Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7187) 29 июля - 4 августа 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Информация

Роль везения в жизни художника

В Сергиево-Посадском историко-художественном музее- заповеднике открылась выставка "Мир образов Виктора Николаева"

Ирина НИКИТИНА


Что такое везение? А что можно считать невезением? Насколько абсолютны эти понятия в жизни творца? Влияние неровностей судьбы на творчество неоднозначно. Главное - отношение к жизни, восприимчивость к ее урокам. Такова философия художника-прикладника Виктора Николаева.

Виктор Николаев не является членом Союза художников России. Не пришлось ему учиться в Строгановском институте. Невезение? Когда-то это воспринималось именно так. Сейчас художник считает, что все было к лучшему. Повезло в главном: талант его раскрылся наиболее полно. Виктор Николаев создал свыше 243 работ, которыми не перестают восхищаться.

В 1948 году 14-летний паренек, приехавший в Абрамцевскую профтехшколу из Струнина, поступил учиться на резчика и столяра-краснодеревщика. Художественные дисциплины вел А.Топорков. И это было везением. Благотворное влияние личности учителя на свое мировоззрение и профессионализм Виктор Николаев приравнивает к роли отца.

Близилось окончание учебы. Юный выпускник усиленно готовился к поступлению в легендарное Строгановское училище. Хорошо сдал вступительные экзамены, но по нелепой случайности зачислен не был. Вернулся в Абрамцево.

Педагог переживал за его судьбу, видел его своим преемником. А любимый ученик поступил через год в Московское художественно-промышленное училище имени М.И.Калинина. Со второго курса забрали в армию, почти на пять лет. Не повезло. Но с другой стороны... Служить пришлось на Балтике и один год - на Соловках. Удивительной красоты природа. А сколько связано с этим краем в русской истории!

В чем отличие художника от ремесленника? Ремесленник, даже высокого класса, изготавливает и множит вещи. Художник создает неповторимые образы, строит из них свой мир.

Мир образов Виктора Николаева добрый и светлый. Выраженный в кости и камне, дереве, металле и керамике, он прекрасен и, главное, понятен и узнаваем.

- Главное, идти от природы, не нарушать ее готовый блок, - убежден Виктор Николаев. - Можно распилить, например, зуб кашалота на тонкие пластинки, превратить их в кружевную резьбу, что станет ошибкой. Но сколько таит в себе его изогнуто- коническая форма! Она-то и должна угадываться в созданном образе. Техника творца должна быть высочайшей. Размер исходного материала значения не имеет. Яркий пример - творчество гениального Бенвенуто Челлини, который наряду со статуями создавал совершеннейшие образцы ювелирного искусства.

Образ в перстне - такой взгляд на ювелирное мастерство близок художнику Николаеву. На выставке представлена коллекция вырезанных из кости перстней "Знаки Зодиака". Высокая поэзия царит в ювелирных комплектах "Сказ", "Времена года", "Невеста", где сочетаются камни-самоцветы и металл. А в основе - тонкое знание народной традиции.

Художник много и с удовольствием экспериментирует, сочетая дерево и чеканку, кость и металл, что существенно расширяет царство его образов. Тонированная кость, например, очень похожа на черное дерево и, глядя на таинственных африканских шаманов, никто не усомнится, что автор бывал в Африке.

А где он бывал точно - так это в Новом Уэлене, поэтому хорошо знаком с обычаями местных якутов, владеет их искусством резьбы и рисования иглой по моржовой кости. Есть в экспозиции и портрет в керамике "Якутяночка". Высшая похвала художнику - отзыв одного из посетителей, когда-то учительствовавшего в Якутии: "Увидел "Якутяночку", и душа встрепенулась, - настолько точно передает художник национальный характер".

К русской истории Виктор Николаев обращается постоянно. Резьба на его шкатулке "Оборона Троице-Сергиевой Лавры" повествует о тех героических днях. Но, верный своему принципу философского обобщения, художник показывает не "бойню", а противостояние жажде завоевания святой идеи защиты Родины.

Не остается художник в стороне и от насущных тем. Великолепна его шкатулка "Экология", воспевающая красоту и хрупкость мира. Скульптура "Наркомания", словно мгновенная вспышка, передает кошмар наркотического дурмана. Бесплотные, подобные дыму, очертания людей вот-вот растворятся в воздухе.

Если восторженный посетитель, вздыхающий над недоступной красотой выставки - работы свои автор не продает, - в завершение просмотра приглядится к висящей на стене композиции "Поэт", он оценит необычайной величины и красоты кусок янтаря - ядро композиции. Янтарь - подарок бывшей ученицы. Художник оставил в нем все как есть - лишь поместил его в кованую жесткую раму.

Вот только форма камня... Наверное, она все же была подправлена: уж очень напоминает солнечный, словно трепещущий янтарь сердце. Сердце художника, для которого жизнь - лучший учитель и вдохновитель. И рамками которой оно сковано.

Также в рубрике:

ИНФОРМАЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;