Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7650) 25 сентября - 1 октября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Полна иллюзий и разоблачений вся наша жизнь..."

"Синее чудовище". Театр "Сатирикон"

Светлана ХОХРЯКОВА Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ Анапа - Москва


А.Егоров-Дзелу и Я.Ломкин- Таэр в сцене из спектакля

Такого мощного старта театрального сезона, кажется, еще не случалось. И речь не только о Театре "Сатирикон", ошеломившем премьерой "Синего чудовища" в постановке своего художественного руководителя Константина Райкина. Планка сценического качества, в первую очередь технически-зрелищного, конечно, поднята на столь дивную высоту, что взять ее немногим будет под силу. Но, наверное, многим захочется, дабы "Сатирикон" не оставался в гордом одиночестве. Впрочем, поводов для печали быть не должно, даже у театров, не столь технически оснащенных. Есть и другие способы и средства, способные помочь дотянуться до планки. Но то, что она наконец-то существует в московском театральном пространстве, это здорово.

Константин Райкин - худрук вообще уникальный, не желающий успокаиваться на лавровой подстилке (а лавров у него и его театра хватает). Его творческой и человеческой энергетике можно позавидовать, но она не просто фонтанирует между небом и землей, а находит себе чисто практическое применение. Райкин умеет добиваться поставленных целей, заражая всех вокруг себя бациллой театра-зрелища и спектакля-праздника. Его театр, в отличие от многих и многих других, умудряется держать собственную марку и сохранять "лицо", а спектакли "Сатирикона" при всей их непохожести друг на друга выдержаны в одном эстетическом ключе, которым, как оказалось, можно открывать самые разные двери. Парадоксально, но все режиссеры, приходящие в "Сатирикон" (будь то сам Роберт Стуруа или мастеровитый Юрий Бутусов), делают там такие спектакли, будто испокон века служили именно этим подмосткам.

Райкин, как известно, исповедует тезис: "Искусство принадлежит народу", полагая, что ничего зазорного в так называемом "масскульте" нет и быть не может, если он, конечно, выдержан на должном уровне. Конек Райкина - спектакль-праздник, феерическое зрелище, доступное самым широким зрительским аудиториям. И даже если в основу всего положен сюжет старины Шекспира, в "Сатириконе" последний отнюдь не будет представлен в качестве занудного интеллектуала и моралиста, что самой морали, кстати, вовсе не исключает. И потом Райкин вместе со своим театром идеально попадают в ритмы времени и реагируют на малейшие изменения ментальных примет. Что, казалось бы, нетрудно, потому что для любого живого существа естественно, но не у всякого получается.

А коли вновь вспомнить о Шекспире, так можно подметить любопытное явление. Нынешнее "Синее чудовище" и "Король Лир" Юрия Бутусова, вышедший, правда, ровно два года назад (и принесший Константину Райкину "Золотую Маску" за лучшую мужскую роль), смогли бы сложиться в своеобразную дилогию о всеобщем и весьма актуальном хаосе бытия. Но если у Бутусова эстетическими средствами были представлены разброд и шатание современного театра, его стилей и методов, его модного дилетантизма, наступающего на старомодный профессионализм, то у Райкина эта игровая констатация хаоса стала почти тотальной. Но при этом, согласно режиссеру, отнюдь не ведет к унылому "концу света", а совсем даже наоборот. Вавилонское сценическое столпотворение всего и вся происходит не в сумерках, а словно бы на рассвете. Все же обитатели этой театральной вселенной, вдоволь наигравшись и надурачившись, возьмутся за руки и начнут осваивать новую жизнь.

В качестве гигантского "миксера", перемешавшего субъекты и объекты бытия, конечно же, выступает сама жизнь, в "Сатириконе" обернувшаяся уже даже не сценой, но цирковой ареной, которая, в свою очередь, трансформируется в бассейн (сценография и костюмы Аллы Коженковой). На этой арене одномоментно существует все: "Венеция в тумане" и опереточный Китай, лес и дворцовые покои, представители разноязыких и разнокожих народов, традиционные маски итальянской комедии дель арте и лихие циркачи, механическая "гидра" и забавные игрушечные лошадки, гондолы и мосты, клетки и цепи, лезгинка и огненный фейерверк. Здесь герои щеголяют в военных галифе и китайских шелковых халатах, тельняшках и сексуальных кожаных "прикидах", в стильных светских одеяниях и вечных "тряпках" Арлекина и Коломбины. Здесь качаются на трапециях и взбираются по канату, крутят сальто и укрощают "львов", поют, пляшут, импровизируют. В общем, проще сказать, чего здесь нет.

И, конечно же, Константин Райкин избрал весьма благодатный материал - малоизвестную у нас фьябу Карло Гоцци "Синее чудовище" (перевод Татьяны Щепкиной-Куперник), изрядно сдобренную сиюминутными комментариями. А эта залихватская "отсебятина" вполне закономерна. Кто же не знает, что старая комедия дель арте, которую Гоцци грезилось воскресить в просвещенном ХVIII веке, целиком замешена на импровизации. Блистательный тому пример - вахтанговская версия "Принцессы Турандот", вошедшая в историю отечественной сцены вкупе со своими "актуальностями" образца 1922 года, а потом и последующих редакций. Сегодня же иные темы. "Понаехали тут, Нанкин не резиновый", - вопит Панталоне (Антон Кузнецов). А рядышком - язвительный пассаж про театрального критика, явно сочиненный самим Райкиным, как известно, плохо переносящим представителей этой профессии.

Впрочем, на этом спектакле даже критику проблематично впасть в занудство - времени нет, только поспевай за развитием сюжета и метаморфозами сказочных героев, ставших весьма узнаваемыми персонажами. Да и сам путаный сюжет Гоцци, где некое чудовище Дзелу (Антон Егоров), смахивающее на всем известного Фантомаса, заколдовало двух царственных влюбленных - грузинскую принцессу Дардане (Марьяна Спивак) и китайского престолонаследника Таэра (Яков Ломкин), кажется, служит для Райкина лишь канвой, на которой вышиваются чудесные актерские узоры. Режиссер и сам "закадрово" возвестил в прологе, что главное - игра, которой нужен лишь толчок и повод, эта роль и досталась Гоцци.

В комедиантском мире, казалось бы, по определению нет места "истине страстей". Это так, но "представляют" здесь молодые и опытные сатириконовские актеры с самой подлинной страстью. Пародист-виртуоз Панталоне (Кузнецов), акробат Бригелла (Иван Игнатенко), гибкая гимнастка Гулинди (Екатерина Маликова), дряхлеющий комик Фанфур (Андрей Оганян) и другие трудятся во славу зрелища, не покладая рук, ног и прочих частей тела. Но юные влюбленные, Дардане - Спивак и Таэр - Ломкин, в условиях этой тотальной циркизации вдруг выдадут такую "правду чувств", что можно только испытать подлинный зрительский восторг. Да, актеры Райкина - мастера поистине "синтетические", с недавних пор им же самим и взращиваемые в недрах Школы-студии МХАТа.

О том, что "Синее чудовище" - самый дорогостоящий российский театральный проект, сказал даже ленивый. Впрочем, дорогих сценических поделок у нас немало. Но в "Сатириконе" уж точно деньги потрачены не зря - все работает слаженно и уверенно, без скрипа и тормозов и вечной отечественной расхлябанности. Все трансформируется из всего: мосты - из лесенок, гидра - из осветительных штакетников и т.д., все заводится с полоборота и полыхает огнем тогда, когда надо, монтируется на глазах без сучка и задоринки. В результате зритель получает зрелище высшей пробы. И пусть внутреннее содержимое этой блистательной оболочки еще имеет явный потенциал для наполнения. Не все сразу. Да и жанры цирка вкупе с комедией дель арте не особо взыскуют психологических разработок и прочих "подтекстов". На это и не претендовали. Эта же конкретная высота, заявленная Константином Райкиным, взята без труда и способна обратиться в эталон. А сезон меж тем только начинается. Значит, хватит места и времени и для иных поисков и экспериментов.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;