Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1-2 (7665) 15-21 января 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Бежар умер - "Жар-птица" жива

Вечер в честь великого хореографа в Париже

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото автора
Париж - Москва


Сцена из спектакля "Весна священная"

Время вспоминать и скорбеть пришло в Парижскую Оперу спустя год после смерти гения французской хореографии Мориса Бежара. Скорбеть парижанам есть о чем - в далекие шестидесятые Франция и ее главный театр не распознали будущего лидера авангардной хореографии второй половины XX века, и начинающий тогда Бежар уехал в Бельгию и создал там свои главные шедевры. Парижская Опера опомнилась - начала регулярно приглашать хореографа на постановки, но право первой ночи на многие премьеры было потеряно навсегда. Однако вспомнить им все равно есть о чем. Например, как в 1970 году Морис Бежар подарил Микаэлю Денару и кордебалету Парижской Оперы фантастически красивый балет "Жар-птица" - спектакль-посвящение поэтам и вождям революций. Позже он сделал специально для этого театра еще несколько спектаклей, но "Жар-птица" так и осталась главным мерилом высоких отношений Оперы и хореографа. Воспоминания нагоняют еще большую скорбь - Бежар не обернется птицей-фениксом, как герой его "Жар-птицы", и больше не войдет в прославленные залы театра, чтобы вдохновлять молодых артистов. Его ведь боготворили в театре, даже когда речь шла не о премьерах, а о переносах старых спектаклей. Поэтому то, что мы сегодня видим на сцене, - смесь печали, тревоги, благоговения, тихой любви и лобовой страсти. Для вечера воспоминаний реанимировали три самых древних балета Бежара, которые возникали и исчезали в репертуаре Парижской Оперы с 1965 года до 2007-го: "Неужели это смерть?", "Жар-птица" и "Весна священная". Бонусом первого вечера в блоке спектаклей "В честь Бежара" стали "Песни странствующего подмастерья" в исполнении Лорана Илера и Манюэля Легри и "Адажиетто" с Жилем Романом. Понятно, что в этот день в Опере собралась вся балетная богема от Ролана Пети и Пьера Лакотта до Микаэля Денара, Доминик Кальфуни и Сирила Атанасова - все эти люди были причастны к искрометной комете по имени "Бежар".

Балет "Неужели это смерть?" на музыку "Четырех последних песен" Рихарда Штрауса в полном смысле слова достали из пыльных сундуков - он давно не шел и был позабыт. Спектакль о переплетении любви и смерти, когда к поэту (Николя Лериш) под масками подруг дней былых подбирается смерть, выглядит в исполнении парижских артистов необыкновенно свежим. От него пахнет не душной ностальгией, а свежей весной. Может, эта заслуга Доротее Жильбер, которая своим присутствием на сцене омолаживает все и вся. Ей уже не в первый раз удается опровергнуть притчу о старых мехах и молодом вине, которое не разрывает их, а обновляет. Жильбер досталась роль молодой девушки, юной музы, которая ведет поэта. Лериш преображается от ее прикосновения. Он выходит на сцену этаким патриархом, мэтром, похожим на всех больших артистов разом - на Рудольфа Нуреева в расцвете сил, на Хорхе Донна, даже на самого Бежара, а от взгляда наивной девчонки он становится самим собой: Николя Леришем, которого уже за его личные заслуги можно причислить к сонму лучших людей своего времени. По-бежаровски точно танцевала Дельфин Муссен (Смерть) - то есть так, что критику не к чему придраться, но и сказать о гранях интерпретации тоже нечего. Эмили Козетт сыграла sophisticated woman в духе Мерил Стрип в "Женщине французского лейтенанта" - это вполне впечатляет, во всяком случае отсутствием банальности, чего не скажешь о Клер-Мари Оста, которая совсем не смотрится в роли дамы, олицетворяющей жизненный опыт. Но это мелочи. Я уверена, что таким хрустально чистым этот балет не выглядел даже при жизни Бежара: пять этуалей, одновременно работающих на сцене, многого стоят.

"Жар-птица" преобразилась смыслово - революционный порыв из танца протагониста ушел. Птица-Феникс - это больше не вождь народов, самовозрождающийся из пепла к борьбе, но, скорее, боттичеллиевский символ вечной красоты. Метаморфоза образа не так видна, когда танцует Бенжамин Пеш, - ему как-то удалось сохранить брутальность, но когда выходит Матье Ганьо (ему достался второй день), "Жар-птица" перестает быть балетом наследия, золотым фондом Парижской Оперы - превращается в совсем незнакомый спектакль с новой философией. Даже кажется, что создал его не увлеченный революционными идеями Бежар, а влюбленный в человека как такового Джон Ноймайер. Ганьо никогда не играет за команду, не может быть ни лидером, ни вождем, даже когда группа выбирает его в вожаки и поднимает на руках вверх, ты уверен, что ведет танцовщика сам Аполлон. В любой ситуации Ганьо остается сентиментальным романтиком, зацикленным на своем внутреннем мире. Поэтому его Птица-Феникс возрождается не для полетной борьбы, а "для звуков сладких и молитв". Учитывая, что "Жар-птица" создавалась для Парижской Оперы специально, артисты имеют полное право вкладывать в роли тот смысл, который им близок. Ганьо свой смысл нашел и уверенно перекраивает на свой лад весь балет - выглядит убедительно.

И "Весна священная" изменилась. Неожиданным образом из нее ушел эротический подтекст, который так шокировал публику пятьдесят лет назад. "Весна" пошла назад к первоисточнику, к мистическим корням, к настоящему языческому ритуалу, в общем, к оригиналу Нижинского. Мощь музыки Стравинского льется через геометрию кордебалетных построений. Пара избранника с избранницей теряется на фоне дикого пляса толпы. Почему-то не хочется мучиться вопросом о смысле бытия, но хочется вовлечься в ритуал. Коллективное бессознательное витает в воздухе, словно от степени подчиненности коллективу зависит карьерный рост артистов. Куда подевался знаменитый галльский апломб? Или танцевать по принципу "до разрыва аорты" и является проявлением неистовой любви каждого балетного артиста к Бежару?

Недоброжелатели хореографа "выть" на премьеру не явились. Эти люди, которые хотели "буканьем" и завываниями убедить публику, что продолжать увлекаться Бежаром в девяностые годы, когда золотая его пора миновала, - дурновкусие, теперь, видимо, отступили. Спектакли Бежара перешли в статус балетов наследия - и это всех вполне устраивает. Только вот они промахнулись - наследие Бежара в Парижской Опере вовсе не напоминает продукцию лавки старьевщика.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;