Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7670) 19-25 февраля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесРеинкарнация господина ФабаТайны Фаберже, или История съемок документально-художественного детектива Сергей ФОМИН
Задумав картину "Тени Фаберже", как соединяющую игровое и документальное начала, ее авторы - студия "Клото", Александр Бородянский и Владимир Синельников - по необходимости соединили и два времени. Время, которое можно назвать, пользуясь термином Гегеля, "примышленное" фантазией авторов, событиями которого, как им кажется, они управляют по своему усмотрению, и время, исполненное реальных событий, следующих в своем неотвратимом порядке. Поэтому те пятнадцать лет пока создавалась картина, тоже стали частью ее сюжета, и о них просто необходимо рассказать... Владимир СИНЕЛЬНИКОВ, продюсер и соавтор сценария фильма "Тени Фаберже": - Когда лет пятнадцать назад мне предложили сделать картину о произведениях Фаберже, то не хотелось снимать такую, знаете ли, "благородную скуку", потому что даже интеллигентный и увлекающийся этой темой человек не сможет бесконечно долго смотреть на пасхальные яйца Фаберже, хотя они и прекрасны. Хотелось, чтобы эта история обросла какими-то реальными, но одновременно и фантастическими подробностями. - То есть возникла необходимость совместить приемы занимательности самого рассказа с занимательностью того, о чем в нем рассказывается ... - Вместе со своими мастерами Карл Густав Фаберже создал для императорской семьи 56 пасхальных яиц. Из этих 56 яиц шесть или восемь никто никогда не видел. Но тут я горестно вздохнул: ведь два последних яйца не видел и сам Фаберже. Потому что революция вступила в противоречие с подготовкой пасхальных сюрпризов 1917 года. Фаберже был вынужден уехать за границу, а царскую семью большевики расстреляли. И я подумал: а если предположить, что великий мастер вернулся в этот мир в результате реинкарнации? Вернулся с одной целью - найти то самое последнее яйцо. Ведь у него была безумная ответственность перед тем, что делалось под его, говоря современным языком, брендом. Так родился сюжет о том, как в конце 1990-х годов Фаберже вернулся в наш мир. В фильме его зовут господин Фаб, и на эту роль мы пригласили замечательного актера Анатолия Ромашина. Наш господин Фаб, не Карл Густав, а Густав Карл, некий эксперт по произведениям русского искусства, прежде всего, Фаберже, рассказывает о событиях столетней давности так, как будто он сам их пережил. И пока он ищет последнее яйцо Фаберже, мы покажем зрителям все самые интересные и неведомые им частные коллекции его работ. Шесть или восемь, как я уже сказал, никто не видел, но есть такие, которые известны, но тоже никем не видены. Например, крупная коллекция у английской королевы Елизаветы. И началась долгая, но потрясающе интересная история получения разрешения на съемки. Мне помогали замечательные консультанты: бывшая в то время директором Кремлевских музеев Ирина Александровна Родимцева, дочь защитника Сталинграда генерала Родимцева, и главный специалист Алмазного фонда - Ирина Федоровна Полынина, один из лучших в России специалистов по Фаберже. С ней я поехал в Англию, где нас познакомили с английским экспертом по Фаберже, в том числе по королевской коллекции, господином Сноуменом. Принадлежащие ему работы Фаберже экспонируются в Британском музее. Но с одной из них, любимой, он не расставался ни на день - портсигаром работы Фаберже. Правда, туда не вмещались по размеру современные сигареты. Тогда Сноумен на табачной фабрике специально для себя заказал сорт своих любимых сигарет, которые курил всю жизнь, того размера, который вмещался в его портсигар. Мы увлекли Сноумена своей идеей, и он помог нам получить разрешение королевы Елизаветы. И мы сняли в Букингемском дворце эту уникальную коллекцию, которую ни до нас, ни после никто не снимал. Так мы обрастали документальной фактурой. Затем я оказался в Нью-Йорке у владельца самой большой тогда в мире коллекции яиц Фаберже господина Форбса, которую сейчас называют "коллекция Вексельберга"... - Таким образом реальное время дает возможность дальнейшего развития сюжета будущего продолжения фильма ... - Я тогда спросил господина Форбса: "Может быть, вы слышали, что существует книга короля Таиланда о его коллекции Фаберже, которую никто не только что не снимал, а и никогда не видел?" "Таких книг, - ответил он, - в Америке две, но теперь будет одна, потому что вторую я дарю вам". И подарил мне это бесценное издание. И мы узнали историю этой коллекции, и выяснилось, что это имеет отношение уже не только к сегодняшнему нашему фильму, а и к завтрашнему. Когда знаменитый король Таиланда Рама V в начале XX века приехал в Россию искать защиты от колонизаторской политики Франции, он влюбился в Россию, оставил сына в пажеском корпусе и заказал у Фаберже 100 вещей. И самая главная из них - нефритовый Будда для личных покоев Рамы V. Будда до сегодняшнего дня переходит из поколения в поколение монаршей семьи. Для него год искали и нашли камень на Урале, но по дороге в Таиланд Будда разбился. И тогда нашли второй камень и сделали второго Будду, и этот уже доехал. Мы захотели снять и этого Будду, и всю эту историю. Но выяснилось, что Восток - дело тонкое. Понабилась нота министра иностранных дел Советского Союза Шеварднадзе его коллеге министру иностранных дел Таиланда, тот написал министру двора таиландского короля, и, спустя несколько месяцев я приехал в Таиланд. Дело тогда решило то, что у меня был набор фотографий, на которых запечатлено, как мы снимали коллекцию в Букингемском дворце. И когда человек, который отвечал за протокол короля Таиланда, увидел и взял их у меня, то на следующий день король Таиланда разрешил нам съемки. А потом случилось непоправимое: нелепо погиб Анатолий Ромашин. - Так реальное время вторглось в осуществление "примышленной" авторами составляющей его сюжета ... - У нас наступила трагическая пауза на несколько лет, когда мы все разругались, все были недовольны друг другом, когда нами был недоволен и инвестор, который заподозрил различные, не прямого назначения расходы. Но эти несколько лет и сыграли нам на руку, потому что плод моего вымысла, последнее яйцо, которое ищет Ромашин - Фаб, нашлось на самом деле. Нашлось не в Америке, не в Таиланде, не в Лондоне, оно нашлось в Москве, в Музее Ферсмана, где оно пролежало 80 лет в разобранном виде в коробке из-под ботинок. Дело в том, что минераловеды, которые работают в Музее Ферсмана, не сильно разбираются в драгоценностях. И то, что это работа Фаберже, поняла, когда там оказалась, сегодняшняя звезда фабержеведения Татьяна Мунтян из Музеев Кремля. - Это, можно сказать, ключевой момент вашей истории: реальное время, трагически оборвав жизнь исполнителя главной роли, вторглось в вымышленное авторами "сюжетное пространство". Притом что так же, как в Музее Ферсмана, с ходом реального времени нашлась незавершенная работа Фаберже, так же в этот ее момент не был завершен и ваш фильм о ее поисках ... - И тогда встала проблема - блистательный финал для фильма есть, а Ромашина нет. Я очень долго думал, что делать. В первом варианте сценария господин Фаб заканчивает свои дни в Таиланде. Почему? Дело в том, что через Харбин хлынули русские иммигранты, в том числе и из окружения императора. Мы решили предположить, что это яйцо могло находиться у министра двора Фредерикса в Китае, куда он бежал от большевиков. И там яйцо купил кто-то из дилеров. Когда мы ездили снимать коллекцию короля Таиланда, то в ней по сюжету яйца не было. Господин Фаб умирал, и его успокаивал буддистский монах, который говорил: "Не расстраивайся, ты найдешь..." Фаберже спрашивал: "Когда?" - "В следующий раз, когда ты вернешься в этот мир". А около монаха в этом момент проходил мальчик-послушник, который все это услышал. А если буддистский монах видит неуспокоенного умирающего человека, он должен помочь его душе и после смерти. И мы решили, что мальчик-послушник вырос, стал монахом и специально, чтобы выполнить свой долг, приехал в Россию. Не зная ни слова по-русски, он начинает здесь свое расследование. И здесь надо отдать должное моему соавтору замечательному драматургу и, как выяснилось не впервые, не менее талантливому режиссеру Александру Бородянскому, который завершил вместе со мной эту работу, создав яркие самобытные образы героев, появление которых в фильме обусловила жизнь. Фильм "Тени Фаберже" не состоялся бы, если бы не два человека. Это предприниматель и очень образованный человек - Шалва Чигиринский, который одержим творчеством Фаберже. Двадцать лет назад за попытку купить вилочку Фаберже его называли спекулянтом, и за ним гонялся КГБ. Пятнадцать лет назад он начал финансировать нашу работу по двум причинам: потому что обожал Фаберже и потому что был ближайшим другом Анатолия Ромашина. И второй человек - Михаил Швыдкой, который поверил в эту идею и от имени существовавшего тогда Федерального агентства по культуре и кинематографии выделил деньги на ее завершение. А как в нее не поверить, когда у нас были отсняты две коллекции - короля Таиланда и королевы Елизаветы. - В фильме есть план, где выходящую из автомобиля настоящую английскую королеву приветствует реальная толпа, в которой стоит и "господин Фаб" Ромашина, приехавший в Лондон, чтобы еще раз посмотреть королевскую коллекцию. Это производит очень сильный эффект, именно потому, что там соединяются те самые два различных времени ... - Жанр нашего фильма можно определить как интеллектуальный документально-художественный детектив, в котором вместе с актерами участвуют абсолютно реальные люди. И какие! Лорд Джефри, хранитель ценностей королевы, которого знает весь мир увлеченных Фаберже людей; человек, который написал книгу о коллекции Фаберже короля Таиланда, - Татьяна Федоровна Фаберже, внучка Фаберже, единственная наследница по прямой, которая живет в Швейцарии, автор книг о своем великом предке. И несколько еще очень интересных людей. Им не написаны роли, они играют самих себя. Это направление в кино сейчас становится перспективным. Может быть, самую сильную эмоциональную сцену мы сняли в Гохране, куда приходит герой Ромашина. И вдруг видит там портсигар и часы Николая Второго, потому что содержимое Гохрана - это конфискованные вещи. А ведь первым директором Гохрана был Юровский! Тот самый Юровский, который командовал расстрелом царской семьи. И я представил, как он залезает в карман шинели только что убитого в подвале Ипатьевского дома царя, и, забрав два эти предмета, кладет начало коллекции Гохрана. Когда же началась массовая конфискация ценностей, и в том числе вещей Фаберже, их надо было описать. На эту работу Троцкий приглашал сына Фаберже, но он отказывался. Когда его все-таки привели краснофлотцы, он, разбирая эти вещи, видел на них кровь и понимал чья она, потому что знал, кому их продавали. Золото большинства этих вещей потом пошло в переплавку. Я тогда задумался об одном старательно культивируемом сейчас мифе: подлецы вроде Хаммера или братьев Шейферов все разграбили и вывезли из России. Давайте задумаемся: да, вывезли, но тем самым спасли. Потому что, если бы не вывезли, все бы так и ушло в переплавку на нужды революции. - Я бы хотел заметить, что именно те эпизоды, в которых виртуозно соединяются документальное и "примышленное" начала, особо запоминаются в фильме. Как в реальном времени развивается прокатная судьба вашей картины ? - Картина была завершена как раз тогда, когда шла подготовка к очередному Московскому кинофестивалю, и отборщики включили ее в программу лучших российских фильмов, там и состоялась премьера. Затем она была показана на Первом Всероссийском фестивале режиссерского кино и получила там очень дорогой для А. Бородянского приз - зрительских симпатий. Потому что на этот приз ни корпоративное, ни административное давление повлиять никак не может. Мы готовимся сейчас к премьерному показу в Таиланде. Разумеется, мы ведем переговоры с российскими прокатчиками, но имперские каналы трудно увлечь арт-хаусным кино, пусть даже и интеллектуальным детективом. Но в нем "бродит", как будущее хорошее вино, новый замысел следующего фильма - потрясающая история русско-тайских отношений, в которой неразделимо сплетены личные судьбы и государственные интересы. Сын короля Таиланда, сопровождающий отца в Россию, полюбил в Петербурге русскую девушку и женился на ней. Причем, эта лирическая история развивается на фоне очень актуальных сегодня политических коллизий - бескорыстной защиты независимости маленького государства Сиам от колонизаторской политики Франции и Англии. И дальше развивается потрясающая история, которая пока известна только узкому кругу лиц, но мы хотим сделать ее общим достоянием. В то же время мы расскажем зрителям о том, что происходит на рынке произведений Фаберже сегодня. Потому что последнее яйцо, одновременно с тем, которое искусствоведы обнаружили в музее Ферсмана, "нашлось" и у ловких дилеров, причем, якобы "более настоящее", чем музейное. И этот поворот сюжета - не наш вымысел, а "примышленный", как вы говорите, тоже пришедший из жизни эпизод. Мы только коснулись этой истории в "Тенях...", она раскроется в новом фильме. И я думаю, что мы убедим прагматичных прокатчиков телеканалов, и не только российских, что им за нашу картину придется побороться друг с другом. Также в рубрике:
|