Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7639) 10 июля - 17 июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПоступили!!!Прием в творческие вузы в самом разгаре Мария ТОКМАШЕВА Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ Вступительные экзамены в творческие вузы в самом разгаре. Тысячи абитуриентов штурмуют престижные кино- и театральные школы страны. О том, как обстоят дела с нынешним "вступительным" сезоном, мы беседуем с ректором Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова Владимиром МАЛЫШЕВЫМ. - Владимир Сергеевич, в этом году во ВГИК традиционно высокий конкурс? - В целом, да. Хотя нас пугали демографическим кризисом, абитуриентов все так же много. Второй год подряд на актерский факультет пытаются поступить больше двух тысяч человек на пятнадцать бюджетных мест. На режиссуру игрового кино подано 270 заявлений на десять мест. На других факультетах конкурс, конечно, меньше, но все они востребованы, и никаких проблем с набором студентов нет. Недавно я был на экзаменах по набору актеров и режиссеров игрового кино. Все люди очень интересные. На актерский я точно взял бы учиться треть пришедших на конкурс. - Среди поступающих на режиссерский факультет больше выпускников школ или людей, уже имеющих жизненный опыт? - Больше приходит уже зрелых людей, и, как правило, они приходят к нам получать второе высшее образование. - Но вопрос об отмене платы за второе высшее образование все еще не решен? - К сожалению, нет, хотя этот очень полезный законопроект продвигает думский Комитет по культуре. Мы тоже принимали участие и в обсуждении, и в разработке этого проекта. Председатель комитета Григорий Ивлиев , кстати, примерно полгода назад был у нас, разговаривал с преподавателями, студентами, и потом уже, изучив ситуацию, депутаты начали лоббировать законопроект. Серьезность намерений нам подтвердил и Борис Грызлов. К тому же и зарубежный опыт на нашей стороне: есть страны, где даже запрещено принимать, например, на режиссерские факультеты молодых людей в возрасте до двадцати пяти лет.- Это позволит улучшить качество образования, повысить уровень выпускников, ведь о проблемах с подготовкой кадров в киносфере говорят многие. - Возможно, это станет одним из факторов. Но для повышения качества обучения необходим анализ реальной ситуации в кинопроизводстве и прогнозирование в учебном процессе. Мы должны понять, для кого и для чего мы готовим кадры, понять востребованность тех или иных кинопрофессий. Когда мы обучаем студентов, выпускаем их, а они не востребованы, получается, что вуз свою задачу не выполняет! Кинопроцесс существенно изменился. Кино сегодня продюсерское. А продюсер хочет "здесь и сейчас". Раньше выпускники института получали распределение на какую-то студию, работали там ассистентами оператора, режиссера, вторым режиссером и только потом получали собственный проект. Все это кончилось. Нужно "здесь и сейчас". Значит, мы должны так построить обучение, чтобы студенты были готовы на следующий день после получения диплома снимать кино самостоятельно. - Почему же вы не успеваете за этим "здесь и сейчас"? - Отнюдь не потому, что не хотим или не можем обучать в соответствии с требованием времени, а потому что ВГИК - государственное учебное заведение, и в нем должны выполнять определенные стандарты. Система согласования стандартов и учебных программ, их переутверждение идет через Министерство образования и науки. Система эта очень громоздкая, процесс может занять несколько лет. Кино же развивается значительно быстрее: новые технологии сменяют одна другую. На мой взгляд, именно поэтому творческим вузам нужно дать большую самостоятельность в разработке учебных программ и стандартов. Мы пытаемся успеть за технологиями, добавили компьютерную анимацию, например. Не так давно я был на защите дипломных работ студентов-звукорежиссеров. Хотя сейчас и говорят о недостатке грамотных звукорежиссеров, ребята продемонстрировали сильные работы, потому что работали с ними профессионалы, реальные практики кино, оказавшиеся, судя по результату, и замечательными педагогами. - Кроме кадрового кризиса тех же звукорежиссеров, не хватает и специалистов среднего звена: от помощников режиссеров до пиротехников и реквизиторов. - Эту проблему позволит решить только развитие сквозного обучения. Я имею в виду колледжи, которые должны готовить специалистов среднего звена. Вузы, дающие творческое и техническое образование. И дополнительное образование, которое, кстати, во ВГИКе развивается довольно серьезно. Чтобы ВГИК мог соответствовать принципам сквозного обучения, мы собираемся создать на его базе университетский комплекс, где будут колледж, институт, система дополнительного образования. Там должна развиваться и наука. Научно-исследовательские институты нужны, чтобы разрабатывать учебные пособия, анализировать кинопроизводство, выявлять существующие потребности отрасли и прогнозировать будущее отечественного кинобизнеса. Ну и немаловажно наличие в университетском комплексе производственной базы. Для этого было бы очень удобно использовать часть Киностудии имени М.Горького. Нужно дать выпускникам первый шанс в большом кино. Пусть это будет не "Война и мир", а малобюджетные фильмы, киноальманахи. Студент должен показать себя в большом кино, ведь опыт последних лет показывает, что молодые режиссеры заявляют о себе уже первыми фильмами. Кому-то сразу же предлагают долгосрочные контракты, а кто-то дебютирует не очень удачно, и его путь складывается иначе. Но на вступительных экзаменах мы не можем предугадать, кто станет великим режиссером... Только когда у нас четко выстроится сквозное обучение - колледж, институт, дополнительное образование, научная база и производственный комплекс, - тогда мы сможем говорить о какой-то системе образования. А пока все хаотично, мы следуем за событиями, а значит, отстаем от запросов потребителя. Также в рубрике:
|