Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7190) 26 августа - 1 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

О пользе сантимента

Летние премьеры театра под управлением Марка Розовского

Алиса НИКОЛЬСКАЯ


Театр "У Никитских ворот" не дает опомниться своим поклонникам. Не успели отзвенеть струны "Песен нашей коммуналки" и бокалы "Пира во время чумы", как репертуар пополнился еще двумя названиями. Режиссер Карэн Нерсисян поставил мюзикл по мотивам романа Герберта Уэллса "Невидимка", а сам Марк Розовский возобновил свою давнюю работу "Красный уголок" по собственной пьесе.

Честно говоря, оказаться на спектакле "Невидимка" в первом ряду - ситуация не для слабонервных. Помимо непрекращающейся стрельбы и взрывов, от коих страдают уши, густых клубов дыма, стесняющих дыхание, в финале прямо на публику летят искры бенгальских огней, заставляя людей судорожно подхватывать сумки и подбирать подолы. Правда, наконец прокашлявшись и протерев глаза, все-таки начинаешь следить за происходящим на сцене. Хотя, несмотря на многообразие декораций, персонажей и разных сопутствующих предметов, многое приходится домысливать самостоятельно. Видимо, изначально режиссер предполагал изобразить душный провинциальный городишко, где царят пуританские нравы и любой новый человек, особенно если он не похож на других, вызывает к себе нездоровый интерес, почти сразу сменяющийся неприязнью. Это вполне соответствует литературному первоисточнику, но на этом присутствие г-на Уэллса в спектакле заканчивается, сменяясь не в меру буйной фантазией создателей спектакля. Сдержанные нравы обращаются в разнузданность с залихватским отплясыванием канкана, взаимоотношения Невидимки (Д.Бурлаков ) с университетским приятелем (А.Милосердов) приобретают голубоватый оттенок, и глубокомысленные речи о поисках истины звучат на этом фоне по меньшей мере странно.

Помимо этого, в сюжет еще вплетаются две любовные линии: мелодраматическая - чувства Невидимки и глухонемой служанки Милли (Н.Троицкая), и сатирическая - страсть между старой девой мисс Холл (М.Рассказова) и бродягой Марвелом (А.Зарембовский). Их яркий комический дуэт - лучшее, что есть в спектакле. Марвел, бесшабашный гуляка и пьяница, имеющий в жизни только одну непреходящую ценность - чужие кошельки, попав под влияние строгой мисс Холл, обнаруживает в себе подсознательное стремление к спокойной жизни "как у всех". Почтенная же старая дева, буквально расплавляясь в объятиях бродяги, получает идеального подкаблучника, готового для нее на все. Что до лирической линии, то ее органичность прежде всего обеспечена Н.Троицкой, убедительно и тонко сыгравшей мечтательную девушку, живущую в глуши и грезящую о прекрасном принце. В связи с этим можно было бы принять откровенно сказочный, но очень красивый финал, в котором магия любви возвращает Невидимке - зрительный образ, а Милли - слух и голос. Но тут режиссер опять перестарался, приклеив к уэллсовской развязке, где Невидимку убивает разъяренная толпа, еще один, неправдоподобно веселый финал. Со второй премьерой дело обстоит гораздо скромнее - без выстрелов, взрывов и снопов искр. Да что там - в спектакле даже музыки почти нет, только хрипящая запись некогда популярной песни "Птица счастья завтрашнего дня". И вместе с тем полуторачасовой диалог двух женщин, воспитательницы Лики Федоровны (М.Рассказова) и лимитчицы Сарухановой (И.Знаменщикова), вызывает у зрителя куда больше понимания. Конечно, времена, отраженные в пьесе, давно миновали (и в этом театр при возобновлении шел на определенный риск) - общаги, коммуналки, профсоюзы, комсомольские и рабочие собрания уже отошли в историю. Но, когда смотришь на сцену, эти элементы времени оказываются не так важны, как две судьбы, два одиночества, две души, изнемогающие от нерастраченного тепла и неразделенной боли. "Почему ты пьешь?" - строго спрашивает Лика у Сарухановой, осознавая внутренне, что для нее самой работа, отнимающая все силы, - такой же способ отгородиться от мира, как для ее визави - бутылка водки. Душевная неуспокоенность не дает забыться, и обе женщины, бесконечно разные, преодолевая, одна - свою грубость, порожденную недоверием к людям, вторая - протокольную доброту и снисходительность, осторожно нащупывают путь навстречу друг другу. Окажись они в других обстоятельствах, быть может, и не получилось бы контакта. Но когда в нем - единственное спасение от ужаса одиночества, приходится через муки стремиться к взаимопониманию. И оттого так по- человечески страшен эпизод, когда Саруханова на вопрос Лики о любимом мужчине молча достает из сумки ... заводного медвежонка. Которого потом дарит Лике, поняв, что та еще несчастнее, чем она сама. И в этот момент вдруг отчетливо возникает мысль, что в жизни ничего не изменилось, что люди по-прежнему бесконечно одиноки. Хочется отметить прозорливость Марка Розовского, сумевшего преподнести измотанным нечеловеческим ритмом жизни зрителям этот камерный, исповедальный спектакль и мягко, но настойчиво заставившего проявить в ответ давно забытую сентиментальность. Каковая в определенных дозах - весьма полезное чувство.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;