Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7639) 10 июля - 17 июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительНеделя с БергманомКИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ К 90-летию со дня рождения выдающегося шведского режиссера Ингмара Бергмана - одного из самых крупных режиссеров мирового кино, ушедшего из жизни год назад, - канал "Культура" приготовил замечательный подарок. В понедельник, в день его рождения, нам покажут документальный фильм "Бергман и остров Форё" ("Культура", 14 июля, 23.50), где он откровенно рассказывает о себе, о своей жизни и о своем творчестве. А на следующий день смотрите "Седьмую печать" ("Культура", 15 июля, 23.55. Швеция, 1957), которую многие критики считают самым великим фильмом в истории мирового кино. Он сложен для восприятия, поскольку, как отмечал сам режиссер, построен по образцу картин средневековых художников "с той же объективностью, с той же чувствительностью, с той же радостью", аллегоричен и чрезвычайно глубок по содержанию. Главная его мысль: нам всем грозит чума, и спасение не в фанатизме, не в нетерпимости, а в "молоке человеческой нежности". И вместе с тем, как подчеркивал исполнитель главной роли Макс фон Сюдов, "это очень простой фильм. Он описывает элементарные вещи нашей жизни и элементарные аспекты человеческого характера. Этот фильм не стареет, не покрывается пылью, потому что он очень человечный, он просто и ясно говорит о вещах, которые всегда были, есть и будут". Герой фон Сюдова средневековый рыцарь Антониус Блок вместе со своим оруженосцем Йонсом (Гуннар Бьернстранд несет в себе юмористический заряд картины) возвращаются сквозь чумную Европу из крестового похода. Их преследует некто в черном - сама Смерть (Бенгт Экерот). Смерть предлагает рыцарю сыграть в шахматы. Неподалеку разместились, готовясь к представлению, печальный и наивный Иофф (его играет знаменитый шведский комик Нильс Попе), его жена (Биби Андерссон) и другие скоморохи... В психологической драме "Персона" ("Культура", 16 июля, 23.50. Швеция, 1966) почти все время в кадре знаменитая актриса Элизабет Фоглер (Лив Ульман) и медсестра-сиделка из психиатрической клиники Альма (Биби Андерссон). Однажды Элизабет вдруг замолчала по собственной воле прямо во время спектакля и с тех пор молчит. Она живет в летнем домике на пустынном морском берегу вместе с Альмой, которая приглядывает за ней и изо всех сил старается ее разговорить. С экрана звучат монологи Альмы, она рассказывает о себе, делится своими мыслями, задает вопросы, на которые не получает ответы. Много пауз, все на крупных планах, статично - действие как таковое практически отсутствует. И постепенно перед нами приоткрывается внутренний мир этих двух одиноких женщин, и их странные взаимоотношения начинают увлекать и захватывать... Эту картину невозможно пересказать - она из тех, которые вновь и вновь пересматривают и каждый раз открывают в них что-то новое и неожиданное. При вроде бы аскетичном изобразительном ряде, она насыщена многими мотивами и символами, метафорична и многозначна. "Сегодня мне кажется, - писал режиссер, - что в "Персоне" и позднее в "Шепотах и крике" я достиг своего предела. Что я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф". "Земляничная поляна" ("Культура", 17 июля, 23.50. Швеция, 1957) - едва ли не самая знаменитая картина Ингмара Бергмана, лауреат "Золотого Медведя" Берлинского фестиваля и множества других наград, номинант на "Оскара" за лучший оригинальный сценарий, который, как водится, написал сам режиссер. По жанру это экзистенциальная драма, а по форме роуд-муви: 78-летний профессор (Виктор Шёстрём) едет на машине вместе с молодой невесткой (Ингрид Тулин) через всю Швецию на вручение почетной докторской степени. В пути происходят встречи со знакомыми и незнакомыми людьми, в том числе с Сарой (Биби Андерссон), очень похожей на девушку, в которую профессор был влюблен в молодости, с сыном (Гуннар Бьёрнстранд), с которым он безуспешно пытается поговорить по душам. Реальность перемешана со снами и видениями главного героя, в настоящее то и дело вторгается прошлое, густой россыпью в этой стилистически изысканной, изящно снятой (оператор Гуннар Фишер) черно-белой картине раскиданы метафоры, ассоциации, намеки. Однако при всей сложности языка и необычайно глубоком философском подтексте кино захватывает с первых же кадров и не требует особого напряжения при просмотре. И оно долго потом не отпускает, даже если ты смотришь его в пятый, десятый раз. Завершает ретроспективу психологическая драма "Сарабанда" ("Культура", 18 июля, 23.50. Швеция - Италия - Германия - Дания, 2003) - последний фильм великого режиссера. Вообще-то официально Бергман ушел из кино в начале 80-х, сняв "Фанни и Александр", но не снимать было выше его сил, и время от времени он брался за фильмы телевидения, которые на самом деле были по-настоящему художественными. "В присутствии клоуна" (1997), например, мировая критика восприняла как подлинный шедевр. Столь же высокого уровня и эта картина. Она представляет собой своеобразный сиквел знаменитых "Сцен из супружеской жизни". Спустя 30 лет мэтр продолжает рассказ о Марианне и Йохане, которых играют те же Лив Ульман и Эрланд Йозефсон. Бывшие супруги вновь встречаются после долгой разлуки, но их отношения все так же волнующи и непредсказуемы. Йохан не работает, живет на наследство своей тетушки. Марианна приезжает к нему, и они не только предаются воспоминаниям, но также активно участвуют в жизни внучки Карин, которая стремится вырваться из-под опеки строгого отца. Девочка очень способна и мечтает попасть в престижный оркестр... Предваряет показ этой ленты документальный фильм "О "Сарабанде" ("Культура", 18 июля, 22.45. Швеция, 2003), в котором члены съемочной группы делятся своими воспоминаниями. Обозреваемая неделя примечательна еще одной ретроспективой - Джона Карпентера. Ее, не сговариваясь, "подготовили" несколько телеканалов. В фантастическом триллере "Чужие среди нас" ("РЕН ТВ", 16 июля, 1.00. США, 1988) Карпентер обыгрывает не раз уже обыгранную сюжетную идею о пришельцах, которые с коварной целью проникли на нашу планету под видом людей и смешались с людьми, но ему удалось рассказать эту историю довольно свежо и увлекательно. Родди Пайпер играет бродягу Джона из американской глубинки, который однажды нашел солнцезащитные очки. Надев их, парень был ошарашен: оказывается, окружающий его мир совсем не такой, каким он себе представлял. Правительство и средства массовой информации бомбардируют людей скрытыми сообщениями, воздействующими на уровне подсознания. А что еще страшнее, Джон увидел истинное обличье многих важных членов общества - они и не люди вовсе, а безобразные и злые инопланетяне, маскирующиеся под людей, и они все активнее подчиняют себе землян. Шокированный увиденным, он открывает по пришельцам стрельбу. За ним тут же начинает охоту полиция. Спасаясь, он берет в заложницы молодую женщину Холли... Фильм основан на рассказе Рэя Нельсона "В 8 часов утра", герой которого под воздействием гипноза стал видеть истинную сущность людей. Любопытно, что сценарий (как и музыку) режиссер написал сам, но спрятался в титрах под псевдонимом Фрэнка Армитаджа. "Исповедь невидимки" (ТНТ, 16 июля, 22.00. США - Франция, 1992) - также экранизация, на этот раз одноименной книги Х.Ф.Сэйнта. Опять сюжетная конструкция не отличается оригинальностью: главный герой простой биржевой маклер Ник (Чеви Чейз) волею случая (он оказался в научной лаборатории, где в результате короткого замыкания произошел взрыв) становится невидимым, и это переворачивает всю его жизнь. Невидимость, впрочем, не помешала ему влюбиться в девушку (Дэрил Ханна), которая ответила ему взаимностью. Но вот на горизонте появился злодей в облике цэрэушника (Сэм Нил), и все пошло наперекосяк. И комедия стала выруливать в сторону триллера. В мистическом ужастике "Вампиры" (СТС, 18 июля, 22.55. США, 1998), снятом по одноименному роману Джона Стикли, Карпентер увлекательно и с жуткими подробностями рассказывает о кровавых буднях охотников за вампирами. Один из них - Джек Кроу (Джеймс Вудс) - очень крутой профессионал вместе со своим молодым коллегой (Дэниэл Болдуин) по заданию Ватикана пытается выследить 600-летнего Валека (Томас Иан Гриффит), самого главного кровососа. Супервампир ищет древний крест, с помощью которого сможет орудовать и днем и, таким образом, станет всемогущим. Задача Джека осложнена тем, что Валеку удалось подчинить своему влиянию кардинала (Максимилиан Шелл)... А в фантастическом боевике "Призраки Марса" (СТС, 17 июля, 22.00. США, 2001) Карпентер как бы возвращается к своему знаменитому "Побегу из Нью-Йорка" (1981) - та же загадочная и мрачная атмосфера, те же пустынные постиндустриальные пейзажи, так же много стреляют, даже слишком много. Только действие происходит в далеком будущем не в разрушенном Нью-Йорке, а на Марсе, где теперь добывают полезные ископаемые. Однажды на одну из марсианских станций прибыл поезд, в котором находился лишь один человек - женщина-полицейский Мелани Брэдфорд (Наташа Хенстридж), да и та в бессознательном состоянии. Вместе с коллегами она должна была доставить особо опасного преступника Джеймса Уильямса (Айс Кьюб). По ее рассказу, этому помешали ожившие призраки свирепых воинов, которым удалось вырваться из своих гробниц, и теперь они мстят завоевателям Марса, вселяясь в тела непрошеных гостей... И в заключение о двух новых фильмах. "Водопад ангела" (СТС, 20 июля, 0.55. США, 2006. Режиссер Дэвид Фон Энкен) - вестерн. Никакого водопада в картине нет и в помине - ее название обыгрывается ближе к финалу, когда она постепенно вырулила на рельсы философской притчи. А до того для зрителей загадка, почему это в 1868 году, сразу после гражданской войны в США, небольшой отряд наемных бойцов, возглавляемый бывшим полковником армии конфедератов Карвером (Лайам Нисон), преследует в Неваде экс-капитана армии северян Гидеона (Пирс Броснан). Действие развивается в духе классических вестернов - динамично и увлекательно, и совсем нестандартно. К сожалению, куда меньше достоинств у "Школы негодяев" (СТС, 19 июля, 21.00. США, 2006). В 1960 году Роберт Хамер снял очень милую и очень британскую по духу комедию о том, как уже не молодой закомплексованный скромник, обезумев от собственной беспомощности (у него на глазах некий хмырь охмуряет девушку, в которую он влюблен), обратился к "специалисту", чтобы тот научил его, как себя вести в подобных ситуациях. В новой голливудской версии этой ленты Тодд Филлипс ("Убойная парочка: Старски и Хатч") перекроил классический сюжет. Главный герой (Джон Хедер) стал юношей и обзавелся целой группой друзей по несчастью, вместе с которыми в "школе негодяев" осваивает всякие свинские приемчики поведения, которыми должен в совершенстве владеть каждый "настоящий мужчина". Есть в ремейке несколько удачных моментов, но до уровня оригинала он не дотягивает по всем статьям. Также в рубрике:
|