Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7190) 26 августа - 1 сентября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЮРИЙ САУЛЬСКИЙ: "Джаз превратился в Леди"Беседу вела Анна ВЕТХОВА Юрий САУЛЬСКИЙ не так давно отметил свой семидесятилетний юбилей. Замечательным подарком к дню рождения стал выход в свет книги "Черный кот" Аркадия Петрова, рассказывающей о жизни и творчестве Юрия Сергеевича, а также двойного CD с записями его произведений. Его вклад в искусство был отмечен официально: Президент РФ наградил Юрия Саульского орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Предлагаем вашему вниманию интервью, которое Юрий Саульский дал нашему корреспонденту.
- Юрий Сергеевич, хотелось бы узнать, чем вы сейчас заняты. Насколько мне известно, вы человек неуловимый, вас трудно застать дома, вы - в центре всех событий. Расскажите, пожалуйста, где вы все время пропадаете. - Несмотря на свои семь десятков, я стараюсь жить полной жизнью, в том же режиме, в котором жил всегда. Мой рабочий день обычно начинается в 9 утра и продолжается до полуночи. Чем я занят? Возглавляю Московский джазовый ангажемент и занимаюсь организацией джазовых фестивалей, клубных вечеров, концертов. Мы провели довольно много мероприятий, и не только в Москве, но и в Оренбурге, Сочи, Минске, Одессе. Еще я являюсь художественным руководителем Музыкального училища эстрадно-джазового искусства на Ордынке, веду там композиторский факультатив, работаю музыкальным консультантом на канале ОРТ. Думаю, что чем человек больше занят, тем он больше успевает, тем больше ценит время.
- А как же композиторское творчество? Сочинять успеваете? - Как сказал Чайковский, композитор - это не тот, кто может писать, а тот, кто не может не писать. Я все время что-то сочиняю. В основном этот процесс происходит ночью: сижу после работы за синтезатором, в наушниках, - чтобы не мешать своим домашним. Не могу сказать, что всегда музыка приходит сама, внезапно. Конечно, в любом творчестве есть определенная магия, но сочинение музыки - это и упорный каждодневный труд. Быть может, мне в чем-то легче, чем другим, потому что я работаю в разных жанрах. У меня всегда есть возможность переключиться, перейти в иной стиль: не пишутся песни - пишу музыку для кино и театра: Ну а джазовую музыку я всегда сочинял, делал аранжировки, дирижировал: джаз сопровождает меня всю жизнь.
- А какова, на ваш взгляд, роль джаза в искусстве уходящего века? - Если говорить глобально, то в контексте развития музыкальной культуры в целом, и мировой, и нашей, джаз сыграл огромную роль. И непосредственно, как вид искусства, и опосредованно, повлияв на развитие музыки ХХ века, в частности на творчество таких композиторов, как Онеггер, Стравинский, Мийо, Хачатурян, Щедрин, Эшпай. Джаз - ровесник века. Ему 100 лет - как автомобилю, авиации и кинематографу. На мой взгляд, джаз пережил за свой век три главных потрясения. Первое - при рождении. Родовой травмы, как вы понимаете, не было, но любители и поклонники академического направления просто в штыки приняли этот хулиганский, ни на что не похожий жанр. Второе - это идеологический прессинг в нашей стране, ведь джаз считался порождением американского империализма. И третий момент связан с появлением рок- и поп-музыки. Эти новые направления стали пользоваться массовым спросом, а джаз стал искусством элитарным.
- Интересно, а как вы, поклонник джаза, относитесь к року? - Вообще-то я считаю, что джаз и рок - это стволы одного очень большого дерева. А объединяет их блюз, который согревает и то, и другое направление. Важно это понимать и не видеть здесь антагонизма. Приведу пример из своей собственной жизни. Я принадлежу к джазовой генерации, а мой старший сын Игорь - к роковой. Тем не менее у нас никогда не было проблемы отцов и детей: нам с Игорем никогда не казалось, что это отдельные вещи. Джаз слушают все мои дети - и Андрей, и младшие - Рома и Аня, хотя, кроме Игоря, никто из них не стал музыкантом. Я, в свою очередь, как и они, люблю из рок-музыки Фредди Меркьюри. Вообще предпочитаю британский рок - это классическое искусство. Думаю, если бы в телевизионный эфир давали больше записей Стинга, Маккартни, Элтона Джона, то воспитывали бы хороший вкус. Необязательно же всем слушать классику - вершины есть в любом направлении.
- Вы заговорили о телевидении, думаю, не случайно. Как вы, музыкальный консультант ОРТ, способны влиять на то, что звучит в эфире? - Моя должность дает мне право совещательного голоса. Пользуясь этим, я всегда ратую за пропорциональное наличие в эфире всех жанров. У меня есть много идей, как надо вести нашу музыкальную политику сейчас. Обсуждаю этот вопрос с руководителями канала. Мы сейчас находимся на грани двух веков, двух тысячелетий. Одна из моих идей - как средствами музыки обозначить на нашем канале этот потрясающий исторический момент, но пока - это секрет.
- Юрий Сергеевич, вы сказали, что был период, когда джаз отошел на второй план, превратился из чрезвычайно популярного жанра в элитарное искусство. А как вы оцениваете сегодняшний день джаза? - Сейчас наступил век некоего ренессанса джаза, как, кстати, и классической музыки. Я с огромным удовольствием наблюдаю, поскольку недалеко живу, огромное количество людей в консерватории на хороших концертах. Это замечательный симптом. В джазе, как вы понимаете, тоже есть своя классика. А все, что ею стало, когда-то привносило в область искусства новаторские черты. Просто есть новаторы более мягкие, вроде Глинки, Римского-Корсакова и Чайковского, а есть взрывные, вроде Мусоргского, Прокофьева, Стравинского. И то, что не воспринималось современниками, постепенно становилось естественным, - изменялась слуховая настройка людей. Так произошло и с джазом: сейчас, в конце века, он имеет свою устойчивую аудиторию, и круг поклонников этого жанра расширяется. Лучшие образцы джаза стали достойными того, чтобы звучать в академических залах.
- Джаз чрезвычайно разнообразен, имеет множество направлений. Какие, на ваш взгляд, пользуются наибольшим вниманием публики? - Музыка родилась в Америке, поэтому американский джаз будут играть и, я надеюсь, слушать всегда. Естественно, что со временем джаз стал искусством интернациональным. Сформировались национальные школы - шведская, немецкая, английская, российская, узбекская, армянская: элементы разных культур ассимилировались в джазе и дали новые, очень интересные плоды. Появились и русские темы: "Ох, не растет трава зимой" Бриля, "Былины-старины" Зубова, "Господин Великий Новгород" Тувмасяна, "Крестьянская свадьба" Лукьянова. Интересно, что когда в 30-е годы наши музыканты пытались играть что-то народное, "Барыню" например, все равно потом импровизировали на негритянский манер. Сейчас они это делают в русском ладу. Есть и такие уникальные национальные явления в джазе, как, например, импровизации азербайджанского пианиста Вагифа Мустафы-заде, построенные на основе мугама. Если говорить о пристрастиях широкой публики, то, конечно же, господствует мейнстрим. Однако же появился и джазовый авангард, и фолкджаз, такие яркие музыканты, как Шилклопер, Альперин, "Три О", Чекасин. Но по большому счету джаз к концу ХХ века стал искусством более спокойным и ортодоксальным.
- Вам, как человеку, возглавляющему джазовое учебное заведение, наверное, как никому другому, очень хорошо видно, насколько сегодня силен интерес молодежи к этому музыкальному направлению? - Было время, когда я думал, что джазу суждено остаться очень элитарным направлением. Хотя в понятии "элитарное" я не вижу ничего негативного: рождение новых идей всегда происходит в узком кругу, это потом они уже тиражируются массовыми жанрами. Так вот, еще лет 20 назад молодые музыканты брали в руки бас-гитару, синтезатор, сейчас все больше обращаются к трубе, тромбону, саксофону. Кстати, и в сфере профессионального образования у нас сейчас произошли большие изменения. Все лучшие джазовые коллективы оснащены выпускниками училища на Ордынке, Гнесинской академии. Прекрасно работает в этом направлении Ростовская консерватория. Джаз - искусство чрезвычайно увлекательное, доброе, гуманное. Он - примета нашего века. И еще. Когда этот жанр считался еще второсортным, Пол Уайтмен, первый исполнитель "Рапсодии в стиле блюз" Гершвина, сказал, что он из джаза хочет сделать Леди. И вот сейчас, мне кажется, мечты Пола Уайтмена сбываются: джаз превратился в Леди. Также в рубрике:
|