Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1-2 (7665) 15-21 января 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Книжка-игрушка

"Необходимое и необязательное" Сергея Шутова в ММСИ

Федор РОМЕР
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


С.Шутов. "apokatastasis now" (то есть возвращение к космической утопии). 2006 г.

Мы медленно, но верно привыкаем к тому, что Московский музей современного искусства - особенно его помещения в Ермолаевском переулке, где и проходит рецензируемая выставка, - начинает соответствовать своему названию. Здесь в самом деле с музейным размахом и фундаментальной серьезностью сейчас показывают contemporary art.

Особенно экстравагантно выглядит на уличных плакатах с фасада здания ММСИ логотип Российской Академии художеств. Он есть и на афише ретроспективы Сергея Шутова "Необходимое и необязательное", приуроченной к 30-летию творческой деятельности автора. Сверху - РХА. На фото ниже - сам юбиляр в темных очках, с овощной сеточкой на голове, с сигаретой в зубах, с куцым плакатом "Россия - страна авангардных экспериментов" в руках. Это снимок 1988 года: после того как бывшему хиппи-подпольщику сильно подфартило участие в качестве художника и актера в съемках фильма "Асса" режиссера Сергея Соловьева, а также организация Арт-рок-парада "Асса" в Доме культуры МЭЛЗ (теперь здесь пышный "Дворец на Яузе", концертный сезон которого открывал сам Теодор Курентзис, - читайте подробности в этом же номере газеты). Шутов - еще и прообраз Мальчика Бананана со странной серьгой из соловьевского фильма. Любопытнее другое: академиком Шутов стал раньше всех других представителей андеграунда. В декабре 1986 года он получил в Петербурге из рук гения и хулигана Тимура Новикова удостоверение, свидетельствующее о том, что теперь является академиком Академии всяческих искусств, смешного и серьезного одновременно постмодернистского проекта. Так что Российская Академия художеств лишь подтвердила "мажорный" статус Сергея Алексеевича в отечественной художественной истории. Кто бы сомневался? Он - гений. Но не поддающийся академическим разложениям по полочкам. (В свое время я сам ернически отреагировал на одну из бесчисленных выставок художника текстом с лейтмотивом "Был ли мальчик?" - слишком разнообразен оказывался автор. Автор незаслуженно обиделся.)

В творчестве Шутова невозможно отделить "необходимое" от "необязательного". Потому что это творчество настолько дискретно, противоречиво и одновременно изобретательно, что аж семь авторов засели за тексты для альбома-каталога, приуроченного к выставке и выпущенного в свет модным издательством "Книги WAM". И вот пролистывая эту фундаментальную книжку, понимаю, что держу в руках бессмысленную игрушку. Бессмысленную оттого, что она нагружена повешенным на шею создателя мельничным камнем смыслов, утягивающих в те глубины, откуда не возвращаются. А есть ли смысл в энтропии и суициде искусства?

Шутов, будучи художником-академиком во всех смыслах, свои разнообразные работы (живопись, графика, объекты, видео-арт, инсталляции, мультимедиа) придумывает изначально, обосновывает текстами, требует от зрителя хорошей эрудиции. Его работы, самые китчевые, с мехом, стразами, ярким колоритом, нужно читать, а не рассматривать. Он сам бродит по запущенным садам мировой культуры со скоростью и энергией киборга (виртуальность - один из фетишей Шутова, создателя российского видео- и net-арта). Тут и цитаты из ОБЭРИУТа Александра Введенского, проиллюстрированные безвечным фильмом и галереей портретов актуальных деятелей московского художественного сообщества. И летящие в неведомое деревянные ракеты с именами классиков, обещающие нам вечное возвращение по Федорову. И жертвы поисков чаши Грааля в виде растрепанных плюшевых мишек с подтеками искусственной крови и цитатами из средневековых сочинений мистиков (не спрашивайте, отчего). И игровые инсталляции, пародирующие эротический или религиозный экстаз. Тут есть повод смеяться, думать, заглядывать в словари, тосковать о неизведанном и ностальгировать по поводу советских плакатов. Тут все, обязательное и не очень.

Сергей Шутов - поразительный художник. Поразителен тем, что арт-критик оказывается пораженным разнообразием сочиненных софизмов, ставших полноценными произведениями. Наверное, таким и является академическое искусство Академии всяческих наук. А ретроспектива в Музее современного искусства при Академии художеств - такой же хитрый ход. Выставка, подкинутая в виде мишки-игрушки в суровые залы, где мишка найдет свою чашу Грааля. И вынесет ее Шутову - отрастившему хиппистские волосы и надевшему ленноновские очки.

Это необходимо. И обязательно.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;