Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1-2 (7665) 15-21 января 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Чужие, ставшие своими

Отдел театра
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Ч.Хаматова и Е.Миронов в сцене из спектакля "Рассказы Шукшина"

По традиции отдел театра разослал под Новый год критикам, активно отслеживающим текущий процесс, анкету с тремя вопросами, касающимися первой половины сезона 2008/09:1.Событие 2.Провал3. Персона.Под каждым из вопросов подразумевается широкий спектр выбора: спектакли, акции, роли, назначения на руководящие посты, выставки, фестивали, тенденции развития, программы, экономические и административные перемены и т.д.

Полина БОГДАНОВА ("Современная драматургия "):

1. "Рассказы Шукшина" в Театре Наций, "Каменный ангел" в "Школе драматического искусства". "Рассказы Шукшина" - неожиданный в российских условиях театр. В России так не уважают человека. Не уважают в том числе и режиссеры, Сереберенников, к примеру, который в человеке видит только низкие стороны, что подтвердил не одним своим спектаклем. Херманис сумел раскрыть красоту и высоту человеческой личности. Что касается "Каменного ангела", то об этом спектакле стоит говорить как о событии, потому что он очень наглядно и интересно демонстрирует теорию игрового театра Васильева (она практически никому не известна и не понятна). Это театр поэтической метафоры, таким языком, кроме "Школы драматического искусства", никто не владеет.

2. Сезон без ощутимых провалов.

3. Режиссер Херманис, иностранец, за неимением такого же яркого русского художника. Успех Херманиса в Москве - результат не только его профессионализма, но прежде всего его не российского менталитета, того, что он высоко думает о России (в отличие от нас самих, о чем я уже сказала выше).

Марина ГАЕВСКАЯ, независимый критик :

1. Самым впечатляющим по эмоциональности и зрелищности оказался камерный спектакль "Времена... года...", поставленный Иваном Поповски в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой. В отсутствие слов, привычного сюжета и конкретных характеров из гармоничного единства музыки и света, пластики и вокала складывается не просто частная история, а возникает образ Мира и человеческого Бытия. Дефицитным ныне профессионализмом и истинной театральной культурой покорил спектакль Ульяновского театра драмы "Правда - хорошо, а счастье лучше" в постановке Аркадия Каца, показанный в Москве на фестивале "Островский в Доме Островского". Одним из главных достоинств этого спектакля можно назвать единство актерского ансамбля. Слаженностью исполнения отличается и проект Театра Наций "Рассказы Шукшина" с лидирующим дуэтом Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, виртуозно соединяющих тонкий психологизм с праздничной театральностью и глубину характеров с молниеносной сменой сценических масок.

2. Имея возможность выбора, заведомо "провальные" творения удается по возможности не посещать. Хотя, конечно, неожиданные казусы случаются порой там, где их совсем не ждешь. К таковым можно отнести спектакли "Каменный ангел" в "Школе драматического искусства" и "Безумный, безумный Генрих" в Малом театре. В первом случае поразило несовпадение постановочного решения с цветаевской стилистикой, казалось бы, достаточно созвучной театру. Во втором удивил уже сам выбор пьесы Пиранделло, условный язык которого ближе скорее вахтанговской театральности, нежели реалистической эстетике Малого. Напротив, совсем не стал неожиданностью спектакль "Москва. Психо", который можно назвать "лидером" в этой "номинации". Единственное, что изначально вызывало к нему интерес, - работа Елены Кореневой, действительно оказавшаяся весьма достойной. Но, увы, это не смогло примирить с неизменно эпатирующей бессмыслицей экспериментов Андрия Жолдака, на какой бы сценической площадке они не осуществлялись.

3. Весьма интересным оказалось возвращение на московскую сцену Петера Штайна, представшего не только в привычной роли постановщика, но и в качестве исполнителя. Показанный им моноспектакль "Фауст-Фантазия" по мотивам трагедии И.В.Гете открыл новую неожиданную грань творческой личности режиссера, известного нам прежде лишь по крупномасштабным проектам.

Ольга ГАЛАХОВА ("Станиславский", "ДА" ):

1. "Рассказы Шукшина" (Театр Наций, постановка Алвиса Херманиса). Приглашенный на постановку латышский режиссер взывает к жизни прозу Шукшина, чтобы ответить на вопрос: что же такое "русское". И сама задача, и ее решение - совмещение гиперреализма и поэтического условного театра - в результате дают пронзительный по чувству и эстетически безупречный спектакль. "Дети солнца" М.Горького (Малый театр, режиссер Адольф Шапиро). Встреча приглашенного режиссера с одной из лучших, если не с лучшей труппой страны, дала неожиданный эффект для обеих сторон. Шапиро без определенной прописки в московских театрах в этом спектакле выглядит посланцем МХТ. Горький весьма существенно разбавлен Чеховым: люди пьют чай и не замечают, как наступает революция. Актеры Малого театра сумели сыграть так, что нет ни одной проходной роли, а качество ансамбля - слово, которое вот-вот окажется списанным как устаревшее в нашем театральном лексиконе - заслуживает особого одобрения. "Opus № 7" ("Школа драматического искусства", Лаборатория Дмитрия Крымова, режиссер Дмитрий Крымов). Присутствие этого художника на театральной карте Москвы оказывается все более значимым, поскольку катастрофически сужается поле экспериментального театра. В век торжества визуального, а театр Дмитрия Крымова работает в этом направлении, он не забывает о простой истине, что образы, сочиняемые в сценическом пространстве, не могут быть оторваны от смысла. Семейный альбом становится поводом для рефлексии, для глубокого сострадания человеку в истории ХХ века. Вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Вл.И.Немировича-Данченко, в МХТ имени А.П.Чехова прошел в день рождения отца-основателя - 23 декабря, но мог бы с триумфом войти в репертуар театра как полноценный спектакль. К примеру, дуэт Дмитрия Назарова и Киры Николаевны Головко, в котором сплелись и личные воспоминания старейшей актрисы Художественного театра, и чтение писем Немировича Назаровым - подлинный интеллигентный, мхатовский театр. Это живая история, в которой есть место и осмыслению пути театра, и легкой дружелюбной иронии, и безусловному почтению и уважению к великому прошлому МХТ.

Если вспоминать гастроли и фестивали, то стоит особо отметить два спектакля фестиваля NET. "Без возврата" Франсуа Верье - хореографическая версия по мотивам "Моби Дика" Германа Мелвилла и проект французского режиссера Дидье Руиса "Я думаю о вас" совместно с фестивалем. Первый спектакль - столь совершенный, кастальский по чистоте художественного высказывания, словно замирает перед мужеством безумного вызова, второй - урок гражданского сострадания нашим людям заезжего иностранца.

2. Обвал финансового рынка готовит все новые испытания для деятелей культуры, которые уже в подавляющем большинстве "легли" под государственный капитализм, не контролируемый никакими гражданскими инициативами. Отсутствие профсоюзов еще больше увеличит рабскую зависимость от работодателей, недобросовестную конкуренцию, борьбу за выживание любой ценой. Тотальная зависимость от денег скажется на репертуаре, на качестве выпускаемых спектаклей ценою подешевле, юбкой покороче, урезанию состава стационарных трупп и сокращению выпуска спектаклей.

Этические нормы пойдут еще больше побоку. И далее будут, порой, незаслуженно вручаться премии "За честь и достоинство". Критика все больше будет сближаться с театральным журнализмом, с явным или скрытым пиаром. Отсутствие сообщества печально скажется на продвижении подлинного. Художникам будет туго.

3. Александр Галибин, Римас Туминас вступили в должности худруков в сезоне 2008 - 2009 года и выпустили спектакли, которые вселяют надежду, что лучшее впереди.

Елена ГРУЕВА ("Time-out" ):

1. "Рассказы Шукшина", Театр Наций.

2. "Красное и черное", РАМТ.

3. Алвис Херманис.

Ольга ЕГОШИНА ("Новые Известия "):

1. Наверное, событием можно назвать самое небывалое число фестивалей в осенние месяцы. Москва, утратив статус театральной столицы, приобретает черты театральной Мекки. Октябрьские гастроли, организованные "Золотой Маской", во время которых Лев Додин показал примерно две трети репертуара лучшего (если верить Питеру Бруку) театра мира. Прекрасное мгновение, когда можно было выбирать: на Додина пойти или на "Макбета" Някрошюса, которого привез фестиваль "Сезоны Станиславского". А тут рядом у них же "Замужество Марии Браун" Томаса Остермайера... А до этого на "Территории" - Жозеф Надж. Да и NET в этом году показал, на мой взгляд, работы неудачные, но режиссеров, которых надо знать, поскольку мировой театр интересно видеть не только в его вершинах, но и в его дырах и пятнах.

2. Вроде ничего такого особо громкого не проваливалось. Просто было довольно много плохих спектаклей, замусоривающих театральное пространство, но к этому мы привыкли так же, как к замусориванию озер и полей.

3. Правильно назвать персоной сезона Валерия Фокина. Чудо возрождения театра вызывает восхищение не меньшее, чем воскрешение человека. Открыла сезон прекрасная работа Юрия Бутусова "Человек-человек". Был очень сильный фестиваль "Александринский". А впереди еще четыре премьеры, и дай им Бог!

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ ("Независимая газета "):

1. Все-таки не одно - их было несколько. Гастроли спектаклей Льва Додина в Москве, почти целый месяц, старые и недавние и даже еще нигде не сыгранная премьера (спасибо "Золотой Маске"). Зал, с замиранием наблюдающий за судьбой отношений русского и полячки в "Варшавской мелодии", в спектакле, который играли без антракта в огромном Малом театре, который в несколько раз больше размеров додинского Малого драматического... Короче говоря, эти гастроли доказали, что репертуарные театры еще могут за себя постоять. Конечно, если дело делать. И мысль какую-то иметь, важную мысль, как у Додина. "Дети солнца" в Малом - как всегда, потрясающая труппа и несколько событийных ролей - Евгении Глушенко, Василия Бочкарева и нескольких еще других. "Opus № 7" - в этом спектакле Дмитрия Крымова несколько сцен-метафор, развернутых в пространстве, - просто на грани гениальности, по-моему. Это - жизненное потрясение, с которым трудно сравниться каким-то другим, театральным. Мне очень понравились еще "Авария" в постановке Александра Галибина (замечательные роли у Владимира Коренева, Марка Гейхмана и Людмилы Халиуллиной), "Распутин" в "Геликоне" и наш, незаемный мюзикл в Театре оперетты - "Монте Кристо", - по-моему, это большая удача и театра, и Владимира Тартаковского лично.

2. В самом конце года это случилось

- с Поварской на Сретенку тихо перевезли архив Анатолия Васильева. Васильев, что говорить, человек сложный, но с ним, в его присутствии в России, в Москве жизнь была бы содержательнее - театральная, я имею в виду, жизнь. А его возвращение - после всего, что уже произошло, - возможно было именно в качестве исследователя своего собственного театрального опыта, то есть очень важно было оставить за ним и архив, это ясно, и место на Поварской, где бы ему удобнее всего было бы работать. Хорошо, что на Сретенке нашлось место, но, насколько мне известно, это - временное убежище. И, как говорится, надо думать... Еще мне показалось, в тенденцию перешла уже привычка критиков писать о себе: скажем, раньше как-то стеснялись, будучи к чему-то причастными, откликаться на это событие. А сейчас организатор фестиваля не стесняется высказывать свое экспертное мнение о том, как это, разумеется, прекрасно, или человек, который обозначен и в афише, и в программке, называет потом этот спектакль главным событием сезона. Отойди скромно в сторонку, дай другим похвалить...

3. Я бы назвал Александра Галибина, который пришел в Театр Станиславского и сразу выпустил три премьеры, одну, по-моему, очень хорошую. Но меня и так на каждом шагу спрашивают, работаю я там или нет, и - хотя ответ на этот вопрос у меня отрицательный, я воздержусь. Назову Всеволода Емелина, который возрождает сегодня в Москве жанр поэтического остро-политического театра, хотя к его выступлениям в Театре.doc я как раз немного причастен и потому могу быть необъективным.

Павел ПОДКЛАДОВ (РТВ "Подмосковье "):

1. Радостное впечатление первой половины сезона - "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса, который вместе с командой Театра Наций сумел бережно и с любовью перенести на сцену прозу великого русского писателя. Латышский режиссер создал отличный ансамбль из молодых российских артистов, в котором виртуозно солирует Евгений Миронов. Первоклассный актерский ансамбль составился и в Малом театре благодаря Адольфу Шапиро, поставившему горьковских "Детей солнца". В глубоком, трагическом, чеховском по духу спектакле известные артисты Малого играют так, как, пожалуй, не играли никогда: сдержанно, с чувством меры, но при этом - сочно, ярко, остроумно и, самое главное, очень чутко по отношению к партнерам. Несмотря на "отдельные упущения", победой Римаса Туминаса и всего Вахтанговского театра считаю спектакль "Троил и Крессида", приятное открытие здесь - юная Евгения Крегжде в роли Крессиды. Спектаклем "Времена... года..." блистательно завершили свой музыкально-драматический триптих на сцене Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой режиссер Иван Поповски, музыкальный руководитель театра Олег Синкин и квартет великолепных актрис-певиц. В спектакле "Долгое путешествие в ночь" на гастролях Санкт-Петербургского МДТ очень впечатлила игра Игоря Иванова, которому, на мой взгляд, удалось раскрыть ранее неведомые грани своего мощного таланта. Безусловным событием стали гастроли в Центре имени Вс.Мейерхольда Пермского театра "У моста" под руководством Сергея Федотова.

2. Персоны первой половины сезона названы в п.1.

3. Однозначно говорить о каком-то провале не решаюсь, поскольку: а) жаль актеров, которые обычно ни в чем не виноваты, и б) даже в самом унылом зрелище порой можно найти какую-то изюминку. Таковой стала, например, игра Александра Коршунова в спектакле "Касатка".

Павел РУДНЕВ (арт-директор Центра имени Вс.Мейерхольда, критик ):

1. Спектакль Николая Рощина "Савва. Ignis Sanat". Пьеса Леонида Андреева стала поводом к резкому изменению стиля режиссуры одного из самых интересных столичных молодых режиссеров, к презентации его нового театра "А.Р.Т.О.", а также к созданию, очевидно, первого в послеперестроечном российском театре серьезного и глубокого антицерковного высказывания. Пронзительный и опасный спектакль - еще и два крепких актерских дебюта: дуэт Марии Кононовой и Кирилла Сбитнева.

"Троил и Крессида" Римаса Туминаса в Театре имени Вахтангова - умный и красивый спектакль о многотрудной и пирровой победе.

Дипломные спектакли курса Сергея Женовача в ГИТИСе ("Снегурочка", "Лев Толстой. Сцены") - тот случай, когда радость от театрального творчества, которая минует большие академические сцены, навсегда поселилась в 39-й студенческой аудитории.

2. Шумных провалов не было, но в качестве негативной тенденции назову дату 31 января 2008 года, которая, возможно, войдет в историю. На этот день в репертуаре студенческого театра ВТУ имени Щукина объявлена премьера пьесы Рэя Куни "№ 13". Впервые в истории коммерческий репертуар проник на сцену государственного театрального вуза. Сгладилась черта, разделяющая студенчество и суровую правду будничной жизни театра. Отныне студентов будут уже сразу в институте учить играть по законам рынка и бульварного театра.

3. В шумном проекте Театра Наций именно режиссер Алвис Херманис оказался наиболее сильной частью. Победила идея, дерзновение вопреки конъюнктуре. Будучи впервые приглашенным на постановку в Россию, Алвис Херманис не крестит Россию европейской культурой, а ошарашивает ее позабытым знанием о себе самой. Правда, надо признаться, артисты не смогли до конца соответствовать чистоте замысла, родившегося в светлой голове умного и проникновенного латыша.

Иван Вырыпаев, мистифицировавший Москву своим "Объяснить" в Театре "Школа современной пьесы". Один из самых важных новаторов современного театра, связанный со словом и ставивший до сих пор исключительно свои пьесы, Иван Вырыпаев выступил со спектаклем без языка, без текста, спектаклем о бессмысленности слова. Постановка о казахском поэте Абае становится манифестом о том, как невозможно перевести одну культуру на язык другой культуры. Кому-то это зрелище покажется формальным холодным экспериментом, кому-то - отъявленным хулиганством и надувательством. Но важно другое: Иван Вырыпаев ведет разговор о сущности театра как института мысли, о первоосновах театральности, ее границах и заповедных зонах.

Марина ТИМАШЕВА (радио "Свобода "):

1. "Троил и Крессида" Вахтанговского театра. Леонид Бичевин и Евгения Крегжде, Владимир Симонов и Юрий Красков, Евгений Косырев и Сергей Епишев, Олег Макаров и Артур Иванов, Анна Антонова и Олег Лопухов, Владимир Бельдиян и Мария Аронова, Михаил Васьков и Анатолий Меньщиков, Александр Рыщенков, Валерий Ушаков и Александр Граве... Все актеры превосходны. Ни одной проходной роли. Музыка Фаустаса Латенаса и сценография Юлиана Табакова - выше всяких похвал. Поразительной красоты спектакль. Римас Туминас читал пьесу внимательно и нашел способ в каждой сцене, в каждой роли сплавить смешное с жутким, гротеск с поэзией, лирику с ядовитейшей сатирой. "Фон пьесы - война, взятая с самой мрачной своей стороны, лишенная пленительных героических иллюзий и поставленная на службу темной, стихийной страсти... Пятнадцать веков человеческое воображение окружало лучезарным ореолом миф о деяниях несравненной доблести, свершенных в древности ради любви прекраснейшей из жен. И вдруг Шекспир говорит: смотрите, вот она тупая, бессмысленная бойня, лишенная правды, красоты, благородства. Ибо это борьба не за положительные ценности, а лишь за престиж, за фетиш чести, за мираж своего достоинства. Война - бойня, эрос - все растлевающая похоть - так выглядят две эти силы у Шекспира". Я цитировала послесловие к пьесе "Троил и Крессида" Александра Смирнова. Эти давно написанные слова - лучшая рецензия на спектакль вахтанговцев.

"Рассказы Шукшина" в Театре Наций. Стоит поблагодарить режиссера Алвиса Херманиса. Он устроил нам новую встречу с героями Шукшина, дал послушать чудесный язык его прозы. Спектакль позволяет сформулировать какие-то вещи, общие для рассказов Шукшина и важные для нашей жизни. Любой, самый дикий поступок, совершенный на высоком эмоциональном градусе, кажется нам возвышенным, а все рациональное - низменным. Херманис, вроде бы, идет вслед за Шукшиным, не пририсовывает к его изображениям усиков и рожек, не навешивает на него концептуальных собак, но дистанции, отделяющей его и от Шукшина, и от русской деревни, и от ее обитателей, не скрывает. И актеров режиссер не просит играть "до полной гибели всерьез", хотя рассказы Шукшина это позволяют. И не зря ездили актеры на родину Василия Макаровича, в деревню Сростки - все у них как-то срослось. Спасибо Евгению Миронову и Чулпан Хаматовой, Юлии Свежаковой и Юлии Пересильд, всем артистам, занятым в спектакле. Почти все рассказы Шукшина начинаются со смешного, да заканчиваются невесело, во всех есть что-то буйное и нежное, разухабистое и лирическое, праздник в них пахнет бедой, беда - праздником. И то же самое - в изумительном спектакле Театра Наций. Как было у Башлачева: "А крестины там иль поминки, все одно там - пьянка-гулянка. Если забредет кто нездешний, удивится живности бедной, нашей редкой силе сердечной, да дури нашей злой заповедной".

"Я думаю о вас" - спектакль в рамках фестиваля NЕТ. Француз Дидье Руис сделал его с российскими участниками. В нем нет документальных записей, литературно обработанных профессионалами, а затем выученных артистами. Нет современных технологий и профессиональных актеров. Дидье Руис "по знакомству" набрал в Москве группу пожилых людей. Почти месяц они рассказывали режиссеру собственную жизнь. Он выбрал общие для всех темы, фрагменты воспоминаний, и скомпоновал их по каким-то общим признакам. Перед нами исповедуются разные люди: мужчины и женщины, рослые и низенькие, выросшие в семье или в детском доме, обеспеченные и бедствующие, образованные и не слишком, русские, украинцы, евреи, белорусы, жившие кто в Эстонии, кто в Казахстане. Из-под личных воспоминаний всплывает общая память, из-за частных историй поднимается история страны, из отдельных судеб прорастает судьба народа. К тому же, Дидье Руис действительно нежен к людям и искренне им сочувствует. В этом основное отличие его спектакля от тех, что обычно зовутся в Европе "документальными".

О, нашла тенденцию! Все три спектакля сделаны в Москве иностранцами.

Приятно

было видеть на сцене Олега Меньшикова в "1900". Дивный актер, умный, легкий, обаяния несусветного.

2. Почти все, что я видела за прошлый сезон в драматических театрах Москвы (кроме спектаклей, перечисленных в пункте первом), - серая тоска и скука. Гордого звания "провал" не заслуживает.

3. Маргарита Эскина. Выиграла сражение за Дом актера. Обратите внимание: при этом на личности не переходила и обвинений, которые не могла бы доказать в суде, не предъявляла. Господам кинематографистам стоит у нее поучиться.

Алла ШЕНДЕРОВА ("Ваш досуг", "Коммерсантъ "):

1. "Троил и Крессида" Римаса Туминаса в Театре имени Вахтангова - другого такого прекрасно сделанного и сыгранного спектакля за истекшую половину сезона в московской афише не появилось.

Знаю, что многих напугали апокалиптические настроения Туминаса. Но тут уж каждый выбирает сам: кто-то привык жить, подобно страусу, кто-то честно признается: да, братцы, вырождаемся. Среди других достойных событий: "Замужество Марии Браун" Томаса Остермайера, показанное на фестивале "Сезон Станиславского", "Три сестры" Андреаса Кригенбурга и "Смерть Дантона" Яна Кляты в программе NETа. И еще одно маленькое, но незабываемое событие - то, как актриса Анна Синякина играет Шостаковича в спектакле Дмитрия Крымова "Opus № 7".

2. Их, как обычно, так много, что лень перечислять.

3. Персоной прошедшей половины сезона стал Алвис Херманис (справедливости ради, напомним, что главные ньюсмейкеры предыдущих сезонов Кирилл Серебренников и Миндаугас Карбаускис по разным причинам были вынуждены взять тайм-аут). А Херманис не только поставил наше почти все - "Рассказы Шукшина", чего отечественным режиссерам как-то и в голову не приходило, он еще получил (и вполне заслуженно) Премию Станиславского как лучший зарубежный режиссер. Если учесть, что кроме него приз с формулировкой "за режиссуру" не получил никто (Лев Додин и Валерий Фокин удостоены ею за совокупность заслуг, спектакль Алексея Бородина "Берег утопии" тоже отмечен в целом), выходит, Херманиса надо считать надеждой не только латышского, но и российского театра.

На нашу анкету откликнулись 10 респондентов, активно рецензирующих современную театральную жизнь Москвы и провинции. Большинство из них сошлись в своих предпочтениях по нескольким позициям. В числе ярких удач и успешных персон отмечается спектакль Театра Наций "Рассказы Шукшина" и его постановщик, латвийский режиссер Алвис Херманис. Коллеги вольно или невольно подтвердили верность выбора нашей газеты (в предновогоднем итоговом рейтинге "Культура" назвала спектакль "Рассказы Шукшина" событием ушедшего года). Большинство критиков отмечают и яркий дебют Римаса Туминаса в качестве художественного руководителя Театра имени Евг.Вахтангова - спектакль "Троил и Крессида" Шекспира. Почти все посчитали интересными и событийными два недавних международных фестиваля - "Сезон Станиславского" и NET, на которых довелось увидеть много яркого, а то и спорного, и даже откровенно неудачного, что вместе делает общую картину объемной и объективной. В числе наиболее событийных называются спектакль немецкого режиссера Томаса Остермайера "Замужество Марии Браун" и социально-театральный опыт француза Дидье Руиса "Я думаю о вас", созданный с русскими стариками на материале невыдуманных эпизодов из их жизни. Многие отмечают большие московские гастроли Малого драматического театра - Театра Европы под руководством Льва Додина, ставшие, безусловно, значимым событием конца 2008 года. Добрых отзывов удостоена и постановка Адольфа Шапиро в Малом театре - спектакль "Дети солнца" М.Горького. Далее же наши респонденты высказывают множество собственных предпочтений, среди которых много не московских спектаклей. Эта часть анкеты особо ценна, ибо выводит оценки и размышления за пределы Садового кольца. Из персон, помимо Херманиса и Туминаса (балтийская прививка явно идет в плюс русскому театру) называют Александра Галибина, едва принявшего руководство театром имени Станиславского, но уже демонстрирующего волю и намерения.

А вот провалов не называет почти никто, что, вероятно, справедливо. Чтобы провалиться, надо сперва занять видимую миру высоту падения. Однако общий уровень столичной театральной жизни уже несколько сезонов держится на уныло усредненной отметке. Поставили, сыграли - и ладно! Поэтому острой интриги не наблюдается ни в самом течении сезона, ни в его анкетном отражении. Есть, конечно, и панические соображения относительно творческого будущего в условиях экономического кризиса. Но это пока только предсказания, которые (как знать!) могут и не сбыться. Кому-то в таком случае станет скучно жить. А кто-то, напротив, обретет иные смыслы. Когда все вокруг перестают говорить о деньгах (а что о них говорить, если их нет?), находятся новые (или хорошо забытые старые) темы для разговоров. И не исключено, что в таком, несколько неожиданном для всех раскладе родится что-то стоящее не в финансовом смысле этого слова. А там, глядишь, и финансы для этого дела найдутся.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;