Эсмеральда из Бруклина
К 90-летию со дня рождения Риты Хейворт
Александра ГЕРМАНОВА
Вспомнят ли американцы про день рождения одной из самых ярких голливудских звезд сороковых годов прошлого века - Риты Хейворт? Скорее всего - нет, а ведь когда-то лицо этой блистательной американки не сходило с обложек глянцевых журналов.
 |
Р.Хейворт |
Кармен Кансино родилась в семье профессиональных танцовщиков. Ее мать была американкой, а отец - наполовину цыган. Маленькая Маргарита-Кармен была смуглой и темноволосой, и ее принимали за мексиканку. В три года она начала танцевать по настоянию отца, так как семейный танц-бизнес шел не очень успешно и нужны были новые помощники. Никаких других знаний - по математике, литературе, языку - Кансино не получила, зато в восемь лет она уже отплясывала хабанеру на съемочной площадке. Шуструю девочку заметили и заняли в фильме "Фиеста". Это ничего не изменило в ее жизни, зато она принесла лишнюю сотню долларов в семейный бюджет. Так и шла жизнь: утром - танцы, днем - танцы и вечером - снова танцы. Рита выступала в паре с отцом. Латинский типаж тогда был в моде, и Рита эксплуатировала свои цыганские черты - каштановые волосы красила в черный цвет и укладывала в традиционный мексиканский пучок. Вскоре отец перевез семью в Голливуд, где открыл школу для хористок, которые мечтали участвовать в мюзиклах. По улицам, естественно, ходили представители разных кинокомпаний, и один из них быстро заметил новое лицо, появившееся в Голливуде. Так Кармен Кансино пригласили сниматься, но только в ролях без слов - на первых порах она играла экзотических танцовщиц. Довольно быстро освоившись с обычаями и порядками Голливуда, Кансино выгодно вышла замуж за богатого и влиятельного Эдварда Чарлза Джадсона. Он стал ее мистером Хиггинсом. Дело в том, что двадцатилетняя Кармен была абсолютно темной. Сначала муж направил ее учиться сценической речи, потом занялся ее внешностью. У Кармен не было проблем с лишним весом, как у Греты Гарбо, зато ей нужно было увеличивать лоб (ее собственный был совсем невелик). Черные курчавые волосы стали прямыми и рыжими. Последним ухищрением ради идеальной киношной внешности стало выпрямление носа. В общем, с прошлым Эсмеральды было покончено навсегда - отныне актриса называлась Рита Хейворт. Началось путешествие формы. Хейворт оказалась той самой актрисой, которая в любой момент могла стать "другой", а какой именно, было не важно ни ей, ни продюсерам. Нужна была необычного вида девушка - Хейворт становилась ею и в "Ангелах над Бродвеем", и в "Музыке в моем сердце". В 1941 году Рита блеснула в цветной версии "Крови и песка" - знойной мелодраме о роковой женщине, которая морочила голову глупым тореадорам. Другая красотка, первоначально предназначенная на эту роль, не захотела красить волосы в рыжий цвет, ведь для нового в начале сороковых цветного кино эти мелочи приобретали особую важность. А Рита как раз была рыжая. Следующий этап биографии - работа с Фредом Астером, как будто специально для Хейворт только что расставшимся с давней партнершей Джинджер Роджерс. Он сам ее выбрал для совместной работы в фильмах "Разбогатеть не суждено" (1941) и "Нет тебя очаровательней" (1942), милых мюзиклах, которые показала Хейворт на пике возможностей (правда, голоса у Риты не было - за нее пели другие певицы). Популярность Хейворт среди американцев росла, и в 1941 году ее сняли полуобнаженной для обложки "Лайф". Уходящим на войну американцам нужны были твердые ориентиры - национальная американская мадонна, ради мысли о которой не жалко и жизнь отдать. Обложки с изображением этой великолепной девушки лежали в полевых рюкзаках военных, заключенные вешали задрипанные картиночки с Ритой возле своих коек. Этот последний факт отражен в фильме "Побег из Шоушенка" - там главный герой, сидя в тюрьме, прикрывает дырку в стене для побега плакатиком, на котором изображена Рита Хейворт. Отныне фильмы стали ставить под нее. Таковы "Моя девушка Сэл" и "Легенды Манхэттена". В 1943 году жениться на Хейворт приехал Орсон Уэллс, говорят, что он решил сделать это, когда увидел Риту в развлекательном кино. Таким людям не отказывают - они поженились, но Рита не стала музой Уэллса, да и не могла стать: Орсон занимал в своих фильмах более интеллектуальных актрис. Хейворт жила своей жизнью. На выходе был роскошный мюзикл "Девушка с обложки" в партнерстве с соперником Астера - Джином Келли. Это был настолько оглушительный успех артистов, что ни о чем больше в то время Америка и не говорила. И тут же другой сумасшедший успех: "Сегодня и ежевечерне" - об истории Лондонского мюзик-холла, который работал даже во время гитлеровских бомбежек. После войны пришлось снова одеваться, так как обществу требовались символы мирной жизни. Актриса снялась в мелодраме "Гилда", фильме, который сразу же окрестили "стриптизом от Риты Хейворт". Стриптиз заключался в том, что красавица снимала перчатку, но делала это так, что в кинотеатрах жены закрывали мужьям глаза руками, когда шла эта сцена. После "Гилды" Хейворт ничего особенно значительного не сделала - только перекрасила волосы в платину, еще несколько раз вышла замуж, стала настоящей восточной принцессой (выйдя за принца), сотрудничала с фотоагентствами, снялась в десятке средних кинолент. Ее время закончилось в пятидесятых, а прожила она до 1987 года, угасая от неизвестной болезни. Очень поздно обнаружили, что это альцгеймер, но он все равно не лечится, и баснословное состояние ее мужа никак не могло помочь. Риту Хейворт забыли, и только в трепетных сердцах меломанов теплится теплое чувство к этой первоклассной танцовщице и актрисе сороковых годов.