Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7187) 29 июля - 4 августа 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Мертвый сезон

Полемические заметки

Евграф КОНЧИН


Лето выдалось жарким, знойным. Как всегда в эту пору, выставочный сезон замирает. Вернисажей значительно поубавилось, а те, уже редкие, проходят без обычного рекламного шума и фуршетной толкотни. Правда, залы в Центральном доме художника, основной выставочной площадки в Москве, по-прежнему заполнены живописью, графикой и скульптурой. Но их утомительное безлюдье еще больше подчеркивает летний "мертвый сезон".

Смею утверждать, что такое зрительское состояние является не только определенным сезонным признаком, но более глубинным процессом, не зависящим от времен года. Ведь сегодняшние экспозиции в ЦДХ не хуже, чем в некоторые осенне-зимние месяцы. Тот же среднестатистический набор имен, стилей, манер, какое бы направление ни представляли художники - реалистическое, авангардистское или иное. Но они чем-то поразительно похожи. Наверное, прежде всего тем, что в них трудно найти нечто оригинальное, художественно-значимое.

Проходишь по залам и невольно ловишь себя на мысли, что все это уже было, было, было...

В резком упадке качества изобразительного искусства я не склонен винить только художников. Они лишь выполняют "социальный заказ", который ныне диктуется рынком, то есть вкусами, запросами и требованиями той части общества, которая является потребителем художественного товара. Вкусами и желаниями чаще всего несовершенными, примитивными. Таким потребителям не нужны произведения, которые заставляют думать. По их убеждению, искусство должно быть только украшательским, модным декором интерьера - элементом быта.

Из подобного рыночного сознания, рыночного восприятия искусства произрастает "мертвый сезон", в который в равной степени попадает все талантливое. Будь то постоянная экспозиция Третьяковской галереи "ХХ век", пушкинская выставка "Чудеса немых искусств" - в Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке, графика прославленных "мирискусников" в Третьяковской галерее. Или пушкинская выставка работ известных художников-реалистов в Академии художеств на Пречистенке, "Второй авангард" - в галерее "Дом Нащокина", персональные представления реалиста Л.Баранова и одного из основоположников русского авангарда И.Клюна - обе в залах ГТГ на Крымском валу. Совершенно незамеченной осталась камерная экспозиция станковых скульптур О. Комова, состоявшаяся в редакции журнала "Наше наследие". Шумные вернисажи - и пустота в последующие дни.

Может ли предотвратить дальнейшую деградацию искусства Российская академия художеств? Она начинает активно влиять на художественную жизнь страны. Прежде всего в области художественного образования. Но и здесь привязанность лишь к одному направлению вызывает досадные крайности.

Основным противостоянием "мертвому сезону" - агрессивному ширпотребу и непрофессионализму, бесспорно, являются художественные музеи. Но только в том случае, если они станут широкодоступными, если ходить в них станет распространенной привычкой.

Но сегодняшняя музейная политика заставляет с горечью говорить об обратном. Посещение музея превращается не в постоянную потребность, а в редкое и дорогостоящее удовольствие. О каком-либо всеобщем просветительском и воспитательном предназначении сейчас, к сожалению, говорить не приходится.

Конечно, музеям живется катастрофически трудно. Они испытывают нужду во всем. Но это оттого, что государство не выполняет своих конституционных обязанностей по их субсидированию. Оно, как всегда, перекладывает свои заботы и свои долги на плечи сограждан, налогоплательщиков. И при этом часто ссылаются на западный опыт. Там, дескать, билеты в музеи тоже недешевы. Однако почему-то забывают сообщить нечто весьма существенное: каков там и у нас средний прожиточный уровень, каковы там и у нас средняя зарплата бюджетников и размеры пенсий. К0огда сравниваешь там и у нас, то разница получается ощутимой. Вот и ответ на эти явно спекулятивные сопоставления.

Кстати, добавлю, что в Лувре, на опыт которого ныне так любят ссылаться, насколько я знаю, существуют бесплатные дни. Для неимущих. Почему бы нам не использовать этот опыт? Некоторое время назад ввели было и у нас бесплатные "среды". Но быстро отказались от них. А ведь они так нужны именно в России! Помните, как несколько раз, например, в день 850-летия Москвы, в Международный день музеев, сделали открытый вход - и огромные многочасовые очереди дружно "проголосовали" за необходимость таких дней.

Итак, "мертвый сезон" в нашем изобразительном искусстве - явление совсем не сезонное, он зависит от широкого круга сложных взаимосвязанных проблем. И я коснулся лишь некоторых из них, разумеется, не претендуя на истину в конечной инстанции.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;