Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7190) 26 августа - 1 сентября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЦена "вашего ответа"Юрий АРПИШКИН Спустя короткое время после очередных известных приключений Российского правительства редакции московских газет получили по факсу следующее послание: "Приказ. В связи со сложившейся обстановкой приказываю: - Освободить Ельцина Бориса Николаевича от должности Президента РФ. - Назначить исполняющим обязанности Президента Пригова Дмитрия Алексаныча (так!). Прошу Государственную думу утвердить в качестве председателя правительства Тимура Кибирова, вице-премьеров - Вячеслава Курицина и Андрея Левкина, министра культуры - Виктора Ерофеева. Директор Галереи Гельмана - М.А.Гельман". Отсмеявшись над этой "искрометной" шуткой, почему-то нестерпимо хочется стыдливо отвести глаза. Доля шутки здесь и впрямь меньше, чем хотелось бы ожидать. Что ж, вероятно, кто-то и не возражал бы, займи Т.Кибиров место премьер-министра (любопытно, кстати, знает ли он сам об этой инициативе?), но только не потому, что с помощью этого назначения была бы открыта широкая, ясная дорога для начинаний типа фестиваля искусств "Неофициальная Москва", который планируют провести с 3 по 5 сентября художники, писатели и артисты круга Марата Гельмана (говоря условно). Этот фестиваль замыслен как "наш ответ" - официальной Москве, демонстрация эстетики, альтернативной той, что господствует в столице и связана с именами Церетели, Шилова, Глазунова и т.п. Позиция, бесспорно, выигрышная - во все времена всякий, кто захочет противопоставить себя и свое дело официальным мастерам резца и кисти, почти обречен на успех. В этой полемике не предполагается ни особой изобретательности, ни больших собственных творческих усилий. И все же так до конца и не понятно, почему они с этим спорят? В конце концов, если власти поддерживают художников, которые, по мнению многих, того не достойны, - это проблема из любой сферы, но не из сферы искусства. Не закрывают же Галерею Гельмана для того, чтобы открыть в ней музей Глазунова. А официальные власти, по всей логике бытия, и должны приветствовать ликописца, на выставки которого по причинам многообразным сбегается едва ли не четверть населения города, и не замечать затерявшейся в переулках галереи, куда в дни вернисажей приходят в лучшем случае человек пятьдесят, хорошо знакомых друг с другом. Где здесь основания для конфликта? Не так же наивен Марат Гельман, чтобы серьезно думать, будто Константин Звездочетов может составить "альтернативу" Шилову, а исполнители песни "Ай-ай-ай, убили негра. Ни за что ни про что, суки, замочили" - Кобзону с его гражданским пафосом. Да и зачем, спрашивается, Звездочетову эти лавры "альтернативы" Шилову? Это весьма унизительная роль. Тем более что ни у Глазунова, ни у Шилова, что называется, моральных проблем нет. Они, как умеют, делают то, что умеют. И вовсе не стремятся стать чьей-нибудь альтернативой. А военные действия против них только добавляют в их образы героические черты. Еще одна яркая деталь "альтернативного" замысла. Его авторы думают об одном, а говорят о другом. Их энергичная полемика с так называемым московским стилем не учитывает самого деликатного обстоятельства. Она построена (боюсь, что даже неосознанно) по всем канонам советской контрпропаганды. Только несколько более лукаво и оттого еще более наивно. Всем известно, что "Неофициальная Москва" патронируется движением Сергея Кириенко. Но сами организаторы фестиваля предпочитают об этом то ли не говорить, то ли не думать. Во всяком случае, они не устают подчеркивать, что начинание их - чисто художественное. И похоже, сами в это уже верят. Вот она и моральная проблема, чуждая Глазунову с Шиловым. Можно заниматься политикой и не заниматься ею тоже можно. Истории культуры известен опыт художников, активно вмешивавшихся в политику и абсолютно к ней равнодушных. Но вот новая стратегия (почти новая сила): художник - как инструмент избирательной технологии, причем сам этот очевидный факт отрицающий. Русские футуристы, под которых время от времени застенчиво косят современные квазиавангардисты, расплачивались за свою политическую активность в трагических случаях судьбами и жизнями, в других случаях - хотя бы репутациями. У этих другие планы. Их жизней, слава Богу, никто не требует, но и репутации им жалко. Это, впрочем, даже хорошо, хотя и вызывающе инфантильно. Вот самая характерная, по-моему, особенность этого альтернативного стиля. Они хотят бунтовать против властей с их благословения и искренне негодуют в ответ на отрезвляющие реплики. Идеальным для них, по-видимому, был бы такой вариант: Московское правительство переносит свои торжества по случаю Дня города куда-нибудь в Бибирево, а напротив мэрии становится шеренга "неофициальных" деятелей с плакатом "Долой Лужкова!". Так, наверное, не бывает. У Марата Гельмана и его друзей, несомненно, все получится. Но не раньше, чем они определят для себя, чего, собственно, хотят: поддержать ли одну политическую силу, бороться ли с другой, устраивать ли фестивали искусств или просто заработать денег, не важно, на каком из вышеназванных видов деятельности. Сделать выбор, хотя бы из четырех предложенных для начала возможностей, в сущности, совсем не трудно. Надо только захотеть. Также в рубрике:
|