Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7639) 10 июля - 17 июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеИнспекция векаТретьяковка предъявила запасники ВЫСТАВКАЕлена ТИТАРЕНКО
Спустя декаду после ЧП, каким стало увольнение известного куратора современного искусства, бывшего завотделом новейших течений Третьяковки Андрея Ерофеева, мы пожинаем первые плоды скандала. В Интернете почти не сыскать упоминаний о новой выставке ГТГ, в третий раз приоткрывшей свои запасники. Выставка из фондов на Крымском Валу неожиданно остра и злободневна. Правда, скандальных фото и радикальных жестов не наблюдается. И все же налицо попытка ГТГ ответить на целый ряд вопросов, открыто или негласно поставленных социумом. Прежде всего, что такое музей и зачем нужно искусство? Не ждите от меня лекции. Признаться, я толком не знаю ответа. Но верю: миссия художника, музея и служащего в нем человека - не культивирование прекрасного, а осмысление реальности. Жесткое и трезвое. В том числе реальности исторической: артефакты объясняют породившую их эпоху куда лучше книжной мудрости, даже если трактуют ее со знаком "минус" или не совсем достоверно. Настала пора судить о том, что происходило в предсоветской, сталинской, застойной России: истекли пресловутые полвека. Недаром косяком идут выставки, посвященные той эпохе (порой не без коммуно-идеологического привкуса). И все чаще произведения, вызывавшие еще 20 лет назад негодование или восторг, расцениваешь как... наглядное пособие. Случается, исполненное даже с юмором, как "Тайны абстракционизма" от Федора Решетникова образца 1958 года. Такую выставку наглядных пособий для изучающих ХХ век в России и устроила Третьяковка на Крымском Валу. Яркую, занимательную, достаточно убедительную. Главное, разноплановую. Представлены все классы и соцслои, большинство госдеятелей и госсобытий. Все этапы большого пути, как говаривали прежде. А также широкий спектр жизни частного человека - капли воды, в которой преломился океан истории. Отражено сие великолепие в неплохой или по крайней мере забавной живописи, графике, скульптуре. Всех жанров и стилистических течений, вплоть до коллажно "новейших", как дар американца Роберта Раушенберга. Почти спонтанно ГТГ дала свой ответ недавним выставкам "Красноармейская студия" и "Борьба за знамя": много точек пересечения и общих героев. Пожалуй, уровень работ в целом повыше - как-никак в национальной сокровищнице собрание посильнее "РОСИЗО". Да и охват шире - от Серебряного века до contemporary art. Благо задача формулировалась просто: вывести из запасников то, чего давно или никогда не видели, то, что остро нуждалось в реставрации, а теперь переживает второе рождение, как полотна Екатерины Зерновой "Сиваш" или роскошные "Овощи. Обновленная земля" Василия Яковлева. Здесь возникает иная проблема: каким видит музей человек со стороны, простой обыватель, с которым нельзя не считаться. В конце концов, не только горстка специалистов ходит в сокровищницы - кассу делает очередь и толпа. А в ней чего только не услышишь в наше щедрое на мифотворчество время. Мнения полярны: что в запасниках ничего нет (все давно "сгноили" или распродали за рубеж) или, напротив, все только там и держат, чтобы не показывать народу. А если показать, померкнут Лувр и Прадо! Правду сказать, у нас маловато художников уровня Пуссена, Веласкеса или Пикассо. Но и титаны класса Натальи Гончаровой, и просто отличные мастера типа Александра Лабаса сошлись на выставке, сделанной ровно за две недели по инициативе снизу, когда внезапно из-за отсутствия средств отменился юбилейный отчет Института реставрации имени Грабаря и самому большому залу на Крымском грозило пустовать до осени. Остается развеять еще один миф: что только у нас в России есть запасники, ломящиеся от скрытых от народа шедевров, а повсюду в цивилизованном мире все, чем богаты, сейчас же несут в экспозицию. Есть "запас" и за рубежом, уверяют музейщики. А попробуйте погулять по иным музеям, которым не видно конца и края, - прекрасное после такой дозы легко возненавидеть. Как страшный сон вспоминаю славную галерею Брера: нельзя ведь вываливать на посетителя (возможно, он в первый и единственный раз попал в Милан и хочет увидеть главное) такое несметное число мастеров и школ. Недаром Ирина Антонова утверждает, что музей - это всегда отбор. И весьма строгий: чтобы не перегрузить зрителя и не отпугнуть того, кто лишь приобщается к искусству. Чтобы, скажем, в голове у школьника выстроилась картина чуть ближе к ясной, чем полный хаос... Удивительно, но коллективу ГТГ, в авральные сроки, легко и без пафоса выдавшему на-гора еще одну версию русской арт-истории ХХ века, эта задача удалась. Также в рубрике:
|