Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7670) 19-25 февраля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительГоспода офицеры и рядовыеКИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ Неделя выдалась необычайно урожайной на новые отечественные художественные фильмы, и связано это, как нетрудно догадаться, с Днем защитника Отечества, который ее открывает. И здесь безоговорочным лидером является "Россия". Отчаявшись ждать от наших кинематографистов фильмов на военно-патриотическую тему, этот канал решил сам взяться за их производство. И вот первый блин: военная драма " Мы из будущего " ("Россия", 23 февраля, 20.20. Россия, 2008. Режиссер Андрей Малюков). Чтобы он не получился комом, к бригаде сценаристов подключили мэтра Эдуарда Володарского. И они не подвели: сценарий - самое интересное в этой картине. И это несмотря на то, что взятый за основу драматургический ход отнюдь не оригинален. С легкой руки Земекиса косяками пошли по экранам фильмы о путешествиях в прошлое и будущее. В данном случае герои перенеслись в прошлое. Изюминка в том, что они - наши современники, четверо молодых ребят, промышляющих раскопками и продажей боевых наград и оружия, - фантастическим образом перенеслись в август 1942 года в разгар тяжелых боев и стали бойцами стрелковой роты. И вот они вернулись обратно... Не подвели и актеры: и играющие "путешественников" (особенно хорош Данила Козловский в роли их лидера Бормана), и Даниил Страхов (командир роты), и Борис Галкин (старшина), и Сергей Маховиков (политрук), и Екатерина Климова (медсестра, в которую влюбился Борман). А вот режиссер, к сожалению, не справился с задачей. В фильме переизбыток шаблонных приемов, то и дело действие провисает, затянуты и однообразны батальные сцены, а самое главное - нет драматизма и очень много фальши. Название исторического боевика " Господа офицеры: cпасти императора " ("Россия", 23 февраля, 17.55. Россия, 2008) затрагивает две болевые точки: русские офицеры и гибель последнего императора России и его семьи. Расчет был на то, что к первой теме крайне редко обращается наше современное кино, а вторая издавна волновала и будет волновать россиян. Но в данном случае о болевых точках говорить не приходится: воодушевившись кассовым успехом своей предыдущей картины ("День выборов"), актер и режиссер Олег Фомин снял развлекательное кино, причем снял крайне небрежно. Сценарист Сергей Кузьмин придумал историю о том, что накануне расстрела царской семьи спецгруппа белогвардейских "спецназовцев" (их играют сам Олег Фомин, Александр Бухаров, Сергей Баталов, Марат Башаров, Станислав Дужников и другие) якобы получила особо секретное задание спасти ее. Однако об этом каким-то непостижимым образом пронюхали красные и приняли соответствующие меры... Сам режиссер подчеркивал, что он делал попытку реанимировать рожденный советским кинематографом в 1970-е годы жанр истерна (приключенческий фильм, так или иначе связанный с Гражданской войной в России). Но если даже в худших образцах истерна самая неприхотливая история была рассказана довольно внятно (за этим строго следили худсоветы и редакторат студий), то в "Господах офицерах" нелепица громоздится на нелепице. В результате вопреки воле режиссера получилась не реанимация истерна, а пародия. К удачам нельзя отнести и историко-приключенческий фильм " 1612 " (НТВ, 23 февраля, 19.25. Россия. 2007). Огромный по российским меркам бюджет, имя режиссера Владимира Хотиненко ("Макаров", "Мусульманин"), букет звезд, далекое и загадочное Смутное время, о котором мы имеем самое общее представление, сделали этот фильм событием задолго до его выхода на экраны. Сам режиссер отмечал, что он не хотел делать еще одного "Андрея Рублева": время, мол, теперь другое, и это время диктует другие жанры, другие подходы, кино должно больше развлекать и увлекать. И он снял странную картину - в том смысле, что по форме она представляет собой причудливое переплетение жанров, - русский комикс с элементами фэнтези, мистики, комедии, мелодрамы, гротеска при всех внешних признаках традиционного подросткового историко-приключенческого кино. Все в нем игрушечное, ненастоящее, хотя на оружие, костюмы и прочие атрибуты эпохи ушла уйма денег. Исторические и вымышленные персонажи - князь Пожарский (Михаил Пореченков), Кузьма Минин (Андрей Федорцов), разбойник Осина (Александр Балуев), воевода (Марат Башаров) - выглядят ряжеными. Сюжет, с точки зрения здравого смысла, нелеп до невозможности. Главная интрига вырисовывается далеко не сразу - зритель поначалу тонет в массе событий и персонажей. Точка отсчета: после смерти царя Бориса Годунова убиты его вдова и юный наследник Федор. Невольный свидетель убийства царской семьи - дворовый Годуновых Андрей (Петр Кислов). Он знает, что дочь Бориса Годунова красавица Ксения (Виолетта Давыдовская) не погибла - ее пленил и заставил жить с собой польский гетман, надеясь с ее помощью взойти на русский престол. Влюбленный в царевну Андрей мечтает ее освободить и делает для этого все возможное и невозможное... Так что серьезным разговором о Смутном времени здесь и не пахнет, да он изначально и не замышлялся: режиссер ставил перед собой задачу сделать "кассу", и он ее решил. По сравнению с фильмами, о которых шла речь выше, " 9 рота " (СТС, 23 февраля, 21.00. Россия - Украина - Финляндия, 2005. Режиссер Федор Бондарчук. В ролях: Александр Баширов, Федор Бондарчук, Артур Смолянинов, Станислав Говорухин, Михаил Пореченков, Алексей Серебряков, Андрей Краско, Алексей Чадов, Ирина Рахманова) воспринимается как настоящий шедевр, хотя и она, если судить строго, не лишена существенных недостатков. Любопытное совпадение: Федор Бондарчук дебютировал в режиссуре в 38 лет, в этом же возрасте его отец, Сергей Бондарчук, снял "Судьбу человека" (1959). И если отец воплотил коллективную память поколения, в одночасье повзрослевшего в ночь на 22 июня 1941 года, то сын воплотил коллективную память мальчишек, не успевших стать мужчинами в горах Афгана. Фильм снимался долго и мучительно (прежде всего из-за проблем с финансированием), и, может быть, поэтому в нем не чувствуется спешки, есть основательность. Режиссер взрослел вместе со своим фильмом и обретал мастерство, которого так не хватает его более молодым коллегам и коллегам постарше. Оттолкнувшись от реального факта - коллективного подвига 9-й роты, Федор Бондарчук внятно, живо, изобретательно и впечатляюще (что особенно пришлось по вкусу молодежной аудитории и предопределило сногсшибательную кассу) рассказал о том, как вчерашние хулиганы становились воинами, как они сражались (сам бой "съедает" чуть ли не половину экранного времени) и как погибали. И что особенно важно, фильм удивил не только зрелой режиссурой, непривычным для нас постановочным размахом и монтажом, работами молодых артистов, которые ничуть не терялись рядом со знаменитостями, но и авторским отношением к афганской авантюре, со страшной силой ударившей по целому поколению наших современников. И по нам с вами. Сюжетная канва сюрреалистической экзистенциальной фантасмагории " Европа " ("РЕН ТВ", 1 марта, 3.00. Дания - Франция - Германия - Швеция, 1991. Режиссер Ларс фон Триер. В ролях: Жан-Марк Барр, Барбара Зукова, Эдди Константен, Макс фон Сюдов) проста до примитивности. В 1945 году молодой немец Леопольд Кесслер (Барр) приехал из Америки в оккупированную союзниками Германию с радужными надеждами. Ему казалось, что теперь жизнь пойдет как по рельсам: ведь фашизм разгромлен. Он устроился работать помощником проводника вагона в железнодорожной компании, а затем... вступил в ряды борцов за "германскую идею" - "юношей волков". Его не останавливает даже любовь Катарины (Зукова)... Но это тот случай, когда сама история играет в фильме второплановую или даже третьеплановую роль, а на первом плане сложный и запутанный образный мир, тщательнейше и изысканно выстроенный выдающимся датским режиссером и представляющий собой своего рода навязчивый гипнотический сон. Сквозь призму этого сна мы вместе с Леопольдом, напоминающим героев классических произведений Кафки и Джойса, видим картины Европы, которая только-только начинает приходить в себя после пережитых ужасов войны. Неискушенному зрителю непросто осмыслить увиденное на экране и погрузиться в переживания главного героя, но стоит хотя бы попытаться. Стоит, хотя бы потому, что это КИНО, штучный товар. Неслучайно картина была удостоена трех наград на Каннском кинофестивале. Также в рубрике:
|