Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7650) 25 сентября - 1 октября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Прохожий, призрак, тень

Выставка "Альберто Джакометти. Живопись, графика, скульптура" в ГМИИ имени А.С.Пушкина

Елена ШИРОЯН


А.Джакомети "Собака". 1951 г.

Почетный список классиков мирового искусства, чьи выставки наконец состоялись и в России, пополнился еще одним именем - Альберто Джакометти (1901 - 1966). Скульптор мгновенно и безошибочно узнаваем (правда, лишь в поздних вещах, когда нашел свой неповторимый стиль); потому кажется, будто мы давно его знаем. Однако знаем лишь по картинкам и немногим работам, попадавшим на сборные выставки: вот и сейчас в пафосный коммерческий показ нью-йоркской галереи Ларри Гагосяна на "Красном Октябре", где нарочно не повесили этикеток, включили Джакометти, которого и без подписей ни с кем не спутаешь. А большая (точнее, серьезная, большой ее не назовешь и с натяжкой) персоналка - впервые и в Москве, и в Петербурге, куда она отправится позже; во вступлении к каталогу Ирина Антонова и Михаил Пиотровский не скрывают радости и восхищения.

Признаем: Пушкинский музей открыл сезон ударно. Едва стихли эмоции по поводу футуризма, столетие которого загодя отметили в ГМИИ, и визита к нам таинственной красавицы Пармиджанино, как закипели страсти вокруг Кабакова, чей фестиваль стартовал именно в ГМИИ. Правда, не в Белом зале, как некогда мечтал "русский художник номер 1", а в соседнем здании: Белый зал захватили немцы из группы "Мост", и эта мирная оккупация весьма удачна. Можно бы уже поздравить музей, да только экспрессионистов мы видели не раз, Кабаков все-таки немножко свой, даром что празднует 20-летие отъезда в "свободный мир", а вот о Джакометти ничего подобного не скажешь. Так что третий по счету "пушкинский" вернисаж вправе занять первое место.

Претензий к выставке пока не предъявил ни один самый злобный критик. Ретроспектива невелика, чуть больше полусотни работ, но отражает все направления и периоды творческой активности маэстро, от юности до зрелых лет (умер Джакометти еще не старым и уже очень знаменитым). Не так дурно, как во многих столичных залах, освещение: загадочно приглушенное, оно все же позволяет разглядеть нюансы, прочувствовать фактуру, для автора чрезвычайно важную, передающую внутреннее беспокойство при внешней сдержанности фигур в условных позах. Но что совершенно ошеломляет, так это пространство, отведенное гениальному художнику, - тесные, узкие комнатки Отдела личных коллекций под низким потолком. Понимаю, что других архитекторов у нас для вас нет, и все же...

Правда, к чести швейцарского скульптора с итальянским именем, прославившего Парижскую школу на ее позднем этапе, он и в старой усадьбе освоился неплохо. В атриуме ради него убрали все лишнее и поставили три большие скульптуры: "Шагающий человек" решительно направляется к "Большой женщине", на них задумчиво смотрит поздняя "Большая голова". Другие два десятка скульптур на фоне рисунков, гравюр и немногих картин спрятали в глубине музея, и побродить среди них лучше неспешно и в одиночестве, чтобы явственно услышать тихий диалог, скажем, кубистической "Фигуры" с "Женщиной-ложкой" или "Неприятной вещью, на выброс", так поразившей Андре Бретона, либо "Человека, пересекающего площадь" - с "Венецианкой". Поскольку разброс сюжетов у художника невелик, камерная коллекция, составленная Фондом Альберто Джакометти и Кунстхаусом в Цюрихе при участии Фонда Бейелера (Базель) на деньги "аспиринового короля" Байера, дает отчетливое представление об образной системе Джакометти.

В тесноте МЛК я не могла не вспомнить другую выставку, виденную год назад в Париже. Называлась она "Мастерская Альберто Джакометти" и четыре месяца собирала толпы в Центре Помпиду. Просторный зал, искусно разгороженный на тематические зоны, вместил свыше 600 работ скульптора, позволяющих вглядеться в лица его близких, проследить эволюцию замыслов. Несмотря на огромный объем материала, было совсем не скучно...

Биография маэстро, рожденного на заре ХХ столетия, повторяет путь многих в его поколении: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, позже сюрреализм. Отмечу лишь факт, что Джакометти родился с серебряной ложечкой во рту (здесь его можно сопоставить с двумя знаменитыми ровесниками, Пикассо и Дали): отец и дядя - известные живописцы, крестный отец - Куно Амье из группы "Мост", друг семьи - Фердинанд Ходлер, в доме - прекрасная библиотека по искусству. Первые уроки живописи, которой он не бросит до конца дней, будущий великий скульптор брал у отца, в 12 лет уже работал маслом, в 13 - увлекся лепкой, в 18 - посещал Школу изящных искусств в Женеве, в 19 - побывал на Венецианской биеннале. Тогда же увидел "титанов" итальянского Ренессанса, что разожгло желание стать живописцем. И лишь в 1922 году Альберто твердо решил стать скульптором, поступив учиться к Антуану Бурделю в студию "Гранд-Шомьер". В 1925 году дебютирует в Салоне Тюильри, в 1926-м снимает в Париже мастерскую, где так и останется на 40 лет. После смерти художника в этот дом на Монпарнасе прибудет специальная бригада, чтобы тщательно отснять интерьер и снять все со стен, на которых скульптор часто рисовал... Кстати, мы видим это ателье на фотографиях Эрнста Шайдеггера, десятилетиями снимавшего Джакометти: вот он, невысок и худощав, с чересчур крупными чертами, от артистического облика - лишь грива непокорных волос. Мягкий и деликатный, всегда готовый протянуть руку помощи, художник, вероятно, был человеком очень верным - семье, друзьям, самому себе. Но и упрямым: иначе мы бы и не знали фамилии Джакометти.

К середине 20-х метод Бурделя был отвергнут. Две работы Джакометти на выставке 1929 года так благосклонно восприняли парижские авангардисты, что скульптор проснулся знаменитым. Отныне круг его общения - Макс Эрнст, Ханс Арп, Хуан Миро, Пикассо и компания. Через год "Подвешенные шары" (увы, на выставке их нет) привели в восторг Андре Бретона, лидера движения сюрреалистов, к которому скульптор примкнул в 1930-м. Правда, позже исключен, как шагающий не в ногу (был чересчур привержен натуре и впечатлениям реальной жизни), - изгнан из рядов партии, как и все прочие, не терпевшей инакомыслия. Но вскоре ему распростерло объятия другое движение, в ХХ веке не менее значимое: критиком и отчасти биографом Джакометти стал не кто иной, как Жан-Поль Сартр. Даже описал в повести "Слова" драматический момент, когда скульптор был сбит на улице машиной, сломал ногу и пережил это как серьезную травму - в том числе душевную. Впрочем, ранимость и сверхчувствительность, отличавшая скромного швейцарца, который и в годы успеха не умел себя держать как звезда, обернулась способностью предчувствовать травмы и катаклизмы глобального масштаба. Авария или провидение подтолкнуло Джакометти к экзистенциализму - теперь уже не важно. Существенно иное: как очень немногие в его поколении (разве что Фрэнсис Бэкон, Жан Дюбюффе и все тот же Пикассо), он сумел выразить метафизическую драму бытия человека в мире, раздираемом жестокостью и войнами. Непомерно длинные и худые люди с огромными ступнями, непропорциональными ладонями и крошечной головой - кто только не сравнивал их с тенями, обгоревшими спичками, сухими древесными ветвями и прочим "мусором", выброшенным природой и цивилизацией, - не являются портретами узников Бухенвальда, но неумолимо о них напоминают. Однако в случае Джакометти не следует искать прямых ссылок на конкретные события истории: образный мир его куда глубже. Как видно по прошествии лет, он затрагивает болевые точки, с позволения сказать, во вселенском охвате. На этом фоне, честно говоря, удивляешься, что этого художника не показали нам еще в советские годы: вряд ли власти отрицали его гуманистический пафос или смущались похвалами Сартра, которого печатали и в СССР. Скорее, очень уж не укладывался в систему представлений о прекрасном страшноватый, заведомо некрасивый облик персонажей, которых, к слову, Джакометти зачастую лепил и рисовал с близких, горячо любимых людей.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;