Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7639) 10 июля - 17 июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПоп-корн против арт-хауса"Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего" КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКАМария ТОКМАШЕВА Если конец июня стал временем обсуждения кино как искусства (в рамках Московского кинофестиваля), то в начале второго летнего месяца разговор велся совсем на другие темы. Каноны русской актерской школы остаются неизменны. А кинопроизводство - сложный организационно-технический процесс - переходит на другой уровень. Не стоит углубляться в историю и напоминать о централизованной советской системе или кризисе кино в 90-е годы. Кино во всем мире уже четко сегментировано: на так называемое массовое и авторское. Россия же пока еще на пути к такому жесткому разграничению. Мы неуклюже копируем западные образцы продвижения кинопродукта, агрессивно ввязываемся в борьбу за продукт плейсмент и уверены, что все зрители - это бездумные поглотители поп-корна, а вовсе не поклонники арт-хауса. Эти заблуждения не могут не влиять на состояние российской киноотрасли. Тем более что она находится на распутье. Мы так и не договорились, что же такое кино в России: важнейшее из искусств или прибыльный, построенный на новейших технологиях бизнес? Эти вопросы и легли в основу конференц-форума "Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего". Открытие форума порадовало присутствием всех "главных виновников торжества". Его почтили и министр культуры Александр Авдеев, и представители ответственного за кино департамента этого нового министерства, и непосредственные кинопроизводители: режиссеры, продюсеры, руководители киностудий. По важнейшей теоретической проблеме - построение демократического правового государства и гражданского общества невозможно без культуры в целом, и кино в частности, - договорились сразу и единодушно. Меж тем траектория дальнейшего движения так и остается непонятной. Кадров не хватает, приличных продюсеров почти нет, с режиссурой, как выразился Никита Михалков, катастрофа. О киностудиях вспоминают только при разработке плана грядущей приватизации, малые города вне зоны доступа киносети, действует несовершенный 94-й закон, редкие фильмы окупают свой бюджет. Каждой из этих проблем на форуме была посвящена отдельная секция. Заказ на патриотизм В течение дня на форуме работало восемь секций. Казалось бы, их создали для рассмотрения разных вопросов. Где-то беседовали о влиянии кино на культурный уровень населения, а где-то, оперируя сложными юридическими терминами, разговаривали о проблемах авторского права. Но абсолютно всюду звучали слова "госзаказ" и "господдержка". Заместитель начальника Управления кинематографии при Минкультуры России Игорь Каллистов начал работу секции "Регулирование" однозначным тезисом: "Государство занимается поддержкой кино. Термина "госзаказ" не должно существовать! Но при разработке 94-го закона, уже набившего оскомину, кто-то что-то упустил. И теперь, согласно ему, государство сначала должно объявить тему, затем провести конкурс и только потом профинансировать проект. В принципе, закон позволяет без торгов профинансировать "произведения отдельных авторов", но кроме кинопроектов, предназначенных для проката. Конечно, такая норма выглядит абсурдно!" Не менее часто упоминался и режиссер Тимур Бекмамбетов. Недавно вышедший на экраны "Особо опасен" служил иллюстрацией к проблемным темам почти всех секций. Никита Михалков еще на открытии форума нашел там сложный идеологический посыл, в секции "Путь к зрителю" говорили о рекордных кассовых сборах, а в секции того же Игоря Каллистова сравнивали бюджет картины с суммой, выделяемой в нашей стране на поддержку всего кинопроизводства. Естественно, сравнение оказалось в пользу Тимура Бекмамбетова со товарищи. Александр Авдеев, кстати, совсем недавно сказал, что на поддержку кино планируется выделять по четыре миллиарда рублей в год. Правда, теперь госсредства пойдут не только на производство дебютных, инновационных и детских картин, но и на фильмы с ярким гражданским и патриотическим пафосом. Самое интересное, что государство готово поддержать продюсерское, коммерчески выгодное кино: фильмы, собравшие более миллиона зрителей, смогут вернуть в свою копилку 10 процентов от суммы кассовых сборов за счет государства. С отношением же к отечественным киностудиям государство так и не определилось. "Ленфильм" и Киностудию имени М.Горького удалось исключить из грядущего плана приватизации, но пока никакой другой концепции управления киногигантами, кроме передачи их в частные руки, не явилось. Заместитель начальника управления имущества организаций науки и социальной сферы Сергей Убугунов, сразу же оговорившийся, что на форуме он выступает не как чиновник Росимущества, а как частное лицо, так и сказал: "Государство - это самый неэффективный собственник". И задача Росимущества передать госсобственность в эффективное управление. Но всем ведь понятно, что перепрофилирование той же Горьковской киностудии - дело куда более выгодное, чем содержание такого производства. "Кино - бизнес неприбыльный. Единственный способ - это господдержка. Если ее не будет, кино в этой стране умрет", - резюмировал гендиректор Киностудии имени М.Горького Станислав Ершов. Впрочем, господдержка важна не только на стадии производства фильмов. Кино, по словам Альфреда Хичкока, состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить. Доступ к современным кинозалам сегодня, по подсчетам экспертов, имеет менее десяти процентов населения России. Основная категория зрителей - молодые люди от 14 до 25 лет, проживающие, как правило, в городах-миллионниках. Естественно, увеличение зрительской аудитории может идти несколькими путями. Во-первых, расширение киносети, благодаря чему жители небольших городов получат доступ к просмотру киноновинок. И государство на этом направлении действует достаточно активно: на заседаниях ликвидированной нынче Роскультуры вопрос создания многофункциональных центров с современными кинозалами обсуждался не раз. Но все это можно назвать борьбой за количественный показатель. Во-вторых, расширение аудитории за счет притока в нее других групп. Один из путей - создание специализированных кинотеатров, деятельность которых также будет поощряться государством. В таких кинотеатрах можно демонстрировать классику отечественного и зарубежного кинематографа, которая, безусловно, привлечет людей старшего поколения и так называемого арт-хауса, который, кстати, согласно последним исследованиям, достаточно интересен молодой аудитории. Некоторые крупные киносети, кстати, уже занимаются подобной практикой и в своих кинотеатрах отводят залы исключительно для демонстрации авторского кино. Именно такая сегментация услуг позволит привлечь в кинотеатры и поклонников искусства, и любителей поп-корна. Эксперимент удался Вряд ли круг обсуждаемых на форуме проблем и вопросов для кого-то стал открытием. Кинематографисты ежедневно сталкиваются и с нарушением авторских прав, и с проведением абсурдных тендеров, и с проблемами проката фильмов в провинции. Но не всегда эти вопросы удается обсудить всем представителям процесса. Итогом форума будет доклад, обработанный к сентябрю - к началу рабочего сезона обновленного Министерства культуры. Но форум, по словам его организатора гендиректора независимой исследовательской компании "Movie Research" Олега Иванова, стал еще и экспериментом: "Мы никого специально не приглашали, ни к кому специально не обращались за спонсорством. Мы просто хотели понять, кому действительно важно, как будет развиваться отечественный кинематограф и что нужно сделать для его эффективного развития". К счастью, важно это оказалось не только кинематографистам, но и чиновникам. Теперь все зависит от того, применят ли они на практике выводы, прозвучавшие в ходе 25-часовой работы форума. Также в рубрике:
|