Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7639) 10 июля - 17 июля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Поп-корн против арт-хауса

"Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего"

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Мария ТОКМАШЕВА


Если конец июня стал временем обсуждения кино как искусства (в рамках Московского кинофестиваля), то в начале второго летнего месяца разговор велся совсем на другие темы.

Каноны русской актерской школы остаются неизменны. А кинопроизводство - сложный организационно-технический процесс - переходит на другой уровень. Не стоит углубляться в историю и напоминать о централизованной советской системе или кризисе кино в 90-е годы. Кино во всем мире уже четко сегментировано: на так называемое массовое и авторское. Россия же пока еще на пути к такому жесткому разграничению. Мы неуклюже копируем западные образцы продвижения кинопродукта, агрессивно ввязываемся в борьбу за продукт плейсмент и уверены, что все зрители - это бездумные поглотители поп-корна, а вовсе не поклонники арт-хауса. Эти заблуждения не могут не влиять на состояние российской киноотрасли. Тем более что она находится на распутье. Мы так и не договорились, что же такое кино в России: важнейшее из искусств или прибыльный, построенный на новейших технологиях бизнес? Эти вопросы и легли в основу конференц-форума "Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего".

Открытие форума порадовало присутствием всех "главных виновников торжества". Его почтили и министр культуры Александр Авдеев, и представители ответственного за кино департамента этого нового министерства, и непосредственные кинопроизводители: режиссеры, продюсеры, руководители киностудий. По важнейшей теоретической проблеме - построение демократического правового государства и гражданского общества невозможно без культуры в целом, и кино в частности, - договорились сразу и единодушно. Меж тем траектория дальнейшего движения так и остается непонятной. Кадров не хватает, приличных продюсеров почти нет, с режиссурой, как выразился Никита Михалков, катастрофа. О киностудиях вспоминают только при разработке плана грядущей приватизации, малые города вне зоны доступа киносети, действует несовершенный 94-й закон, редкие фильмы окупают свой бюджет. Каждой из этих проблем на форуме была посвящена отдельная секция.

Заказ на патриотизм

В течение дня на форуме работало восемь секций. Казалось бы, их создали для рассмотрения разных вопросов. Где-то беседовали о влиянии кино на культурный уровень населения, а где-то, оперируя сложными юридическими терминами, разговаривали о проблемах авторского права. Но абсолютно всюду звучали слова "госзаказ" и "господдержка".

Заместитель начальника Управления кинематографии при Минкультуры России Игорь Каллистов начал работу секции "Регулирование" однозначным тезисом: "Государство занимается поддержкой кино. Термина "госзаказ" не должно существовать! Но при разработке 94-го закона, уже набившего оскомину, кто-то что-то упустил. И теперь, согласно ему, государство сначала должно объявить тему, затем провести конкурс и только потом профинансировать проект. В принципе, закон позволяет без торгов профинансировать "произведения отдельных авторов", но кроме кинопроектов, предназначенных для проката. Конечно, такая норма выглядит абсурдно!"

Не менее часто упоминался и режиссер Тимур Бекмамбетов. Недавно вышедший на экраны "Особо опасен" служил иллюстрацией к проблемным темам почти всех секций. Никита Михалков еще на открытии форума нашел там сложный идеологический посыл, в секции "Путь к зрителю" говорили о рекордных кассовых сборах, а в секции того же Игоря Каллистова сравнивали бюджет картины с суммой, выделяемой в нашей стране на поддержку всего кинопроизводства. Естественно, сравнение оказалось в пользу Тимура Бекмамбетова со товарищи. Александр Авдеев, кстати, совсем недавно сказал, что на поддержку кино планируется выделять по четыре миллиарда рублей в год. Правда, теперь госсредства пойдут не только на производство дебютных, инновационных и детских картин, но и на фильмы с ярким гражданским и патриотическим пафосом. Самое интересное, что государство готово поддержать продюсерское, коммерчески выгодное кино: фильмы, собравшие более миллиона зрителей, смогут вернуть в свою копилку 10 процентов от суммы кассовых сборов за счет государства.

С отношением же к отечественным киностудиям государство так и не определилось. "Ленфильм" и Киностудию имени М.Горького удалось исключить из грядущего плана приватизации, но пока никакой другой концепции управления киногигантами, кроме передачи их в частные руки, не явилось. Заместитель начальника управления имущества организаций науки и социальной сферы Сергей Убугунов, сразу же оговорившийся, что на форуме он выступает не как чиновник Росимущества, а как частное лицо, так и сказал: "Государство - это самый неэффективный собственник". И задача Росимущества передать госсобственность в эффективное управление. Но всем ведь понятно, что перепрофилирование той же Горьковской киностудии - дело куда более выгодное, чем содержание такого производства. "Кино - бизнес неприбыльный. Единственный способ - это господдержка. Если ее не будет, кино в этой стране умрет", - резюмировал гендиректор Киностудии имени М.Горького Станислав Ершов.

Впрочем, господдержка важна не только на стадии производства фильмов. Кино, по словам Альфреда Хичкока, состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить. Доступ к современным кинозалам сегодня, по подсчетам экспертов, имеет менее десяти процентов населения России. Основная категория зрителей - молодые люди от 14 до 25 лет, проживающие, как правило, в городах-миллионниках. Естественно, увеличение зрительской аудитории может идти несколькими путями. Во-первых, расширение киносети, благодаря чему жители небольших городов получат доступ к просмотру киноновинок. И государство на этом направлении действует достаточно активно: на заседаниях ликвидированной нынче Роскультуры вопрос создания многофункциональных центров с современными кинозалами обсуждался не раз. Но все это можно назвать борьбой за количественный показатель.

Во-вторых, расширение аудитории за счет притока в нее других групп. Один из путей - создание специализированных кинотеатров, деятельность которых также будет поощряться государством. В таких кинотеатрах можно демонстрировать классику отечественного и зарубежного кинематографа, которая, безусловно, привлечет людей старшего поколения и так называемого арт-хауса, который, кстати, согласно последним исследованиям, достаточно интересен молодой аудитории. Некоторые крупные киносети, кстати, уже занимаются подобной практикой и в своих кинотеатрах отводят залы исключительно для демонстрации авторского кино. Именно такая сегментация услуг позволит привлечь в кинотеатры и поклонников искусства, и любителей поп-корна.

Эксперимент удался

Вряд ли круг обсуждаемых на форуме проблем и вопросов для кого-то стал открытием. Кинематографисты ежедневно сталкиваются и с нарушением авторских прав, и с проведением абсурдных тендеров, и с проблемами проката фильмов в провинции. Но не всегда эти вопросы удается обсудить всем представителям процесса. Итогом форума будет доклад, обработанный к сентябрю - к началу рабочего сезона обновленного Министерства культуры. Но форум, по словам его организатора гендиректора независимой исследовательской компании "Movie Research" Олега Иванова, стал еще и экспериментом: "Мы никого специально не приглашали, ни к кому специально не обращались за спонсорством. Мы просто хотели понять, кому действительно важно, как будет развиваться отечественный кинематограф и что нужно сделать для его эффективного развития". К счастью, важно это оказалось не только кинематографистам, но и чиновникам. Теперь все зависит от того, применят ли они на практике выводы, прозвучавшие в ходе 25-часовой работы форума.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

АВТОРСКОЕ ПРАВО

РЕПОРТАЖ

ЭКСПЕРТИЗА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;