Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7670) 19-25 февраля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияЗакромами сыт не будешьВозвышенности и низменности воронежского пейзажа КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТАнна ЖИДКИХ
Все течет, все изменяется, и только отечественная культура последних, по меньшей мере, десятилетий испытывает незавидную стабильность. "Кризис, - несмешно пошутил в недавнем кулуарном разговоре начальник воронежского городского управления культуры Иван Чухнов, - на нашей культуре не отразится. Как не было у нее денег - так и не будет..." Ау, Мамонтовы !.. И жаль, что факт, и факт, что жаль; хотелось бы без штампов, да расклад не тот. Российская культура в общем и целом, а воронежская в частности, вряд ли сумеет соскочить с пресловутого "остаточного принципа", которым ее пытаются (когда все-таки пытаются) подкормить. Давно и не мной подмечено, что держава, за которую, естественно, обидно, держит свое национальное достояние, культуру, за падчерицу. Ни дать, ни взять - Золушка при властной мачехе, которая на людях изображает хорошую мину при плохой (а иной раз - и очень даже неплохой: поднаторела!) игре. А наступают трудовые будни, сокрытые от посторонних глаз, и бедняжка остается с нищенским выбором: вариться в собственном соку, а это стезя заведомо тупиковая, или попрошайничать, где ни попадя. Во всеуслышанье выпрашивать подаяние - в робкой надежде на чудное мгновенье встречи с новыми третьяковыми и мамонтовыми. Которых на региональных пространствах не видать, как гайдаровскому Кибальчишу Красной Армии. Едва ли стоит доказывать с пеной у рта, что овчинка выделки стоит. Что культура и искусство плодовитого, во всех смыслах, края воронежских черноземов имеют и весомый багаж - отнюдь не тяжкое наследие всяких-разных режимов, который необходимо сохранить, и впечатляющие наработки сегодняшнего, скажем так, дня. Дабы избежать голословности, прогуляемся по местному культурному пейзажу, делая остановки на его возвышенностях и низменностях. Драматический застой Немножко личного: с десяток лет назад, на защите литинститутского диплома, один известный критик, узнав, что я из Воронежа, уважительно кивнул головой: "А-а-а, Воронеж! Город театров и музеев!.." Да, именно так, но надолго ли сохранится за Центром Черноземья лестная репутация?.. Обычно перечисление театров - а всего их пять - начинают с драматического, что справедливо: Воронежский государственный театр драмы имени Алексея Кольцова имеет статус академического. И славную историю - в ноябре 2002 года он отметил двухсотлетие. К сожалению, на памяти горожан уже потерян счет годам, в течение которых ведется реконструкция старого "родного" здания театра, сцена которого знала Щепкина и Мочалова, Сумбатова-Южина и Ермолову, Комиссаржевскую и Остужева. Искусству воронежской драмы внимали Чехов и Суворин, Островский и Маяковский, не говоря уж о знаменитых воронежцах Кольцове, Никитине, Платонове. Находясь в воронежской ссылке, в "старом" театре завлитствовал Осип Мандельштам. В 44-м, когда еще шла война, это здание (памятник истории культуры федерального значения), расположенное в самом центре столицы Черноземья и "поросшее" теперь неказистыми строительными лесами, было восстановлено одним из первых. Всего-то за девять месяцев - в городе, разрушенном более чем на 90 процентов... В мае 2009-го - в год, объявленный губернатором Годом Кольцова в Воронежской области - сдать театр, согласно первоначальной смете, не удастся. Реальный срок, говорят специалисты, - десятый год, если поднапрячься. Ладно бы так, но - свежо предание. Эту хохмочку мы уже знаем... Роль личности и квадратных метров Помимо драматического, театралов Воронежа радуют Театр оперы и балета (единственный пропагандист оперного и балетного искусства в Черноземном регионе), Театр юного зрителя, Театр кукол "Шут" и Камерный театр. О двух последних хочется сказать отдельно. Воронежские кукольники пять лет живут и здравствуют (это "здравствуют" - не для красного словца) без художественного руководителя. "Самотеком" наши "куклы" работают отнюдь не потому, что нет желающих занять престижный "художественный" пост. А потому, что театр с ревностным вниманием и аристократической щепетильностью относится к творческому наследию своего прежнего худрука - крупнейшего, по мировым меркам, режиссера Валерия Вольховского, народного артиста СССР, после смерти которого "Шут" и остался без "головы". Но со спектаклями Валерия Аркадьевича, не исчезнувшими из репертуара и благополучно пожинающими лавры фестивалей всех уровней, включая международные (это, по-моему, нонсенс). Понятно, что такая постановка вопроса обязывает. И диктует: требования к претендентам на худрука не должны, просто не имеют права быть формальными. А фигуру, равновеликую Вольховскому, - поди найди. Что касается Камерного - тут тоже проблема, причем "со стажем", с помещением. То, которое театр занимает сегодня, он давным-давно перерос - в утилитарном, физическом смысле. В небольшой части Дворца железнодорожников, где квартирует Камерный, негде хранить декорации старых спектаклей (среди которых - лауреат "Золотой Маски") - квадратные метры не позволяют. С новыми постановками - еще больший напряг: где их размещать? Власти предлагали варианты, но они не устроили руководство театра. И процесс поиска подходящего камерной Мельпомене "дома", мягко говоря, затянулся. Из Древнего Египта - в XXI век Среди музеев Воронежа прежде всего отмечу старейшие: областной краеведческий, открытый как губернский в 1894 году, и областной художественный имени Ивана Крамского, расположенный в барочном дворце XVIII века. Дворец, согласно легенде, построили для отдыха в Воронеже Екатерины II - во время ее поездки в Крым. Художественный музей, где сегодня директорствует Владимир Добромиров, воронежский искусствовед номер один, - богатейший: тут - уникальное собрание произведений Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи XVIII - XX веков, икон, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, картин известных воронежцев - Крамского, Бучкури, Киселевой. Работает он и как выставочная площадка, регулярно устраивая выставки не только местных авторов и соседей по региону, но и мировых знаменитостей (Дали, Мане и проч.) Ищет новые формы деятельности и областной Литературный музей имени Никитина; к примеру, по осени в одном из своих филиалов, музее-усадьбе Дмитрия Веневитинова в селе Новоживотинное, он провел фестиваль-конкурс молодых поэтов (помогли региональные отделения Союзов российских писателей и писателей России).И пусть мероприятие получилось не очень размашистым - лиха беда начало. Главное - интерес к жанру у молодых пишущих наблюдался неподдельный, что, впрочем, никак не открытие. Бунин - ни при чем ? Возобновившиеся прошлой весной областные совещания молодых литераторов, которые до той поры не проводились лет двадцать, а также областные фестивали самодеятельных поэтов (их, включая бардовские, где тоже работают поэтические мастерские - четыре) раз за разом доказывают: потребность у начинающих поэтов-писателей учиться и учиться - огромная. О чем говорит и факт активной работы городского поэтического клуба "Поэтоград" - там занимаются десятки любителей изящной (и не очень) словесности. Дабы закончить с музеями, озвучу еще одну великовозрастную боль воронежских патриотов (без кавычек!): в городе до сих пор нет музея знаменитого уроженца - Ивана Алексеевича Бунина. Сохранился и даже пребывает в приличном состоянии дом на Большой Дворянской, теперешнем проспекте Революции, где родился будущий нобелевский лауреат и провел три первых года жизни, но превратить его в музей почему-то не получается. Времена меняются, вместе с ними меняются губернаторы и градоначальники, но до Бунина ни у кого руки так и не дошли. Благо, появился в городе в обозримом прошлом бунинский памятник работы скульптора Александра Бурганова, о необходимости которого долго-долго говорила общественность... По-хорошему, заслуживает большего, нежели экспозиция в литературном музее, и наследие Андрея Платонова. Между тем даже литературную премию его имени, святого для каждого нормального человека, некогда учрежденную областной администрацией для поощрения молодых талантов, благополучно упразднили. Причем не сегодня. А тогда, когда кризисными страстями вовсе не пахло... Ветер перемен Теперь - пара ласковых по поводу изобразительного искусства. Два достаточно мобильных выставочных зала (один - собственность города, второй - Союза художников РФ) и Дом архитектора, работающий в режиме регулярных организаций художественных экспозиций, покрывают выставочные потребности города не сполна. Поэтому появление в Воронеже частных галерей (некоторым из них - уже лет по пять от роду) можно только приветствовать. Среди последних выделяются галерея "Нефта", исповедующая принцип подчеркнуто "эстетского" (может, даже - салонного) искусства и "пригревшая" круг достаточно интересных авторов, и галерея современного искусства "Х.Л.А.М." "Х.Л.А.М.у" я вообще поаплодировала бы стоя: это заведомо безнадежное предприятие, да простит меня его уважаемый директор Алексей Горбунов, возникло как альтернатива "реальному" (читай - официальному) искусству. И, значит, шансов на поддержку власть имущих, равно как и местного отделения Союза художников России, не имело по определению. Однако выставки, сопровождаемые творческими беседами "по поводу" таких китов современного искусства, как Андрей Бильжо, Ирина Затуловская, Александр Флоренский, прошли в "Х.Л.А.М.е" при стечении умного народа и с потрясающим резонансом. Собрали благожелательную прессу, что, увы, не гарант процветания галереи; известно, как слово наше отзывается... Ясно, что по нынешним временам апологет современного искусства Горбунов рискует остаться капитаном без матросского состава, но... Идеалистов и любят за то, что они не держат нос по ветру. Ветру перемен - в нашем случае. От традиций - хором Музыкальную жизнь города творят - к сожалению и даже несчастью - в основном гастролеры. Хорошо, когда это "Виртуозы Москвы" или "Аквариум", но куда чаще в провинции наблюдаются заезжие звезды отнюдь не бриллиантового сияния; так называемый "чес" до наших палестин добрался давно и, боюсь, надежно. Правда, вклад в "музыкальное дело" гастрольно-концертного объединения "Филармония", в составе которого работает симфонический оркестр, созданный еще в 1925 году и по сию пору привлекательный для дирижеров многих стран мира, тоже весом. Что объяснимо: в "филармоническом" штате - такие созидатели текущего культурного процесса с оглядкой на нескудоумные массы, как мужской хор "Православная Русь" под руководством Татьяны Ижогиной, лауреат многих международных конкурсов, джазовый коллектив "Полуночный оркестр", ведомый известным джазистом Игорем Файнбоймом, обладательница Гран-при Конкурса имени Л.Руслановой Ольга Чиркова. А вот Государственный академический русский народный хор, созданный незабвенным Константином Ираклиевичем Массалитиновым в 1942 году, в прифронтовой полосе, на базе лучших колхозных хоров, славные свои традиции подрастерял. Собственными ушами слышала: даже на природе, где дышат почва и судьба, - дело было на фестивале в сельце Александровка, на родине Массалитинова - хор умудрился петь под фонограмму. Дискредитация народного искусства как такового - налицо. А вот Воронежский государственный цирк имени Анатолия Дурова заслуживает реверанса: да, он тоже время от времени предлагает любить и жаловать гастролеров, но и по прямому назначению работает плодотворно. Достаточно сказать, что Воронеж входит в далеко не астрономическое число городов, куда считает нужным регулярно приезжать Мстислав Михайлович Запашный. Мне кажется, именно этот человек доказал воронежцам, что цирк - не смеховышибательное дуракаваляние, а - полноценное, специфическое искусство. Дальше можно говорить высокие слова о воронежских библиотеках, многие из которых работают еще и по клубному принципу. Можно перечислять имена энтузиастов, за сущие копейки внедряющих культуру в сердца и умы детишек в учреждениях дополнительного образования. Можно отбивать ладони, наблюдая выступления питомцев музыкального, хореографического, художественного училищ, но... Газетная полоса - не резиновая, поэтому закруглимся и перейдем к обобщениям, которые очень не хочется подгонять под пословицу "что имеем - не храним". Куда приятнее констатировать: воронежская культура достойна и самого взыскательного зрительского внимания, и мощной государственной поддержки. Вливаний конкретных и адресных. А не виртуальных, складируемых в таинственные закрома родины, которых так никто и не увидел. Также в рубрике:
|