Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7639) 10 июля - 17 июля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Демон пролетел

Опера Антона Рубинштейна на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Вадима ЛАПИНА


Е. Максимова - Ангел, Д. Степанович - Демон и Н. Мурадымова - Тамара в сцене из спектакля

"Демон" - не слишком частый гость на сегодняшних оперных сценах. Когда же он все-таки залетает ненароком на какие-либо из подмостков, то порождает в результате целый ряд вопросов, внятного ответа на которые чаще всего так и не находится.

Самое известное творение Антона Рубинштейна заключает в себе немало первоклассной музыки, и отдельные номера давно живут самостоятельной жизнью. Вместе с тем опера в целом достаточно неровная, что во многом обусловлено малоудачным либретто П.Висковатова, не сумевшего найти для лермонтовской поэмы убедительной драматургической формы, и временами откровенно ходульным. Последнее особенно относится к партии Ангела, оказавшейся наименее выразительной и у композитора. Что со всем этим делать театрам? По-настоящему убедительных ответов никем до сих пор не предложено.

С недавних пор стало едва ли не традицией отдавать "Демона" на откуп режиссерам драмы: Лев Додин в Мариинке, Михаил Ефремов в Новой Опере и вот теперь - Геннадий Тростянецкий в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Однако совладать с этой оперой ни одному из них не удалось. И если нынешнюю московскую премьеру "Демона" вряд ли можно посчитать откровенной неудачей, даже и в сценическом плане, то это в значительной степени заслуга художника Семена Пастуха.

Пастух - один из тех театральных художников, кто способен не только сам предложить основу сценического решения, но и прикрыть режиссерскую беспомощность. От многих спектаклей, поставленных с его участием, только сценография в памяти и остается. В "Демоне" происходит то же самое, хотя, строго говоря, Пастух здесь зачастую откровенно варьирует многие из своих прежних решений, отсылая память то к малеготовским и казанским спектаклям конца 80-х годов, то к более поздним мариинским. В итоге, однако, возникает завораживающе красивое зрелище, и в таком вот одеянии многие режиссерские ходы на грани пародии уже не так сильно режут глаз.

Именно слово пародия оказывается ключевым при разговоре о работе Геннадия Тростянецкого - дебютанта в оперном жанре. Пародийно смотрятся в спектакле очень многие мизансцены, особенно с участием видений и призраков. Режиссер явно задумывал нечто вроде мистерии, но в результате в соответствующих местах в зале то и дело раздавался смех. А наиболее пародийным получился в спектакле даже не Ангел, но сам заглавный персонаж.

Дмитрий Степанович избрал своим объектом не героя поэмы Лермонтова - оперы Рубинштейна, но Шаляпина в этой роли. И то и дело изображает соответствующие позы, известные по картинам и фотографиям, пытается имитировать шаляпинский тембр, манеру пения и произнесения слов. Но любое подражание Шаляпину, попытка копировать результат, минуя процесс, не могут обернуться ничем другим, как только пародией. Проблема Дмитрия Степановича здесь не только и не столько в том, что партия Демона для него высока, и он часто поет фальшиво. Главная беда - в ложной, фальшивой сверхзадаче. Потому что если бы харизматичный и, несомненно, талантливый певец и артист попробовал найти собственный подход к данной партии, это было бы в любом случае пусть не бесспорно, но интересно, а вокальные недочеты ему бы простились.

Второй исполнитель, Алексей Шишляев, никому не подражает и выглядит пародийно только в соответствующих мизансценах. У него было немало удачных фрагментов (включая знаменитый романс "На воздушном океане"), но в целом и ему эта партия оказалась не совсем впору, хотя он-то баритон, а не бас, как Степанович. В каких-то местах и ему оказывается слишком высоко, а в других, наоборот, слишком низко. Рубинштейн вообще писал довольно неудобно для голоса, что проявляется и в партии Тамары.

Поэтому, например, ни у Натальи Мурадымовой, ни у Марии Лобановой не получается начало второй картины, рассчитанное едва ли не на колоратурное сопрано, тогда как в дальнейшем требуемый характер звучания ближе к драматическому. Талантливой Мурадымовой партия Тамары, за исключением начала, в целом удалась, а вот совсем начинающей Лобановой, похоже, браться за нее было вообще рановато. Впрочем, отдельные неплохие моменты в ее исполнении тем не менее встречались.

В партии Синодала, особых трудностей, впрочем, не представляющей, вполне успешно выступили Михаил Векуа и Чингис Аюшеев (Алексея Долгова я, к сожалению, не застал). Но, пожалуй, самое бесспорное в этом спектакле - работа хора и оркестра. Хора даже еще в большей степени. Под руководством Станислава Лыкова коллектив растет на глазах, и "Демон" на сегодня, пожалуй, - лучшая их работа. Знаменитую "Ноченьку" они спели просто превосходно.

Оркестр под руководством маститого Вольфа Горелика играет весьма качественно. По всему чувствуется большая предварительная работа. Горелик корректно сократил партитуру, так что швов почти не замечаешь. Не столь бесспорной выглядит идея дополнить автора, введя в качестве своего рода эпиграфа оркестровое проведение первой музыкальной фразы из романса Демона "На воздушном океане", а в качестве завершения оперы - "И будешь ты царицей мира, подруга вечная моя!". В целом же Горелик сделал почти все, от него зависящее, чтобы опера Рубинштейна прозвучала на достойном уровне. Однако вопрос, ради чего театр вообще к ней обратился, так и остался без ответа.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;