Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7187) 29 июля - 4 августа 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

ВИКТОР РЫЖАКОВ: "Счастлив, потому что независим"

Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА


Виктор РЫЖАКОВ окончил Хабаровское училище искусств, служил в Саратовском театре им. К.Маркса, преподавал в Саратовском театральном училище, в Москве работал в Театре "На досках", режиссуре обучался в Щукинском театральном училище. Потом пришел в МТЮЗ к Г.Яновской. Пройдя столь причудливый театральный путь, будучи неплохо устроенным в Москве человеком, вдруг сорвался с места, отправился в дальние края и стал главным режиссером Камчатского театра драмы и комедии.

    

- Обычно случается наоборот: человек, живущий вдали от шумного центра, грезит: "В Москву, в Москву". Ваш поступок странен с обывательской точки зрения.

- Все эти слова я слышал, когда уезжал. Но я ведь ехал не в никуда, а в театр с традициями, ехал с ворохом планов. Хотелось собрать крепкую труппу, создать среду, в которой процветало бы творчество в высоком смысле слова.

    

- Сбылось?

- Все оказалось намного сложнее, чем представлялось. Ситуация сложилась в год моего приезда трудная: прекратилось финансирование театра. И по сей день средства поступают только на заработную плату. И то с колоссальным опозданием. За три с половиной года я приобрел новую профессию: научился находить деньги, экономить и распределять их таким образом, чтобы они оставались про запас. Много раз приходил в отчаяние. Но глаза боятся, а руки делают. Удалось убедить группу бизнесменов и банкиров в том, что их средства могут не пропасть, а театр при их поддержке не погибнет. Все эти люди камчатские, и хотят, чтобы театр на их земле существовал. Они - патриоты. Это характерно для жизни театра на периферии.

Полтора года я занимался созданием фонда развития театра. На его счету небольшие деньги, но он ежегодно пополняется учредителями фонда, которые теперь стали и членами попечительского совета театра.

    

- Во сколько же нынче в среднем обходится постановка спектакля?

- Тут нет пределов ни максимальных, ни минимальных. Один спектакль обошелся в сумму чуть больше пяти тысяч. Голь, как известно, на выдумки хитра. Всегда в доме есть из чего перешить и переделать.

    

- Хорошо, нашли деньги, поставили один спектакль, другой... А дальше-то что? В чем смысл строительства театра?

- Главное - это люди, артисты. За три года я привел в театр много молодежи из Владивостока, Иркутского театрального училища.

    

- И квартирами обеспечивали?

- И этим занимался. Что-то разменяли, что-то купили. Каждый, кто приезжал, получал жилье. Трое живут в общежитии. Кому-то театр снимает квартиру. Все вопросы решаемы.

    

- Очень уж благостная картина вырисовывается.

- Почему благостная? Все действительно так, как я говорю. Актеры имеют роли. Труппа мобильная. Из тридцати человек двадцать четыре активно работают. Пенсионеров не увольняем, чтобы они могли нормально жить. Работы достаточно.

    

- Режиссеров со стороны приглашаете?

- Я сам был студентом и знаю, как трудно начинающему режиссеру пробиваться, найти возможность постановки. Тогда я думал: вот будет у меня свой театр, стану молодых приглашать. И отчасти выполнил обещание, данное когда-то самому себе. У меня работали выпускники Марка Захарова.

    

- Вознаграждение за труд ничтожно. Что, кроме права поставить Шекспира или другого гения, и это в лучшем случае, вы можете предложить?

- По большей части люди едут к нам не за деньгами. Они хотят сохранить единое театральное пространство России. Ради этого, ради своих идей идут иной раз на жертвы. Да и вознаграждение не так уж и ничтожно. Актеры наши с учетом премий меньше тысячи не зарабатывают. Максимальная сумма со всеми доплатами составляет две тысячи рублей.

    

- Театральная столица живет по своим законам, кипят страсти, идут газетные баталии. Какой издалека вам видится московская театральная тусовка? Или вы не принимаете ее во внимание?

- Это как раз возвращение к разговору о том, отчего я уехал. Я счастлив, потому что независим от того, что происходит в Москве.

    

- Независимы потому, что занимаете пост главного режиссера?

- Может быть, и так. Но думаю, что и артисты в нашем театре чувствуют себя свободно.

    

- А не смотрят на вас на Камчатке, как на временщика?

- Наверное, кто-то именно так и смотрит. Но пока жизнь продолжается, спектакли выпускаются. Актеры ведь слышат, читают о том, что происходит в других театрах. Не везде ситуация такая, как у нас. Я бы назвал ее стабильной. На мой взгляд, в нашем театре могут рождаться спектакли, имеющие определенную художественную ценность. Мне не стыдно за то, что происходит на нашей сцене.

    

- Какие спектакли делают кассу?

- На Камчатке уникальный зритель. Говорить о том, что он ходит на что-то определенное, было бы неправильно. Посещаются все спектакли. Это вовсе не означает, что можно поставить что угодно, и народ пойдет. Репертуар построен таким образом, что все спектакли имеют своего зрителя. Это - "Наш городок", "Укрощение строптивой", "Старшая сестра" А.Володина, "Счастье мое" А.Червинского, "Не от мира сего" А.Островского... Взяли пьесу выпускника ГИТИСа Дмитрия Гласа "Караул N 8", "Кадриль" В.Гуркина. Есть музыкальные спектакли. Жанровых ограничений нет. Мне интересно все, что не вызывает скуку. Главное, чтобы театр рождал активную зрительскую эмоцию. Петропавловск-Камчатский - город военный и рыбацкий. Заполняемость зала - семьдесят процентов. Всплески посещаемости определяются выдачей зарплаты. Выдадут ее раз в три месяца, вот в тот момент все билеты полностью раскупаются. Я много раз приходил в отчаяние, глядя на людей на улице, в транспорте. Иной раз кажется, что жить уже невозможно. Но... Как-то в течение двух месяцев на Камчатке отключали свет. По центральным каналам телевидения показывали наш театр как единственное место, где было светло. Не из-за того, что я такой хороший. Просто есть у нас руководители, которых удалось убедить в том, чтобы не отключали в театре свет наряду с больницами. Представьте себе: зима, город погружен в темноту. Во тьме люди едут на машинах в театр, а там - полный зал, тепло, светло, звучит музыка, работает буфет. Возникает ощущение того, что жизнь продолжается. Не я, а моя должность сама по себе в Петропавловске-Камчатском очень уважаема. Мне никогда тут не отказывали во внимании. Другое дело, что не всегда могли помочь. Школы, больницы бедствуют, а я убеждаю губернатора в том, что театр требует особого к себе отношения.

Поезд идет без остановок, и надо вскакивать в него на ходу. Любое неверное решение может гибельно отразиться на театре. Я не боюсь принимать решения и несу ответственность за все то, что происходит в коллективе.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Искали апостиль москва?