Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7650) 25 сентября - 1 октября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноИспытание кинематографом продолжаетсяВ Анапе завершился фестиваль "Киношок" Светлана ХОХРЯКОВА Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ Анапа - Москва
Сентябрь - пожалуй, самая интенсивная фестивальная пора. Заканчивается Венецианский фестиваль, ему на смену приходят Торонто и Сан-Себастьян. Амбициозная "Евразия" на этот раз переехала из Алма-Аты в Астану. В это самое время у нас тоже жизнь бьет ключом. В Благовещенске проходит кинофорум "Амурская осень", параллельно - "Меридианы Тихого" во Владивостоке, "Московская премьера" - в Москве, далее - анимационный "КРОК". В этом контексте располагается Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок". Проходил он уже в шестнадцатый раз. И у него, безусловно, - своя ниша, о конкуренции может идти речь разве что в связи с российскими фильмами. Правда, набирающая обороты "Евразия" наступает на пятки, собирая на своей территории картины Центральной Азии, так что некоторых дублей не избежать. Да еще на этот раз в рамках "Московской премьеры" усилиями Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии была собрана программа из нескольких фильмов, произведенных на постсоветском пространстве.
Так уж случилось, что в нынешнем году дирекция "Киношока" привлекла меня к селекционной работе, и пришлось отсмотреть внушительную обойму картин, произведенных в СНГ. К сожалению, ничего радостного и обнадеживающего сказать не могу. Уровень картин, производимых в большинстве постсоветских стран, оптимизма не внушает. Но все эти картины бурно перемещаются по мировым фестивалям и всюду востребованы, как бывают востребованы малые кинематографии, экзотические для международной кинообщественности. И это правильная политика фестивалей, рассчитанная на вырост и перспективу. Если не поддерживать кинематограф стран, не являющихся лидерами кинопроцесса, то никакого поступательного движения не будет. Вот и "Киношок" отбирает по возможности наиболее качественный продукт, но иногда о качестве по гамбургскому счету и говорить-то не приходится. К примеру, в этом году отобрали по одной картине от Грузии и Азербайджана в основной конкурс. Получили и еще получим за это сполна от критиков. Потому как фильмы оказались весьма и весьма средними, зараженными сериальным мышлением. Но когда в стране производится одна-две картины, надо миру показывать то, что есть, чтобы адекватно оценивать процесс в целом. Когда на своих обсуждениях киноведы начинают резко критиковать увиденное, представители национальных кинематографий недоумевают. Берут же их фильмы повсюду. Самооценка снижается. И без того они предпочитают премьерам на "Киношоке" показы в Лос-Анджелесе или в Роттердаме, где все будет мягче и еще поаплодируют за то, что в тяжелых финансовых условиях ты произвел некий продукт. Отдавать картины на российские фестивали многие не спешат. Отдают, когда фильм совершил уже некий круг по миру. Кто-то участвовал в Неделе критики Венеции, кто-то в Карловарском кинофестивале. Многие связаны обязательствами. К примеру, один армянский режиссер рекламировал свою картину, на словах мечтал поучаствовать в "Киношоке", но копию фильма почему-то не предоставлял. Оказалось, что до октябрьской премьеры в Лос-Анджелесе никаких иных показов быть не может. Возникают трудности и с переправкой картин, преодолением границ и таможен. Конечно, ничего такого в былые времена не было. И те, кого некогда открыл "Киношок", поддержал в самом начале пути, ныне устраивают свои премьеры где-то далеко от Анапы. Такова данность, и надо подобное состояние дел принимать адекватно. Самая обнадеживающая ситуация, пожалуй, в прибалтийских республиках и в Казахстане. Картин в Эстонии, Литве и Латвии производится по-прежнему не много, но они берут качеством и вполне европейским мышлением. Бюджет фильмов при этом более чем скромный. Литовская картина "Коллекционерша" снята совсем еще молодым режиссером Кристиной Буожюте за
25 тысяч долларов. В это трудно поверить. Это, конечно, не узбекский феномен, когда фильм за 30 тысяч долларов собирает в прокате 300 тысяч. "Коллекционерша" - не коммерческий продукт, а кино авторское. Кинотеатры Литвы ее не приняли, показы прошли только в одном кинотеатре Вильнюса, зато фильм был включен в официальную программу кинофестиваля в Карловых -Варах. Картина куплена одним из литовских телеканалов. Для дебюта - это очень серьезная и примечательная работа, но и без поправок на дебют "Коллекционерша" заслуживает внимания. В ней, кстати, зафиксировано повальное стремление людей снимать самих себя и потом смотреть на себя любимых на экране. Эта тенденция на "Киношоке" проявилась в документальных картинах. Человек становится актером и, увидев себя на видео, начинает осознавать, что он собственно собой являет. Героиня "Коллекционерши" - молодая женщина, доктор Гайли - однажды увидит свое экранное отражение во время научной конференции, увидит, как общается с детьми, и придет в оторопь. Лицо напряженное, нервное, а с детьми, испытывающими трудности речи, так нельзя общаться, как делает это она. Героиня осознает всю степень собственного бесчувствия. А заикающиеся дети требуют совсем иной степени чуткости. Интересно, что жюри основного конкурса во главе с Андреем Битовым в полном составе явилось на обсуждение фильма критиками, что, вообще-то, несколько выходит за рамки регламента. Члены жюри даже стали задавать вопросы режиссеру. Но общение было трудным. Кристина - из поколения, которое уже очень плохо знает русский язык, так что приходилось прибегать к помощи исполнительницы главной роли, актрисы Габии Рюскувене. Андрей Битов, к примеру, произнес небольшую речь о том, что дело вовсе не в болезни героини, любой нормальный человек болен ею, сама режиссер назвала болезнь деперсонализацией. Обычно после сильного стресса человек теряет способность испытывать эмоции, ничего не чувствует. Героиня фильма нанимает парня, который всюду ходит за ней и снимает ее на камеру, а потом смотрит про себя странный фильм. Фиксируется на камеру даже свидание с мужем сестры. Что из этого последовало, и объяснять не нужно. Габия Рюскувене - интересная интеллектуальная актриса, способная к решению самых сложных психологических и профессиональных задач. Ни на какие эффекты в условиях нехватки средств рассчитывать не приходилось, а потому в фокусе оказалось прежде всего лицо актрисы и ее партнеров по фильму. Все построено на крупных планах, при этом никакой фальши. Получился некий рентгеновский снимок. Такого рода картины очень востребованы у европейской фестивальной публики. Психологические аспекты, всякого рода вариации на тему взаимоотношений с психоаналитиками вызывают живой интерес не только зрительский и кинематографический, но медицинско-психологический. В конкурсе "Кино без кинопленки", который отсматривало жюри в составе режиссеров Валерии Гай-Германики и Павла Лабазова, а также кинокритика Михаила Трофименкова, участвовала картина "Игры воображения", произведенная в Казахстане Александром Пичугиным, Романом Манжосовым и Тарасом Поповым. Зрелище, надо сказать, престранное. Двое из режиссеров - врачи, некоторые - дилетанты в кино. Например, Александр Пичугин. Он сам находится в кадре. Мы узнаем, что он постоянный пациент психоневрологического диспансера и каждый визит туда расценивает как благо, врачи, в свою очередь, перенимают его странный опыт. Александр Пичугин мечтает сделать фильм о взаимоотношениях психиатра и пациента для тещи и свекрови, для молодоженов, чтобы не разводились (статистика говорит не в пользу крепких браков). На 1 октября у него назначена регистрация брака (он зрелый человек - 1956 года рождения). Наконец-то Александр встретил девушку своей мечты. Это та, которая согласилась поехать в ЗАГС на пони. Работает библиотекарем в Алма-Ате. Герой, он же режиссер, - человек, конечно, чудаковатый. Он варит в ведре тару из-под чистящих средств, старые игрушки, таким образом борется с микробами. Потом этот странный суп пойдет на подарки детям, победившим в соревнованиях. Как скажет сам Александр Пичугин в кадре, испытание кинематографом продолжается. Потом он ищет на роль в своем фильме актрису, общается с ее мамой, которая требует, чтобы никаких близостей не было. Бюджет предполагаемого фильма должен составить 77 у.е. Герой пропагандирует некую мурлыкотерапию как средство оздоровления, моет в собственной ванной человека, страдающего шизофренией, а потом вместе с ним ощипывает курицу. Сам себя снял, сам себе режиссер, а теперь еще путешествует со своей картиной по фестивалям. Другая картина этого же конкурса (фильмы в него отбирали совсем молодые ребята, это своего рода эксперимент "Киношока") - "Свадьба для чайников". Снята она в Эстонии Владимиром Логиновым, который сам тоже присутствует в кадре вместе со своей женой Татьяной, известным в Таллине фотографом. Прожив вместе семь лет, эти люди решили устроить свадьбу, говорят, что для родных, а возможно, о чем не говорят, ради того, чтобы снять этот тоже очень странный фильм, в котором, однако, есть нечто живое, иногда напрочь утраченное современным кино. Герои готовятся к свадьбе, идет отсчет дней где-то за неделю, покупаются кольца, заказывается платье. Все походы к модельеру закончатся тем, что невеста это платье не наденет, оно ей просто не идет, придется ходить по магазинам в поисках свадебного гардероба. Жизнь для героев обретает совсем иные очертания в свете свадебных забот. Теперь, когда фильм снят, Владимир Логинов говорит, что получились два разных человека: он в жизни и тот, что на экране. Одна из моих коллег определила "Свадьбу чайников" как откровенный видеоблог (место таким в интернет-дневниках), а сам режиссер назвал его опытом документальной комедии. То и другое - в самую точку. Но вернемся к основному конкурсу. Латвийская картина "Фогельфрай" сделана сразу четырьмя режиссерами по той причине, что каждый из них претендовал на самостоятельный проект, но из-за дефицита средств объединились они под одной "крышей", сняв четыре новеллы, зафиксировавшие четыре возраста то ли одного персонажа, то ли разных людей, объединенных именем Теодор. Это на усмотрение зрителя. Присутствовавший на фестивале Янис Калейс (один из четверки режиссеров) говорил о том, что трактовки могут быть любыми, авторы ни на чем не настаивают. Новеллы получились неравноценными. Одна из них - про детей, играющих в дюнах, и про их жизненные опыты. Потом ребенок становится юношей, превращается в мужчину средних лет, а затем совсем уж во взрослого человека, который продолжает искать нечто важное в жизни. И это самая сильная из новелл, к тому же сыграна прекрасным актером Любомирасом Лаучавичюсом, который много снимался в советском и российском кино. Фильм этот об одиночестве человека, о его перманентно экзистенциальном состоянии. Премьера картины прошла в корейском Пусане, у него богатая фестивальная судьба, а у наших критиков - много претензий, несмотря ни на какой международный резонанс. "Существует мода на аморфное, непонятное кино, и этот фильм вполне отвечает фестивальной конъюнктуре", - подвел черту один из моих коллег. "Осенний бал" эстонского режиссера Вейко Ыунпуу имел успех в Венеции. Картина эта - о жителях спального района Таллина, каждый из них одинок. Кого-то подозревают в педофилии, кто-то целыми днями просиживает у телевизора, кто-то следит за бывшей женой. И каждый сам по себе, и по большому счету никому не нужен, и ни в ком не нуждается. Люди безразличны и индифферентны по отношению друг к другу. Тоже типично европейская ментальность, нашедшая отражение во всем, вплоть до киноязыка и стилистики фильма. Можно сказать, что прибалтийское кино стоит особняком в том кинопотоке, что имеет место быть на постсоветском пространстве. Во всяком случае, в данном конкурсе это выглядит именно так. Казахское кино существует несколько по другим законам (мы уже подробно писали о ситуации в центральноазиатском кино). Данияр Саламат представил в Анапе картину "Вдвоем с отцом", рассказывающую о том, как живет его герой Картим вместе с сыном в небольшой комнатушке общежития. Это строгая мужская жизнь без женского тепла и участия. Мать существует, жива-здорова, и мальчик иногда ее навещает, но у нее отдельная и куда более благополучная жизнь с другим мужчиной. Это лаконичное кино во всех смыслах, наверняка малобюджетное, но свидетельствующее о появлении нового способного режиссера, не зацикленного на этнографии, чем нередко грешат кинорежиссеры стран СНГ, а нацеленного на постижение внутреннего мира человека, его взаимосвязей с окружающей реальностью. О российских картинах "Киношока" мы поговорим отдельно. К ним - особый счет. Победители XVII Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии "Киношок-2008 " Абсолютным лидером фестиваля стал эстонский фильм "Осенний бал" Вейко Ыунпуу. Картина получила Гран-при смотра "Золотая лоза", а также Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России и награду от независимой прессы. Второй по значимости приз "За режиссуру" достался Кристине Буожюте из Литвы за фильм "Коллекционерша". В номинации "Лучший сценарий" победил Эрнест Абдыжапаров из Кыргызстана, который написал сценарий к своей картине "Светлая прохлада". Награду за "Исполнение лучшей женской роли" получила наша бывшая соотечественница, живущая в Англии, Марина Блейк (лента "Сезон туманов" Анны Чернаковой). А приз за "Исполнение лучшей мужской роли" ушел украинскому актеру Сергею Романюку (картина "Райские птицы" Романа Балаяна). В короткометражном конкурсе "Границы шока" лучшей признали работу "Три матери и хор" Натальи Першиной-Якиманской и Ольги Егоровой. И, наконец, в конкурсе "Кино без пленки" победу одержала картина Евгения Митты "Олег Кулик - вызов и провокация". Также в рубрике:
|