Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7190) 26 августа - 1 сентября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрО пользе сантиментаЛетние премьеры театра под управлением Марка Розовского Алиса НИКОЛЬСКАЯ Театр "У Никитских ворот" не дает опомниться своим поклонникам. Не успели отзвенеть струны "Песен нашей коммуналки" и бокалы "Пира во время чумы", как репертуар пополнился еще двумя названиями. Режиссер Карэн Нерсисян поставил мюзикл по мотивам романа Герберта Уэллса "Невидимка", а сам Марк Розовский возобновил свою давнюю работу "Красный уголок" по собственной пьесе. Честно говоря, оказаться на спектакле "Невидимка" в первом ряду - ситуация не для слабонервных. Помимо непрекращающейся стрельбы и взрывов, от коих страдают уши, густых клубов дыма, стесняющих дыхание, в финале прямо на публику летят искры бенгальских огней, заставляя людей судорожно подхватывать сумки и подбирать подолы. Правда, наконец прокашлявшись и протерев глаза, все-таки начинаешь следить за происходящим на сцене. Хотя, несмотря на многообразие декораций, персонажей и разных сопутствующих предметов, многое приходится домысливать самостоятельно. Видимо, изначально режиссер предполагал изобразить душный провинциальный городишко, где царят пуританские нравы и любой новый человек, особенно если он не похож на других, вызывает к себе нездоровый интерес, почти сразу сменяющийся неприязнью. Это вполне соответствует литературному первоисточнику, но на этом присутствие г-на Уэллса в спектакле заканчивается, сменяясь не в меру буйной фантазией создателей спектакля. Сдержанные нравы обращаются в разнузданность с залихватским отплясыванием канкана, взаимоотношения Невидимки (Д.Бурлаков ) с университетским приятелем (А.Милосердов) приобретают голубоватый оттенок, и глубокомысленные речи о поисках истины звучат на этом фоне по меньшей мере странно. Помимо этого, в сюжет еще вплетаются две любовные линии: мелодраматическая - чувства Невидимки и глухонемой служанки Милли (Н.Троицкая), и сатирическая - страсть между старой девой мисс Холл (М.Рассказова) и бродягой Марвелом (А.Зарембовский). Их яркий комический дуэт - лучшее, что есть в спектакле. Марвел, бесшабашный гуляка и пьяница, имеющий в жизни только одну непреходящую ценность - чужие кошельки, попав под влияние строгой мисс Холл, обнаруживает в себе подсознательное стремление к спокойной жизни "как у всех". Почтенная же старая дева, буквально расплавляясь в объятиях бродяги, получает идеального подкаблучника, готового для нее на все. Что до лирической линии, то ее органичность прежде всего обеспечена Н.Троицкой, убедительно и тонко сыгравшей мечтательную девушку, живущую в глуши и грезящую о прекрасном принце. В связи с этим можно было бы принять откровенно сказочный, но очень красивый финал, в котором магия любви возвращает Невидимке - зрительный образ, а Милли - слух и голос. Но тут режиссер опять перестарался, приклеив к уэллсовской развязке, где Невидимку убивает разъяренная толпа, еще один, неправдоподобно веселый финал. Со второй премьерой дело обстоит гораздо скромнее - без выстрелов, взрывов и снопов искр. Да что там - в спектакле даже музыки почти нет, только хрипящая запись некогда популярной песни "Птица счастья завтрашнего дня". И вместе с тем полуторачасовой диалог двух женщин, воспитательницы Лики Федоровны (М.Рассказова) и лимитчицы Сарухановой (И.Знаменщикова), вызывает у зрителя куда больше понимания. Конечно, времена, отраженные в пьесе, давно миновали (и в этом театр при возобновлении шел на определенный риск) - общаги, коммуналки, профсоюзы, комсомольские и рабочие собрания уже отошли в историю. Но, когда смотришь на сцену, эти элементы времени оказываются не так важны, как две судьбы, два одиночества, две души, изнемогающие от нерастраченного тепла и неразделенной боли. "Почему ты пьешь?" - строго спрашивает Лика у Сарухановой, осознавая внутренне, что для нее самой работа, отнимающая все силы, - такой же способ отгородиться от мира, как для ее визави - бутылка водки. Душевная неуспокоенность не дает забыться, и обе женщины, бесконечно разные, преодолевая, одна - свою грубость, порожденную недоверием к людям, вторая - протокольную доброту и снисходительность, осторожно нащупывают путь навстречу друг другу. Окажись они в других обстоятельствах, быть может, и не получилось бы контакта. Но когда в нем - единственное спасение от ужаса одиночества, приходится через муки стремиться к взаимопониманию. И оттого так по- человечески страшен эпизод, когда Саруханова на вопрос Лики о любимом мужчине молча достает из сумки ... заводного медвежонка. Которого потом дарит Лике, поняв, что та еще несчастнее, чем она сама. И в этот момент вдруг отчетливо возникает мысль, что в жизни ничего не изменилось, что люди по-прежнему бесконечно одиноки. Хочется отметить прозорливость Марка Розовского, сумевшего преподнести измотанным нечеловеческим ритмом жизни зрителям этот камерный, исповедальный спектакль и мягко, но настойчиво заставившего проявить в ответ давно забытую сентиментальность. Каковая в определенных дозах - весьма полезное чувство. Также в рубрике:
|