Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7639) 10 июля - 17 июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрКарнавал нищих"Женитьба Бальзаминова". Содружество актеров Таганки Марина ГАЕВСКАЯ
Человек в потертом костюме и некогда белой спортивной шапочке просит милостыню, протягивая зрителям картонную коробку и робко заглядывая в глаза. Затем, пересчитав собранные копейки, он мирно засыпает, свернувшись калачиком. Но не тут-то было! На площадку выскакивает толпа нищих, челноков с узнаваемыми клетчатыми сумками и прочих малопривлекательных персонажей, включая, конечно, нового русского с мобильником. Под нос спящему попрошайке с грохотом летит увесистый том пьес А.Н.Островского. И бедолага то ли спросонья, то ли с перепуга начинает представлять публике всех присутствующих, называя их именами героев из "Женитьбы Бальзаминова". Вероятно, создатели спектакля "Картины из московской жизни" (режиссер-постановщик Наталья Старкова) таким не слишком оригинальным способом напоминают зрителям об актуальности творчества нашего великого классика. Но кто же ныне усомнится в том, что в пьесах А.Н.Островского параллелей с сегодняшней жизнью хоть отбавляй, а характеры персонажей настолько точно вписываются в современные реалии, что ни в каких дополнительных доказательствах эта аксиома не нуждается?! Главное, чтобы сыграно все было живо и органично, без навязчивой назидательности и натужного комикования. Но вот с этим-то как раз и возникают проблемы, поскольку за многолетнюю историю постановок Островского накопилось невероятное количество штампов, явный перебор которых наблюдается и в новой сценической версии "Содружества актеров Таганки". Трилогия о незадачливом женихе Бальзаминове превращается здесь в некий разудалый карнавал. Хотя, возможно, именно такое "великолепие" и должно грезиться во снах нищим и бомжам. Аляповатая пестрота костюмов вполне отвечает явно непритязательному вкусу. Зато бедных и богатых сразу можно распознать по одежке. Первые щеголяют по дому в белом белье и цветасто-полосатых носках с вывязанными, как на перчатках, пальцами, лишь для сватовства наряжаясь в нечто более подобающее, хотя и изрядно потертое. Вторые утопают в многочисленных оборках, громадных бантах и рюшах в стиле французских штор. Декорация также являет собой весьма причудливое сооружение (художник, сценограф С.Савельева). Центральную часть площадки занимает огромный белый кринолин, трансформирующийся по ходу дела в беседку, сверху громоздится фата, словно воплощенная мечта Бальзаминова о богатой невесте. А вот между фатой и кринолином, вместо головы будущей супруги торчит нечто, отдаленно напоминающее храм или царские палаты. То ли имперские замашки взыграли в расфантазировавшемся женихе, то ли облик избранницы для него настолько не важен - "с лица воды не пить", лишь бы деньги водились. Не менее причудливо рифмуются во вставных вокальных номерах отдельные стихотворные строчки из романсов, опереточных арий и советских песен. В "Оперу нищих" действо, конечно, не превращается, но стремление приобщиться к жанру мюзикла налицо. В манере игры преобладает карикатурное преувеличение и откровенный наигрыш. И хотя большинство артистов исполняют несколько ролей, актерские краски разнообразием и оригинальностью не отличаются. На каждого из персонажей словно надевается одна единственная, практически не меняющаяся карнавальная маска, а потому эти ряженые нищие выглядят неестественно одноцветными. Богатый купец в валенках на босу ногу, как водится, дико кричит и заливается грубым смехом. Одна беспросветно тупая, скучающая барыня пуще того хохочет и орет, словно иерихонская труба, а другая громогласно храпит, заглушая все прочие звуки, включая текст. Карикатурно заунывная невеста смачно шепелявит и принимает томные позы, а шумливая сваха с утраченным передним зубом и красной физиономией отчаянно суетится и принимает на грудь стопку за стопкой. Реальными людьми, а не картонно-карнавальными персонажами выглядят немногие. Жалкая, забитая Бальзаминова (В.Радунская) - женщина с затравленно испуганным взглядом и робкими движениями, становящаяся в борьбе за счастье сына энергичной, хитрой и азартно напористой. И сам Бальзаминов (А.Емцов) - мечтательный романтик, который недалеко ушел от того маленького мальчика с веселыми, добрыми глазами, что изображен на детском портрете. Наивно восторженный, инфантильный и пугливый, он как будто еще не вырос и живет в мире младенческих грез, искренне веря, что они могут стать реальностью по мановению волшебной палочки. Прием с переодеванием, закольцовывающий спектакль, выглядит настолько оторванным от основного действия, что вряд ли может служить хоть каким-то оправданием происходящему. Ни актуальности, ни юмора не добавляет и демонстрация узнаваемых примет времени: "Уголовного кодекса Российской Федерации" или "Желтой газеты" с зазывными фотографиями звезд сегодняшнего шоу-бизнеса. В итоге традиционные штампы превращаются в утрированный шарж, а современные смыслы так и не прочитываются. А жаль - ведь время Островского у нас и впрямь уже давно наступило. И грустная комедия о Бальзаминове - история весьма поучительная и отлично вписывающаяся в серию нынешних "картин из московской жизни". Также в рубрике:
|