Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7650) 25 сентября - 1 октября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрПолна иллюзий и разоблачений вся наша жизнь...""Синее чудовище". Театр "Сатирикон" Светлана ХОХРЯКОВА Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ Анапа - Москва
Такого мощного старта театрального сезона, кажется, еще не случалось. И речь не только о Театре "Сатирикон", ошеломившем премьерой "Синего чудовища" в постановке своего художественного руководителя Константина Райкина. Планка сценического качества, в первую очередь технически-зрелищного, конечно, поднята на столь дивную высоту, что взять ее немногим будет под силу. Но, наверное, многим захочется, дабы "Сатирикон" не оставался в гордом одиночестве. Впрочем, поводов для печали быть не должно, даже у театров, не столь технически оснащенных. Есть и другие способы и средства, способные помочь дотянуться до планки. Но то, что она наконец-то существует в московском театральном пространстве, это здорово. Константин Райкин - худрук вообще уникальный, не желающий успокаиваться на лавровой подстилке (а лавров у него и его театра хватает). Его творческой и человеческой энергетике можно позавидовать, но она не просто фонтанирует между небом и землей, а находит себе чисто практическое применение. Райкин умеет добиваться поставленных целей, заражая всех вокруг себя бациллой театра-зрелища и спектакля-праздника. Его театр, в отличие от многих и многих других, умудряется держать собственную марку и сохранять "лицо", а спектакли "Сатирикона" при всей их непохожести друг на друга выдержаны в одном эстетическом ключе, которым, как оказалось, можно открывать самые разные двери. Парадоксально, но все режиссеры, приходящие в "Сатирикон" (будь то сам Роберт Стуруа или мастеровитый Юрий Бутусов), делают там такие спектакли, будто испокон века служили именно этим подмосткам. Райкин, как известно, исповедует тезис: "Искусство принадлежит народу", полагая, что ничего зазорного в так называемом "масскульте" нет и быть не может, если он, конечно, выдержан на должном уровне. Конек Райкина - спектакль-праздник, феерическое зрелище, доступное самым широким зрительским аудиториям. И даже если в основу всего положен сюжет старины Шекспира, в "Сатириконе" последний отнюдь не будет представлен в качестве занудного интеллектуала и моралиста, что самой морали, кстати, вовсе не исключает. И потом Райкин вместе со своим театром идеально попадают в ритмы времени и реагируют на малейшие изменения ментальных примет. Что, казалось бы, нетрудно, потому что для любого живого существа естественно, но не у всякого получается. А коли вновь вспомнить о Шекспире, так можно подметить любопытное явление. Нынешнее "Синее чудовище" и "Король Лир" Юрия Бутусова, вышедший, правда, ровно два года назад (и принесший Константину Райкину "Золотую Маску" за лучшую мужскую роль), смогли бы сложиться в своеобразную дилогию о всеобщем и весьма актуальном хаосе бытия. Но если у Бутусова эстетическими средствами были представлены разброд и шатание современного театра, его стилей и методов, его модного дилетантизма, наступающего на старомодный профессионализм, то у Райкина эта игровая констатация хаоса стала почти тотальной. Но при этом, согласно режиссеру, отнюдь не ведет к унылому "концу света", а совсем даже наоборот. Вавилонское сценическое столпотворение всего и вся происходит не в сумерках, а словно бы на рассвете. Все же обитатели этой театральной вселенной, вдоволь наигравшись и надурачившись, возьмутся за руки и начнут осваивать новую жизнь. В качестве гигантского "миксера", перемешавшего субъекты и объекты бытия, конечно же, выступает сама жизнь, в "Сатириконе" обернувшаяся уже даже не сценой, но цирковой ареной, которая, в свою очередь, трансформируется в бассейн (сценография и костюмы Аллы Коженковой). На этой арене одномоментно существует все: "Венеция в тумане" и опереточный Китай, лес и дворцовые покои, представители разноязыких и разнокожих народов, традиционные маски итальянской комедии дель арте и лихие циркачи, механическая "гидра" и забавные игрушечные лошадки, гондолы и мосты, клетки и цепи, лезгинка и огненный фейерверк. Здесь герои щеголяют в военных галифе и китайских шелковых халатах, тельняшках и сексуальных кожаных "прикидах", в стильных светских одеяниях и вечных "тряпках" Арлекина и Коломбины. Здесь качаются на трапециях и взбираются по канату, крутят сальто и укрощают "львов", поют, пляшут, импровизируют. В общем, проще сказать, чего здесь нет. И, конечно же, Константин Райкин избрал весьма благодатный материал - малоизвестную у нас фьябу Карло Гоцци "Синее чудовище" (перевод Татьяны Щепкиной-Куперник), изрядно сдобренную сиюминутными комментариями. А эта залихватская "отсебятина" вполне закономерна. Кто же не знает, что старая комедия дель арте, которую Гоцци грезилось воскресить в просвещенном ХVIII веке, целиком замешена на импровизации. Блистательный тому пример - вахтанговская версия "Принцессы Турандот", вошедшая в историю отечественной сцены вкупе со своими "актуальностями" образца 1922 года, а потом и последующих редакций. Сегодня же иные темы. "Понаехали тут, Нанкин не резиновый", - вопит Панталоне (Антон Кузнецов). А рядышком - язвительный пассаж про театрального критика, явно сочиненный самим Райкиным, как известно, плохо переносящим представителей этой профессии. Впрочем, на этом спектакле даже критику проблематично впасть в занудство - времени нет, только поспевай за развитием сюжета и метаморфозами сказочных героев, ставших весьма узнаваемыми персонажами. Да и сам путаный сюжет Гоцци, где некое чудовище Дзелу (Антон Егоров), смахивающее на всем известного Фантомаса, заколдовало двух царственных влюбленных - грузинскую принцессу Дардане (Марьяна Спивак) и китайского престолонаследника Таэра (Яков Ломкин), кажется, служит для Райкина лишь канвой, на которой вышиваются чудесные актерские узоры. Режиссер и сам "закадрово" возвестил в прологе, что главное - игра, которой нужен лишь толчок и повод, эта роль и досталась Гоцци. В комедиантском мире, казалось бы, по определению нет места "истине страстей". Это так, но "представляют" здесь молодые и опытные сатириконовские актеры с самой подлинной страстью. Пародист-виртуоз Панталоне (Кузнецов), акробат Бригелла (Иван Игнатенко), гибкая гимнастка Гулинди (Екатерина Маликова), дряхлеющий комик Фанфур (Андрей Оганян) и другие трудятся во славу зрелища, не покладая рук, ног и прочих частей тела. Но юные влюбленные, Дардане - Спивак и Таэр - Ломкин, в условиях этой тотальной циркизации вдруг выдадут такую "правду чувств", что можно только испытать подлинный зрительский восторг. Да, актеры Райкина - мастера поистине "синтетические", с недавних пор им же самим и взращиваемые в недрах Школы-студии МХАТа. О том, что "Синее чудовище" - самый дорогостоящий российский театральный проект, сказал даже ленивый. Впрочем, дорогих сценических поделок у нас немало. Но в "Сатириконе" уж точно деньги потрачены не зря - все работает слаженно и уверенно, без скрипа и тормозов и вечной отечественной расхлябанности. Все трансформируется из всего: мосты - из лесенок, гидра - из осветительных штакетников и т.д., все заводится с полоборота и полыхает огнем тогда, когда надо, монтируется на глазах без сучка и задоринки. В результате зритель получает зрелище высшей пробы. И пусть внутреннее содержимое этой блистательной оболочки еще имеет явный потенциал для наполнения. Не все сразу. Да и жанры цирка вкупе с комедией дель арте не особо взыскуют психологических разработок и прочих "подтекстов". На это и не претендовали. Эта же конкретная высота, заявленная Константином Райкиным, взята без труда и способна обратиться в эталон. А сезон меж тем только начинается. Значит, хватит места и времени и для иных поисков и экспериментов. Также в рубрике:
|