Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7670) 19-25 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Закромами сыт не будешь

Возвышенности и низменности воронежского пейзажа

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Анна ЖИДКИХ
Фото ИТАР-ТАСС
Воронеж


Памятник Ивану Никитину в Воронеже

Все течет, все изменяется, и только отечественная культура последних, по меньшей мере, десятилетий испытывает незавидную стабильность. "Кризис, - несмешно пошутил в недавнем кулуарном разговоре начальник воронежского городского управления культуры Иван Чухнов, - на нашей культуре не отразится. Как не было у нее денег - так и не будет..."

Ау, Мамонтовы !..

И жаль, что факт, и факт, что жаль; хотелось бы без штампов, да расклад не тот. Российская культура в общем и целом, а воронежская в частности, вряд ли сумеет соскочить с пресловутого "остаточного принципа", которым ее пытаются (когда все-таки пытаются) подкормить. Давно и не мной подмечено, что держава, за которую, естественно, обидно, держит свое национальное достояние, культуру, за падчерицу. Ни дать, ни взять - Золушка при властной мачехе, которая на людях изображает хорошую мину при плохой (а иной раз - и очень даже неплохой: поднаторела!) игре. А наступают трудовые будни, сокрытые от посторонних глаз, и бедняжка остается с нищенским выбором: вариться в собственном соку, а это стезя заведомо тупиковая, или попрошайничать, где ни попадя. Во всеуслышанье выпрашивать подаяние - в робкой надежде на чудное мгновенье встречи с новыми третьяковыми и мамонтовыми. Которых на региональных пространствах не видать, как гайдаровскому Кибальчишу Красной Армии.

Едва ли стоит доказывать с пеной у рта, что овчинка выделки стоит. Что культура и искусство плодовитого, во всех смыслах, края воронежских черноземов имеют и весомый багаж - отнюдь не тяжкое наследие всяких-разных режимов, который необходимо сохранить, и впечатляющие наработки сегодняшнего, скажем так, дня. Дабы избежать голословности, прогуляемся по местному культурному пейзажу, делая остановки на его возвышенностях и низменностях.

Драматический застой

Немножко личного: с десяток лет назад, на защите литинститутского диплома, один известный критик, узнав, что я из Воронежа, уважительно кивнул головой: "А-а-а, Воронеж! Город театров и музеев!.." Да, именно так, но надолго ли сохранится за Центром Черноземья лестная репутация?..

Обычно перечисление театров - а всего их пять - начинают с драматического, что справедливо: Воронежский государственный театр драмы имени Алексея Кольцова имеет статус академического. И славную историю - в ноябре 2002 года он отметил двухсотлетие. К сожалению, на памяти горожан уже потерян счет годам, в течение которых ведется реконструкция старого "родного" здания театра, сцена которого знала Щепкина и Мочалова, Сумбатова-Южина и Ермолову, Комиссаржевскую и Остужева. Искусству воронежской драмы внимали Чехов и Суворин, Островский и Маяковский, не говоря уж о знаменитых воронежцах Кольцове, Никитине, Платонове. Находясь в воронежской ссылке, в "старом" театре завлитствовал Осип Мандельштам. В 44-м, когда еще шла война, это здание (памятник истории культуры федерального значения), расположенное в самом центре столицы Черноземья и "поросшее" теперь неказистыми строительными лесами, было восстановлено одним из первых. Всего-то за девять месяцев - в городе, разрушенном более чем на 90 процентов...

В мае 2009-го - в год, объявленный губернатором Годом Кольцова в Воронежской области - сдать театр, согласно первоначальной смете, не удастся. Реальный срок, говорят специалисты, - десятый год, если поднапрячься. Ладно бы так, но - свежо предание. Эту хохмочку мы уже знаем...

Роль личности и квадратных метров

Помимо драматического, театралов Воронежа радуют Театр оперы и балета (единственный пропагандист оперного и балетного искусства в Черноземном регионе), Театр юного зрителя, Театр кукол "Шут" и Камерный театр. О двух последних хочется сказать отдельно. Воронежские кукольники пять лет живут и здравствуют (это "здравствуют" - не для красного словца) без художественного руководителя. "Самотеком" наши "куклы" работают отнюдь не потому, что нет желающих занять престижный "художественный" пост. А потому, что театр с ревностным вниманием и аристократической щепетильностью относится к творческому наследию своего прежнего худрука - крупнейшего, по мировым меркам, режиссера Валерия Вольховского, народного артиста СССР, после смерти которого "Шут" и остался без "головы". Но со спектаклями Валерия Аркадьевича, не исчезнувшими из репертуара и благополучно пожинающими лавры фестивалей всех уровней, включая международные (это, по-моему, нонсенс). Понятно, что такая постановка вопроса обязывает. И диктует: требования к претендентам на худрука не должны, просто не имеют права быть формальными. А фигуру, равновеликую Вольховскому, - поди найди.

Что касается Камерного - тут тоже проблема, причем "со стажем", с помещением. То, которое театр занимает сегодня, он давным-давно перерос - в утилитарном, физическом смысле. В небольшой части Дворца железнодорожников, где квартирует Камерный, негде хранить декорации старых спектаклей (среди которых - лауреат "Золотой Маски") - квадратные метры не позволяют. С новыми постановками - еще больший напряг: где их размещать? Власти предлагали варианты, но они не устроили руководство театра. И процесс поиска подходящего камерной Мельпомене "дома", мягко говоря, затянулся.

Из Древнего Египта - в XXI век

Среди музеев Воронежа прежде всего отмечу старейшие: областной краеведческий, открытый как губернский в 1894 году, и областной художественный имени Ивана Крамского, расположенный в барочном дворце XVIII века. Дворец, согласно легенде, построили для отдыха в Воронеже Екатерины II - во время ее поездки в Крым. Художественный музей, где сегодня директорствует Владимир Добромиров, воронежский искусствовед номер один, - богатейший: тут - уникальное собрание произведений Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи XVIII - XX веков, икон, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, картин известных воронежцев - Крамского, Бучкури, Киселевой. Работает он и как выставочная площадка, регулярно устраивая выставки не только местных авторов и соседей по региону, но и мировых знаменитостей (Дали, Мане и проч.)

Ищет новые формы деятельности и областной Литературный музей имени Никитина; к примеру, по осени в одном из своих филиалов, музее-усадьбе Дмитрия Веневитинова в селе Новоживотинное, он провел фестиваль-конкурс молодых поэтов (помогли региональные отделения Союзов российских писателей и писателей России).И пусть мероприятие получилось не очень размашистым - лиха беда начало. Главное - интерес к жанру у молодых пишущих наблюдался неподдельный, что, впрочем, никак не открытие.

Бунин - ни при чем ?

Возобновившиеся прошлой весной областные совещания молодых литераторов, которые до той поры не проводились лет двадцать, а также областные фестивали самодеятельных поэтов (их, включая бардовские, где тоже работают поэтические мастерские - четыре) раз за разом доказывают: потребность у начинающих поэтов-писателей учиться и учиться - огромная. О чем говорит и факт активной работы городского поэтического клуба "Поэтоград" - там занимаются десятки любителей изящной (и не очень) словесности.

Дабы закончить с музеями, озвучу еще одну великовозрастную боль воронежских патриотов (без кавычек!): в городе до сих пор нет музея знаменитого уроженца - Ивана Алексеевича Бунина. Сохранился и даже пребывает в приличном состоянии дом на Большой Дворянской, теперешнем проспекте Революции, где родился будущий нобелевский лауреат и провел три первых года жизни, но превратить его в музей почему-то не получается. Времена меняются, вместе с ними меняются губернаторы и градоначальники, но до Бунина ни у кого руки так и не дошли. Благо, появился в городе в обозримом прошлом бунинский памятник работы скульптора Александра Бурганова, о необходимости которого долго-долго говорила общественность...

По-хорошему, заслуживает большего, нежели экспозиция в литературном музее, и наследие Андрея Платонова. Между тем даже литературную премию его имени, святого для каждого нормального человека, некогда учрежденную областной администрацией для поощрения молодых талантов, благополучно упразднили. Причем не сегодня. А тогда, когда кризисными страстями вовсе не пахло...

Ветер перемен

Теперь - пара ласковых по поводу изобразительного искусства. Два достаточно мобильных выставочных зала (один - собственность города, второй - Союза художников РФ) и Дом архитектора, работающий в режиме регулярных организаций художественных экспозиций, покрывают выставочные потребности города не сполна. Поэтому появление в Воронеже частных галерей (некоторым из них - уже лет по пять от роду) можно только приветствовать. Среди последних выделяются галерея "Нефта", исповедующая принцип подчеркнуто "эстетского" (может, даже - салонного) искусства и "пригревшая" круг достаточно интересных авторов, и галерея современного искусства "Х.Л.А.М." "Х.Л.А.М.у" я вообще поаплодировала бы стоя: это заведомо безнадежное предприятие, да простит меня его уважаемый директор Алексей Горбунов, возникло как альтернатива "реальному" (читай - официальному) искусству. И, значит, шансов на поддержку власть имущих, равно как и местного отделения Союза художников России, не имело по определению. Однако выставки, сопровождаемые творческими беседами "по поводу" таких китов современного искусства, как Андрей Бильжо, Ирина Затуловская, Александр Флоренский, прошли в "Х.Л.А.М.е" при стечении умного народа и с потрясающим резонансом. Собрали благожелательную прессу, что, увы, не гарант процветания галереи; известно, как слово наше отзывается...

Ясно, что по нынешним временам апологет современного искусства Горбунов рискует остаться капитаном без матросского состава, но... Идеалистов и любят за то, что они не держат нос по ветру. Ветру перемен - в нашем случае.

От традиций - хором

Музыкальную жизнь города творят - к сожалению и даже несчастью - в основном гастролеры. Хорошо, когда это "Виртуозы Москвы" или "Аквариум", но куда чаще в провинции наблюдаются заезжие звезды отнюдь не бриллиантового сияния; так называемый "чес" до наших палестин добрался давно и, боюсь, надежно.

Правда, вклад в "музыкальное дело" гастрольно-концертного объединения "Филармония", в составе которого работает симфонический оркестр, созданный еще в 1925 году и по сию пору привлекательный для дирижеров многих стран мира, тоже весом. Что объяснимо: в "филармоническом" штате - такие созидатели текущего культурного процесса с оглядкой на нескудоумные массы, как мужской хор "Православная Русь" под руководством Татьяны Ижогиной, лауреат многих международных конкурсов, джазовый коллектив "Полуночный оркестр", ведомый известным джазистом Игорем Файнбоймом, обладательница Гран-при Конкурса имени Л.Руслановой Ольга Чиркова. А вот Государственный академический русский народный хор, созданный незабвенным Константином Ираклиевичем Массалитиновым в 1942 году, в прифронтовой полосе, на базе лучших колхозных хоров, славные свои традиции подрастерял. Собственными ушами слышала: даже на природе, где дышат почва и судьба, - дело было на фестивале в сельце Александровка, на родине Массалитинова - хор умудрился петь под фонограмму. Дискредитация народного искусства как такового - налицо.

А вот Воронежский государственный цирк имени Анатолия Дурова заслуживает реверанса: да, он тоже время от времени предлагает любить и жаловать гастролеров, но и по прямому назначению работает плодотворно. Достаточно сказать, что Воронеж входит в далеко не астрономическое число городов, куда считает нужным регулярно приезжать Мстислав Михайлович Запашный. Мне кажется, именно этот человек доказал воронежцам, что цирк - не смеховышибательное дуракаваляние, а - полноценное, специфическое искусство.

Дальше можно говорить высокие слова о воронежских библиотеках, многие из которых работают еще и по клубному принципу. Можно перечислять имена энтузиастов, за сущие копейки внедряющих культуру в сердца и умы детишек в учреждениях дополнительного образования. Можно отбивать ладони, наблюдая выступления питомцев музыкального, хореографического, художественного училищ, но... Газетная полоса - не резиновая, поэтому закруглимся и перейдем к обобщениям, которые очень не хочется подгонять под пословицу "что имеем - не храним". Куда приятнее констатировать: воронежская культура достойна и самого взыскательного зрительского внимания, и мощной государственной поддержки. Вливаний конкретных и адресных. А не виртуальных, складируемых в таинственные закрома родины, которых так никто и не увидел.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

ТЕАТР

  • Игра жизни
    "С любимыми не расставайтесь". Государственный академический театр драмы имени Ф.Волкова

ГАСТРОЛИ

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;