Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7639) 10 июля - 17 июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраХрупкая вечностьФарфор в Русском музее Наталья ШКУРЕНОК Санкт-Петербург
В Михайловском замке, одном из зданий, принадлежащих Государственному Русскому музею, открылась выставка "Фарфор частных заводов Петербурга". На ней представлено около 400 предметов, созданных в XIX веке на двух фабриках - заводах Батенина и братьев Корниловых. Куратор выставки Елена Иванова, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ГРМ, один из старейших сотрудников Русского музея, хотела показать отражение массового вкуса петербуржцев позапрошлого столетия через утилитарные, обыденные предметы - чашки, тарелки. Выстроенная по хронологическому принципу экспозиция рассказывает не только о становлении промышленного производства фарфора в России, но и о том, как менялись пристрастия потребителей, как сменяли друг друга разные стили, о том, как отражалась (в прямом и переносном смысле слова) в золоченых стенках чайных чашек повседневная жизнь Петербурга и его обитателей. Поэтому и включены в выставку гравюры с видами Петербурга, страницы альбомов с изображениями солдат, ремесленников, бытовыми сценками - все это находило отражение в фарфоровых затеях. В двух витринах первого зала выставлены ранние предметы, созданные на заводе Батенина, и первые творения братьев Корниловых. Вещи одинаковые по функциональному значению, но совершенно разные по исполнению и стилистике. Вещи завода Батенина - строгий классицизм, торжественный ампир, выверенные пропорции, античные формы и сюжеты. А у Корниловых - аляповатый купеческий стиль, вычурные формы и суетливые орнаменты. Эти частные петербургские заводы работали в разные периоды развития фарфора и русского искусства в целом. Визитной карточкой завода Батенина были два основных сюжета: на золоченом фарфоре сочные, яркие, выражающие чувство восторга парадные виды Петербурга, его знаменитые памятники. Особенность производства братьев Корниловых - большое разнообразие форм посуды. Завод Батенина был основан в 1814 году на Выборгской стороне. Уровень мастеров завода Батенина был настолько высок, что долгое время специалисты считали некоторые их изделия производством мастеров императорских фарфоровых заводов. В Петербурге, где был императорский завод, практически не продававший вещи на сторону, удовлетворявший только потребности двора, фабрика Батенина произвела настоящий переворот в сознании: благодаря ей красивую, парадную посуду смогло покупать среднее дворянство, купечество и даже богатые крестьяне. Эти чашки и вазы становились предметом гордости их владельцев, признаком достатка. Одна из батенинских "фишек" - полностью позолоченные чашки классических форм. Кстати, не исключено, что купчиха на картине Кустодиева пьет чай именно из батенинской чашки. Чтобы сплошное золото не смотрелось вульгарно, его гравировали агатовыми карандашами (техника цировки) - золотые стенки дорогих чашек сплошь покрыты тончайшей гравировкой, которая делает утилитарный предмет настоящим произведением искусства. Нередко такие чашки даже не использовались в чаепитии, их выставляли для красоты, поэтому они отлично сохранились. А вот сплошное, обливное золото - так называемый глянц-гольд - как правило, стоило дешевле, поэтому и сохранилось хуже. Батенин принимал частные заказы: на выставке представлен сервиз с портретом семьи Нарышкина, перерисованным с миниатюр. Миниатюры исчезли, а чашки остались, фарфор со временем не меняет цвет, и краски даже через столетия смотрятся свежо и ярко. На некоторых чашках и блюдах сохранились изображения с гравюр, проданных после революции из запасников Эрмитажа, и его научные сотрудники изучают пропавшие гравюры по сервизам Батенина. - Мы ставили задачу показать эволюцию стиля в фарфоре и вообще в прикладном искусстве, - говорит Елена Иванова. - А также представить эти вещи как произведения искусства, ведь именно с этих позиций мы и собираем свою коллекцию. Завод Батенина сгорел в 1838 году, но открытый за 3 года до этого завод братьев Корниловых, уже ставший известным, подхватил его дело, дал рабочие места батенинским мастерам. Постепенно у Корнилова собрались настолько высококлассные мастера, что императорский фарфоровый завод поручал ему исполнять доделки к утраченным императорским сервизам. Отчасти Корнилов перенял и некоторые батенинские идеи, в частности - фирменные букеты. Но известен корниловский фарфор главным образом недорогой, массовой посудой и знаменитыми фигурными изделиями: флаконы для духов в виде фигур купчих и щеголей, подсвечники в виде пастушков и разодетых в пестрые одежды арапчат. Есть даже знаменитый фигурный портрет актера Каратыгина и целая серия танцовщиц. К концу XIX века завод Корниловых увлекся фольклорной темой: на выставке представлены блюда с рисунками, имитирующими русскую вышивку. Корниловский завод просуществовал до 1917 года, к этому времени серьезную конкуренцию ему составлял Кузнецов. В начале XX века Корнилов перевел часть производства посуды на изготовление технического фарфора. А советская власть вообще весь Корниловский завод "спустила в унитаз", запустив производство изоляторов для ЛЭП и сантехники. Также в рубрике:
|