Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7188) 5 - 11 августа 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Второе рождение "Тайной вечери",

или Секреты, которые хранит роспись Леонардо

Марина АРКАДЬЕВА


В Милане праздник. На торжество собрались все особо важные персоны города: мэр, банкиры и промышленники, стилисты Армани, Версачи (Сандро), Криция, нобелевский лауреат, драматург и актер Дарио Фо, другие знаменитости. Не на монаршью свадьбу и не на модную премьеру - на прием по поводу окончания реставрации росписи "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи.

Работы по возвращению к жизни гениального творения продолжались 21 год. Очень хотели итальянцы закончить их в прошлом году, к 500-летию со дня рождения росписи, - не смогли.

А начиналось все в 1494 году. Именно тогда Леонардо, находясь на службе у правителя Милана Лодовико Моро, получил от него заказ: расписать стену трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие, изобразив на ней "Тайную вечерю". В дошедших до нас документах один из друзей художника рассказывает о том, как он работал. Прежде всего пускался в путешествие по людным улицам, базарам, злачным местам Милана, выискивая лица, фигуры, которые могли бы стать прототипами его героев. Заносил наблюдения в свои записные книжки - на прикрепленные к поясу листки, связанные между собой. Многие пережили пять веков и дошли до нашего времени, испещренные фразами, именами, какими-то значками, понятными, очевидно, лишь автору.

Именно к ним, естественно, обратились реставраторы. И не только они. В связи с окончанием реставрационных работ в Италии вспыхнул интерес к творению Леонардо, что заставило многие издания обратиться к ученым, направившим свои усилия на изучение наследия да Винчи, с просьбой рассказать широкому читателю все, что они знают о росписи. И они поведали немало интересного.

"Обновленные краски "Тайной вечери" скрывают тайны", - пишет итальянский еженедельник "Оджи". Он предоставил свои страницы Виттории Хациел - знатоку творчества Леонардо, и она высказала несколько сенсационных предположений.

"Три тайны скрывает роспись Леонардо, - утверждает Виттория.

Первая: у Иоанна, который сидит справа от Спасителя, явно женские черты лица - почему?

Вторая: Иаков, сидящий слева, похож на Иисуса, будто он его брат-близнец, - что хотел сказать этим художник?

Третья: между Иудой и Павлом явственно видна рука, сжимающая кинжал, - чья?"

Виттория Хациел дает свое объяснение поставленным ею же вопросам. "Иоанн - самый молодой из будущих апостолов, самый приближенный и самый любимый Спасителем, - рассказывает она. - В записных книжках Леонардо после строк, в которых говорится, как он думает изобразить Иисуса и кто - следуют имена - может послужить прототипом главной фигуры, читаем запись: "Джованнина из больницы Святой Катарины, великолепное лицо". Ни один эксперт, изучавший листки Леонардо, не задумался: почему появилось это женское имя среди множества мужских?"

Хациел считает: Леонардо изобразил справа от Иисуса, на самом почетном месте, вовсе не юношу с нежными девичьими чертами. Рядом со Спасителем - Мария Магдалина, которая, по мнению Леонардо, присутствовала на тайной вечере. Художник, как и многие в его время, твердо верил, что Мария везде сопровождала Иисуса, была около него неотлучно - до самого его последнего вздоха. И что Иисус, очень любивший Марию Магдалину, подолгу беседовал с ней, поверяя ей самые сокровенные мысли. Спустя время она, как и четверо его апостолов, написала свое Евангелие. Апокриф якобы существовал в те времена, когда жил Леонардо (некоторые считают, что он существует до сих пор).

Искусствовед уверена в экзотерическом смысле творения да Винчи. К этому склоняются и другие "леонардоведы". Есть мнение, что в последние годы жизни Мастер принадлежал к некоей ветви упраздненного официальной церковью ордена тамплиеров и даже занимал одну из верховных должностей, а потому ему были ведомы истины, скрытые от "профанов". Вторая тайна: лицо Иакова как две капли воды похоже на лик Спасителя. Еще одно откровение, которое хотел поведать всем да Винчи: Иисус и Иаков, по мнению художника, были братьями-близнецами, Иакова так и звали - "брат Господа нашего". Между ними существовала мистическая духовная связь, чем якобы и объясняется то, что после воскресения Христа он являлся людям в одно и то же время в разных местах.

Наконец, третья тайна: кинжал, который сжимает чья-то рука, - чья? "Внимательно исследуя записные книжки Леонардо, - рассказывает Виттория Хациел, - мы видим, как относился художник к церковникам. Он пишет: "Они претендуют на звание друзей Господа и в то же время проводят время в праздности в своих роскошных покоях... Вижу, как они вновь и вновь распинают Христа, как подвергают мукам его Святых..." Он писал это, имя в виду ту церковь, которая, подчиняясь клану Борджиа, занималась распродажей индульгенций, сфабрикованных реликвий. "Многие из них, - писал он, - богатеют на обмане, заставляют толпы доверчивых людей верить в фальшивые чудеса". Это предательство слова и духа божьего Леонардо считал не менее страшным грехом, чем полученная Иудой горсть сребреников... И этот нож - кто его держит? Апостол Петр, которого считают "краеугольным камнем" официальной церкви? Или же это рука самого Леонардо, символически направленная в сторону этой церкви?"

Такие вопросы ставит и так отвечает на них Виттория Хациел. И последнее, на чем она останавливает свое внимание: фигура самого Спасителя. Леонардо работал над росписью четыре года - с 1484 по 1488-й. Лик Спасителя он рисовал, когда "Тайная вечеря" была уже почти готова. "Мастер долго искал, кто может стать прототипом центральной фигуры, - пишет Виттория. - В записных книжках читаем: "Христос, граф Конте - модель для всей фигуры; Алессандро Кариссимо из Пармы - руки". И все же есть подозрение, что в конце концов в лице Спасителя он изобразил самого себя... Он чувствовал щемящую духовную близость к богу-человеку, он так же жестоко страдал от непомерного одиночества и ощущения человеческой несправедливости и продажности".

Имя еще одной женщины появилось на страницах итальянской печати в связи с торжествами в Милане - Пинин Брамбиллы.

Именно она стала центром всеобщего внимания во время торжества. И заслуженно: Пинин Брамбилла, реставратор, отдала творению Леонардо двадцать лет своей жизни, возрождая миллиметр за миллиметром драгоценную роспись. Работа была проделана огромная - ведь "Тайная вечеря" дошла до нашего времени в плачевном состоянии. "Леонардо применил особую, революционную по тем временам технику - он писал темперой, смешанной с маслом, по сухой штукатурке", - говорит другой итальянский искусствовед, Сальваторе Джанелла. Это было рискованно, учитывая климатические особенности того места, где расположен монастырь: повышенная влажность, постоянные и резкие колебания температуры. Что неминуемо сказалось на творении Леонардо. Уже в 1556 году Джорджо Вазари с горечью писал, что "Тайная вечеря" обречена на угасание и виной тому влажность и перепады температуры. В последующие века и люди немало постарались над тем, чтобы ухудшить состояние шедевра. И не только неумелые реставраторы. Во время оккупации Милана солдаты Наполеона устроили в трапезной конюшню, а во время второй мировой войны в результате бомбежки города на территорию монастыря упала фашистская бомба. Две стены трапезной рухнули. Та, на которой находится роспись, чудесным образом устояла.

Пинин Брамбилла с группой реставраторов за двадцать лет сделала немыслимую работу, очистив творение Леонардо от пыли, грязи, других наслоений, укрепила живописный слой, вернув людям "Тайную вечерю" в ее первозданном виде.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

ПЕРСОНАЛИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;