемонии закрытия идет демонстративно ужинать в ресторан, видимо, заранее проведя предварительную работу по разведыванию результатов. Раз приза не дают - не пойду, и даже брошусь навстречу возвращающимся с торжественной церемонии коллегам с чемоданами, спеша на незапланированный и преждевременный рейс. И в голову не приходит поздравить своих товарищей по цеху с победой, как и то, что кто-то, помимо тебя, тоже может снять хороший фильм, который впоследствии и будет премирован. Почему-то Джордж Клуни, не получив в Венеции награды, ходит с улыбкой, продолжает жить и веселиться, радоваться успехам коллег. А у нас вечно какие-то тяжелейшие драмы, фатальная недоброжелательность и элементарное неуважение к собратьям по цеху. Журналистам и критикам тоже достается. Им на пресс-конференциях угрожают судом. Алексей Учитель, к примеру, грозно заявил нам, что если мы позволим себе некоторые писания по поводу его фильма "Пленный" и актеров, в нем задействованных, то суд нам обеспечен. Совсем еще молодые актеры, попавшие в "Пленного" из разных городов страны, дебютанты, и сами, похоже, были напуганы таким неординарным поведением. Между тем, "Пленный", поставленный по произведению Владимира Маканина, взят в конкурс фестиваля в Карловых Варах. В общем, о нравах приходится писать из года в год, но мало что меняется. Легко, пожалуй, только с молодыми, у которых нет непомерных амбиций и мозги иначе устроены, они на жизнь смотрят по-другому, и диалог завязывается с ними более здравый и интересный. В ночь перед закрытием фестиваля (иного времени нет, время расписано) критики по традиции собираются на свое заседание, чтобы подвести некоторые итоги и определить победителя. В нашем списке в результате голосования первое место по количеству набранных баллов получила картина Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь" (она была представлена вне конкурса), далее следовали "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Шультес" Бакура Бакурадзе и "Девственность" Виталия Манского. Приз критиков в итоге достался фильму "Дикое поле", представленному в основном конкурсе. Картина сложилась пестрая, и сам конкурс собранием шедевров не стал, такое и невозможно. Была пара совсем провальных фильмов, в силу разных причин затесавшихся в программу, но и они дополняли общую картину. Было немало совпадений, и некоторые фильмы можно вполне показывать в комплекте - так они невзначай корреспондируются. В конкурс включили документальную ленту Виталия Манского "Девственность". Так теперь делают главные фестивали мира. Осталось только дополнить конкурс полнометражным анимационным фильмом, и "Кинотавр" будет подобен Канну. После показа "Девственности" один экзальтированный член киносообщества упал перед Виталием Манским на колени от переполнявших чувств. Повторилась ситуация с Майклом Муром на Каннском кинофестивале, когда тому целовали ноги, падали перед ним ниц после показа документального фильма "Фаренгейт 9/11", который завоевал "Золотую пальмовую ветвь". Виталий Манский наград не получил, но несомненно снял очень спорную и сильную картину, которая никого не оставила в спокойном состоянии: ее либо нещадно бранили, либо пели хвалебные гимны. В определенном смысле она отразила не только состояние умов в стране, в кино и на данном конкретном фестивале, к ней все время возвращались, обсуждая другие увиденные фильмы, происшествия на улице, разговор с соседями по этажу, которые, не считаясь ни с кем, вели себя безобразно по отношению к тем, кто, по несчастью, оказался рядом. Стало уже общим местом говорить о нас самих и нашем кино как о "диком поле" по названию фильма Калатозишвили и о состоянии "девственности" умов. В самом начале фильма Манского к пожилой женщине обращаются с вопросом, есть ли у нее мечта. Действительно есть: "Спокойно в туалет сходить без очереди, помыться". А остальное все есть, скажем, пенсия три тысячи рублей. В то же самое время юные провинциалки мечтают совсем о другом. Одна готова за три миллиона долларов лишить себя прилюдно девственности в рекламном ролике при помощи бутылки от пепси-колы с длинным горлышком. Как тут не вспомнить "Груз 200" и пресловутую бутылку. И в кино ходить не надо, жизнь сама покруче любого кино. Девушки хотят в "телек", желательно в программу "Дом-2". Предать кого-то, убить - никаких проблем, если взамен откроется новая жизнь в розовом цвете. Девственность продают через Интернет за три тысячи долларов. Все это в целом можно определить новым емким словом "жесть" или, как скажет сам Манский, "жесть конченная". Кое-кто из участников и создателей проекта "Дом-2" становится героями этого фильма. Картина возникает покруче самого "Дома-2", с которым ведут бесконечную борьбу некоторые депутаты и общественные деятели, а юные создания и их родители не могут оторваться от программы, мечтая попасть в нее или отправить туда за счастьем своих детей. Конкурс короткого метра, где представлены были в основном работы студентов, оказался на удивление предсказуемым, ничем не удивил, хотя от совсем молодых и их первых высказываний всегда ждешь чего-то странного и поискового. Но никакой свободы полетов и неожиданностей эта программа нам не открыла. А вот основной конкурс при всей скромности его достижений (увы, это по большому счету так) какими-то вещами удивил, удивили люди, создававшие кино. Иной раз они проявили себя совсем уж с неожиданной стороны. О фильмах, показанных на "Кинотавре" мы еще расскажем в следующих номерах "Культуры", но о чем-то нельзя не сказать в рамках этого обзорного текста. Более всего удивил и шокировал Александр Мельник, дебютировавший фильмом "Новая земля". Какое только жанровое определение ему не давали, неизменно добавляя, - "с элементами каннибализма". Сам режиссер определил жанр как антиутопию, события которой разворачиваются в недалеком будущем, в 2013 году. Смертная казнь отменена, а потому тюрьмы переполнены. Вот и создается некое экспериментальное поселение на северном острове, где, кажется, и жизни нет - так суровы условия. Тут надо выживать, преодолевая не только климатические тяготы, но и среди своего криминального брата. Выжить предстоит наиболее сильным. Слабые будут съедены теми, кто в данный конкретный день победил. И Александр Мельник живописует нам процесс приготовления пищи из себе подобных. Интересно, что разруганная критиками картина, рассматривалась в качестве потенциального претендента в конкурс прошедшего Каннского кинофестиваля и понравилась его отборщику Жоэлю Шапрону. И на кинорынке, по нашим сведениям, она имела успех, ее хотят показывать по стране и уже заключены соответствующие соглашения. Интересно, что сам режиссер, в прошлом выпускник гидрологического института, журналист и издатель, работал на полярной станции, а ныне возглавляет фонд "Андреевский флаг". Он немало сил положил на объединение нашей и зарубежной церквей, занимался тем, что переносил мощи святых в Москву из дальних стран, организовывает крестные ходы, в частности, тот, что прошел через всю страну от Владивостока до Москвы. И вдруг такой людоедский страшный фильм. Журналисты были шокированы его трактовками на обсуждении "Новой земли": "Если не можешь простить - убей, не можешь убить - прости". Эту дилемму и решает на экране герой Константина Лавроненко, которому приходится выживать в лагере смертников, питающихся человечиной. Режиссер рассматривает свой фильм как очень доброе кино, надо только к нему привыкнуть, а может, и пересмотреть неоднократно, тогда будешь спать спокойно и совесть в итоге проснется. "Мы сняли полезное кино с точки зрения пробуждения людей". На наших глазах людям отрезают ноги, головы. Кто-то пытался предупредить съемочную группу о том, что показанное насилие лишний раз вводит во грех. Но режиссер успокоил тем, что получил благословение на эту работу. И вообще, это ведь кино, которое предупреждает, а мы и без того жрем друг друга на работе, в политике, происходит это на каждом шагу. "Новая земля" по российским меркам высокобюджетный фильм, потянувший на 12 миллионов долларов, снимали на Шпицбергене, Мальте, в Крыму. Пейзажи, конечно, впечатляют, многие специалисты потрудились на славу, работа, действительно, проделана колоссальная, но по части нравственности и духовной составляющей возникает множество вопросов. Слишком много несовместимого. Слоган фильма таков: "Новая земля" ждет тебя". Возникает вопрос, почему же она нас ждет. Но, как говорит Александр Мельник, никто не знает, что нас ждет. Авторы фильмы пытались уйти от ситуации, всем известной по делу Виталия Калоева. Но герой Константина Лавроненко попадает в тюрьму после того, как расстрелял диспетчера, по вине которого в авиакатастрофе погибла его семья. Так что аналогии все равно лезут в голову. К "Шультесу" Бакура Бакурадзе тоже возникает немало вопросов морально-нравственного свойства. Собственно таковые все время рождаются по отношению к картинам, произведенным компанией Сергея Сельянова "СТВ". Достаточно вспомнить прошлогодние дебаты, связанные с "Грузом 200" Алексея Балабанова. После "Шультеса" многие впечатлительные зрительницы поближе прижали к себе свои сумки: ведь кто его знает, не появлялся ли во время просмотра какой-нибудь "Шультес", промышляющий карманными кражами. Человек с такой редкой фамилией тоже прошел через потерю близкого. Автокатастрофа и его самого привела к потере памяти и душевному нездоровью. Теперь он занимается карманными кражами, и это, как декларируют создатели фильма, его единственный способ контактировать с миром. Пока жива мать, он еще как-то общается с ней, а потом становится совсем уж одиноким волком. Разве что ребенок-воришка, которого Шультес вовлекает в свое "взрослое" дело, становится единственным ему близким человеком. Шультеса, возможно, кому-то и жалко, но как быть с его неповинными жертвами? Бакур Бакурадзе - без сомнения, серьезный режиссер, который пришел в эту профессию не по каким-то случайным причинам, не во имя призрачных целей, а кажется, действительно намерен заниматься искусством, создавать серьезное кино. Он сам считает, что все мы такие же, как Шультес, пытаемся огораживать себя от многих вещей, пытаемся быть забывчивыми, не замечаем проблем тех людей, что живут рядом. Главную роль в фильме исполнил не актер, а знакомый режиссера, которого он вначале взял водителем на кинопроект. Профессиональная его принадлежность нам неизвестна. Но руки у него "золотые", легко проникающие в любые сумки и карманы. Сергей Сельянов не раз говорил журналистам на фестивале о том, что не делать никаких серьезных фильмов - это лучший путь сегодня. Никому они не нужны, никто не хочет смотреть серьезное кино. Требуются срочные меры. И вообще, страной нужно заниматься, иначе... Иначе, видимо, - сплошное дикое поле, как в фильме Калатозишвили. Кстати, непрофессиональные актеры появлялись не только в "Шультесе", но и в других картинах, или же таковых хотели задействовать, да не все соглашались. В фильме "Баксы" (ударение на последнем слоге) Гуки Омаровой хотели снять настоящую баксы, то есть шаманку, разговаривали с ней, но она не согласилась, пригласили, в итоге актрису, никогда прежде не снимавшуюся. А у Кирилла Серебренникова в "Юрьевом дне" снялась завлит театра "Современник" Евгения Кузнецова. И если бы сам Кирилл об этом не сказал, лично я бы никогда не догадалась. Объяснил ей задачу, и она отлично с ней справилась, так в кино пришла еще одна интересная актриса. Этот фильм требует отдельного разговора, как и темы в нем заявленные, которые в той или иной степени отозвались и в других картинах. Разговор о них впереди. Тем более, что некоторые из них будут представлены в российской программе открывающегося сегодня ММКФ. 19-й Открытый российский кинофестиваль "Лучший фильм" - "Шультес" Бакура Бакурадзе, продюсеры - Сергей Сельянов и Юлия Мишкинене "Лучшая режиссерская работа" - Александр Прошкин, "Живи и помни" "Лучшая женская роль" - Ксения Раппопорт, "Юрьев день" Кирилла Серебренникова "Лучшая мужская роль" - Джетро Скиннер, "Плюс один" Оксаны Бычковой "За лучший сценарий" им. Григория Горина - "Дикое поле" Петра Луцика и Алексея Саморядова (посмертно), режиссер Михаил Калатозишвили "Лучшая операторская работа" - Илья Демин, "Новая земля" Александра Мельника "За лучшую музыку" им. Микаэла Таривердиева - Алексей Айги, "Дикое поле" "Лучший дебют" - "Нирвана" Игоря Волошина Специальный диплом жюри "За удачный коммерческий проект" - "Новая земля" Александра Мельника "За выдающийся вклад в развитие российского киноискусства" - Алексей Герман "За выдающийся вклад в развитие российского киноискусства и кинонауки" - Армен Медведев. "Лучший короткометражный фильм" - "Pal/Secam" Дмитрия Поволоцкого (США/Россия) Приз Гильдии киноведов и критиков - "Дикое поле" Также в рубрике:
|