Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7639) 10 июля - 17 июля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Инспекция века

Третьяковка предъявила запасники

ВЫСТАВКА

Елена ТИТАРЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


На переднем плане: С. Чураков. "Бабушка деревенская" 1942 г.

Спустя декаду после ЧП, каким стало увольнение известного куратора современного искусства, бывшего завотделом новейших течений Третьяковки Андрея Ерофеева, мы пожинаем первые плоды скандала. В Интернете почти не сыскать упоминаний о новой выставке ГТГ, в третий раз приоткрывшей свои запасники.

Выставка из фондов на Крымском Валу неожиданно остра и злободневна. Правда, скандальных фото и радикальных жестов не наблюдается. И все же налицо попытка ГТГ ответить на целый ряд вопросов, открыто или негласно поставленных социумом. Прежде всего, что такое музей и зачем нужно искусство? Не ждите от меня лекции. Признаться, я толком не знаю ответа. Но верю: миссия художника, музея и служащего в нем человека - не культивирование прекрасного, а осмысление реальности. Жесткое и трезвое. В том числе реальности исторической: артефакты объясняют породившую их эпоху куда лучше книжной мудрости, даже если трактуют ее со знаком "минус" или не совсем достоверно.

Настала пора судить о том, что происходило в предсоветской, сталинской, застойной России: истекли пресловутые полвека. Недаром косяком идут выставки, посвященные той эпохе (порой не без коммуно-идеологического привкуса). И все чаще произведения, вызывавшие еще 20 лет назад негодование или восторг, расцениваешь как... наглядное пособие. Случается, исполненное даже с юмором, как "Тайны абстракционизма" от Федора Решетникова образца 1958 года.

Такую выставку наглядных пособий для изучающих ХХ век в России и устроила Третьяковка на Крымском Валу. Яркую, занимательную, достаточно убедительную. Главное, разноплановую. Представлены все классы и соцслои, большинство госдеятелей и госсобытий. Все этапы большого пути, как говаривали прежде. А также широкий спектр жизни частного человека - капли воды, в которой преломился океан истории. Отражено сие великолепие в неплохой или по крайней мере забавной живописи, графике, скульптуре. Всех жанров и стилистических течений, вплоть до коллажно "новейших", как дар американца Роберта Раушенберга.

Почти спонтанно ГТГ дала свой ответ недавним выставкам "Красноармейская студия" и "Борьба за знамя": много точек пересечения и общих героев. Пожалуй, уровень работ в целом повыше - как-никак в национальной сокровищнице собрание посильнее "РОСИЗО". Да и охват шире - от Серебряного века до contemporary art. Благо задача формулировалась просто: вывести из запасников то, чего давно или никогда не видели, то, что остро нуждалось в реставрации, а теперь переживает второе рождение, как полотна Екатерины Зерновой "Сиваш" или роскошные "Овощи. Обновленная земля" Василия Яковлева.

Здесь возникает иная проблема: каким видит музей человек со стороны, простой обыватель, с которым нельзя не считаться. В конце концов, не только горстка специалистов ходит в сокровищницы - кассу делает очередь и толпа. А в ней чего только не услышишь в наше щедрое на мифотворчество время. Мнения полярны: что в запасниках ничего нет (все давно "сгноили" или распродали за рубеж) или, напротив, все только там и держат, чтобы не показывать народу. А если показать, померкнут Лувр и Прадо! Правду сказать, у нас маловато художников уровня Пуссена, Веласкеса или Пикассо. Но и титаны класса Натальи Гончаровой, и просто отличные мастера типа Александра Лабаса сошлись на выставке, сделанной ровно за две недели по инициативе снизу, когда внезапно из-за отсутствия средств отменился юбилейный отчет Института реставрации имени Грабаря и самому большому залу на Крымском грозило пустовать до осени.

Остается развеять еще один миф: что только у нас в России есть запасники, ломящиеся от скрытых от народа шедевров, а повсюду в цивилизованном мире все, чем богаты, сейчас же несут в экспозицию. Есть "запас" и за рубежом, уверяют музейщики. А попробуйте погулять по иным музеям, которым не видно конца и края, - прекрасное после такой дозы легко возненавидеть. Как страшный сон вспоминаю славную галерею Брера: нельзя ведь вываливать на посетителя (возможно, он в первый и единственный раз попал в Милан и хочет увидеть главное) такое несметное число мастеров и школ. Недаром Ирина Антонова утверждает, что музей - это всегда отбор. И весьма строгий: чтобы не перегрузить зрителя и не отпугнуть того, кто лишь приобщается к искусству. Чтобы, скажем, в голове у школьника выстроилась картина чуть ближе к ясной, чем полный хаос... Удивительно, но коллективу ГТГ, в авральные сроки, легко и без пафоса выдавшему на-гора еще одну версию русской арт-истории ХХ века, эта задача удалась.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

МУЗЫКА

КИНО

ЮБИЛЕИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;