Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22-23 (7636) 19 июня-25 июня 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеДержавная здравица в Дворянском собранииМУЗЫКАЕвгения КРИВИЦКАЯ Фото Эдуарда ЛЕВИНА
Третий фестиваль симфонических оркестров мира прошел в Колонном зале в спокойном, почти деловом режиме. Публика чинно проходила через металлоискатели и не пыталась штурмовать бастион высокого искусства. Да и особых поводов для энтузиазма не было. Фестиваль показал, что во всем мире, как и в России, оркестры хорошие и разные. Пожалуй, наиболее гармоничное впечатление оставил оркестр Шведского радио и дирижер Лейф Сегерстам. По виду эдакий добродушный Санта-Клаус, Сегерстам отлично умеет извлечь все козыри из своей внешности и заранее, только выходя на сцену, располагает к себе публику. Это значительный, искренний музыкант, тонко чувствующий исполняемые им произведения. Поскольку Сегерстам еще и композитор, причем весьма плодовитый (у него одних симфоний - 191 опус), то в его интерпретациях ощущалась многоуровневость мышления. С интересом слушалась и колоритная поэма "Легенды скал" норвежского композитора Альфвена, и Симфония № 2 Сибелиуса, сыгранная горячо, на большом эмоциональном подъеме. Чуть меньше удовлетворило "Море" Дебюсси: Сегерстам хорошо почувствовал прихотливую ритмику этой партитуры, но не ее эфемерность. Слишком конкретное, по-скандинавски суровое звучание оркестра в данном случае не совсем соответствовало акварелям Дебюсси, но зато придало цельность всей программе концерта. Шведы порадовали качеством исполнения, слаженностью всех оркестровых групп. Яркая, пусть порой и резковато игравшая медь, оказалась к месту в полотнах Сибелиуса и Альфвена, нарисованных маслом. Менее радужное впечатление оставили Даниэле Гатти и Королевский филармонический оркестр. Быть может, оттого, что от этих музыкантов ожидалось нечто особое, какие-то художественные откровения. Лондонский коллектив, основанный в 1946 году сэром Томасом Бичемом, в прошлом возглавляли Рудольф Кемпе, Андре Превен, Владимир Ашкенази, его президентом долгое время был Иегуди Менухин. Репутация Королевского филармонического достаточно высока, а организаторами фестиваля он преподносился и вовсе как один из лучших европейский оркестров. К сожалению, открытия новых горизонтов не состоялось. Был преподнесен качественный продукт, рассчитанный на широкого потребителя музыкальной индустрии. Экспрессивный Даниэле Гатти, тяготеющий к преувеличенной театрализованности, вне зависимости от эстетики исполняемого им композитора, заботился в большей степени о внешних эффектах. И если для программных поэм Рихарда Штрауса такая манера не противоречила сути музыки, то концепция Первой симфонии Брамса выглядела у Гатти неоправданно легкомысленной, временами напоминая саундтрек к какому-нибудь голливудскому блокбастеру. Все части - энергичные, жизнеутверждающие, а Скерцо даже приобрело сходство с брамсовскими "Венгерскими танцами". Не было идеальным звучание оркестра: медные с непринужденной невозмутимостью позволяли себе то там, то здесь мелкие "киксы", так что даже возникла мысль - а может это у нас в России преувеличенное стремление к перфекционизму? Впрочем, такие оркестры-гранды, как Берлинский или Венский филармонический, Лондонский симфонический опускать планку пока не собираются, поэтому можно сделать вывод о не очень серьезном отношении некоторых коллективов к молодому российскому фестивалю. Неоднозначные впечатления остались от выступления отечественных оркестров. Если на двух предыдущих фестивалях это был безусловный триумф: и Новосибирский симфонический, и Уральский филармонический оставили о себе замечательную память, то в данном случае Ростовский оркестр лишь обозначил свой возможный творческий потенциал и наличие серьезного количества проблем. Прежде всего это касается инструментария (особенно трагически звучали скрипки); как рассказал на пресс-конференции главный дирижер Юрий Ткаченко, коллективу были предложены инструменты из Госколлекции буквально за день до начала фестиваля. Разумеется, музыканты не успели бы к ним привыкнуть и пришлось отказаться от такой "помощи". Что касается программы, представленной ростовчанами, то и "Жар-птица" Стравинского, и Симфония № 3 Скрябина прозвучали благополучно, но без углубления в детали. "Жар-птице" не хватало текучести линий модерна, пряной обольстительности Кощеева царства, а в скрябинской "Божественной поэме" хотелось больше мистики и полетности. Казалось, что дирижеру ближе кульминационные моменты произведений, когда требуется нагнетание звуковых масс. В других же эпизодах, где необходимо "длить" время, поиграть на микроуровне динамикой, у Ткаченко все оборачивалось статикой. Быть может, принцип, когда отечественные оркестры обязательно должны исполнять русскую музыку, тоже нуждается в пересмотре. Юрию Ткаченко лучше бы удались симфонические полотна Бетховена, Брамса, чем символистская звукопись опусов эпохи модерна. Наконец в итоговый вечер фестиваля состоялся дебют Объединенного российского симфонического оркестра. За три недели музыканты из 30 городов России, от Абакана до Якутска, смогли создать полноценный, хорошо звучащий оркестр. Повседневную работу с оркестром вел молодой дирижер Мариинского театра Михаил Татарников, а наводил последние штрихи и провел премьеру Шестой симфонии Алексея Рыбникова Валерий Гергиев. Почерк Рыбникова был узнаваем в каждом такте симфонии, написанной специально по заказу фестиваля. Символично и к месту прозвучала в этом же концерте кантата "Москва" Чайковского. Вместе с Объединенным оркестром выступили солисты Мариинки: роскошное меццо Лариса Дядькова и отличный молодой баритон Алексей Марков, и объединенный хор, вобравший певцов Камерного хора Московской консерватории и хора имени Свешникова (руководитель обоих коллективов - Борис Тевлин). Державная здравица в стенах зала бывшего Дворянского собрания впечатлила величественной мощью, став подлинной кульминацией Третьего фестиваля симфонических оркестров мира. Также в рубрике:
|