Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7190) 26 августа - 1 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ВЛАДИМИР ГУСЕВ: "У меня нет желания откусить от чужого пирога..."

Беседу вела Марина КОЛДОБСКАЯ
Санкт-Петербург


Дирекция Русского музея обнародовала план развития этого крупнейшего собрания отечественного искусства до 2008 года. Рассказать о подробностях этого проекта мы попросили директора музея - Владимира Алексеевича ГУСЕВА.

    

- Владимир Алексеевич, программа "Возрождение" Русского музея рассчитана до 2008 года - что это за дата?

- В прошлом году отгремел столетний юбилей музея. Так получилось, что он обозначил первые десять лет моей работы, - я пришел в 88-м году. Праздник кончился, но дело-то должно продолжаться.

    

- Планов громадье?

- При всех впечатляющих размерах эта программа имеет человеческий масштаб. И в ней нет трех вещей. Во-первых, нет гигантомании, стремления создать монстра. Проект соответствует масштабам собрания. Мы, крупнейший музей русского искусства, коллекция так велика и разнообразна, что на протяжении пятидесяти лет можно делать выставки из основных фондов, не повторяясь.

    

- А публика жалуется, что любимые, с детства привычные произведения уходят на зарубежные выставки.

- Зато это дает нам возможность вытащить из запасников и показать вещи, которые еще никто не видел. Их так много, что сами удивляемся. Второе, чего нет в нашей программе, - маниловщины. Мы планируем за будущие 10 лет сделать столько же, сколько за минувшие. А поскольку темпы развития накоплены приличные, это вполне реально. Третье - нет желания откусить от бюджетного пирога за чужой счет.

    

- А бюджетные средства, которые положены музею, исправно поступают?

- Конечно, нет. Наша программа на 10 лет стоит 250 миллионов долларов. Если бы государство исполняло бюджет, мы эту программу уже процентов на 80 выполнили бы. На капремонт и строительство выделяется процентов 15 - 20 того, что положено, в целом процентов 30, но и это уже неплохо.

    

- Как вы добираете недостающие деньги?

- Во-первых, мы их недобираем. Во-вторых, у нас есть девиз: на один рубль дохода от входной платы должно приходиться девять рублей дохода от музейного сервиса.

    

- Это мечты или реальность?

- Почти реальность. В музее Метрополитен годовой оборот музейных магазинов - десятки миллионов долларов. И наши музейные магазины постепенно превращаются из сувенирных лавочек с матрешками и самоварами в нечто серьезное. Кроме того, издательская деятельность - альбомы, постеры, открытки - это не только пропаганда музея, но и доход. На Франкфуртской книжной ярмарке у нас есть теперь свой стенд, в последний раз мы представили более 60 наименований.

    

- Вы обращаетесь за помощью к городским властям?

- Есть обычная схема: начальник учреждения культуры идет к мэру, тот зовет банкиров и говорит: помогите культуре, а мы для вас тоже что-то за это сделаем. Денег от города мы не просили и не просим. Знаем, сколько проблем у городских учреждений культуры и как мало на это средств. Для нас важно внимание властей - тогда и городские банки идут навстречу. Вот, к сожалению, Инкомбанк рухнул - он был нашим генеральным спонсором, сейчас работаем с Балтонэксимбанком, Сбербанк нам помогает... Я уж и забыл, что я искусствовед, у меня 90 процентов времени, сил, всяких унижений и потрясений приходится на добывание денег. Это нормальная, повседневная директорская работа и у нас, и на Западе. На Западе музеи очень активно привлекают внебюджетные средства. В прошлом году общество друзей Метрополитен-музея дало ему, кажется, 16 миллионов долларов. У нас есть общество друзей Русского музея. Но пока речь идет о нескольких сотнях тысяч в год.

    

- Это русские деньги?

- Это разные деньги. Русских больше. Эрмитажу в этом смысле легче. В Эрмитаже прекрасное собрание голландской живописи - и правительство Голландии, богатые голландцы из патриотизма дают деньги на проект "Крыша для Рембрандта". В Эрмитаже прекрасное собрание импрессионистов - Франция поможет его обустроить. Для собрания российской живописи труднее получить деньги из-за рубежа. Поэтому наш девиз: "Российский предприниматель - Русскому музею". Без всякой спекуляции на патриотизме, я ее терпеть не могу. Со временем у нас появится слой меценатов, будут новые Морозовы, Щукины и Рябушинские. Осенью мы собираемся представить проект "Возрождение" в Москве, в Российском фонде культуры - именно затем, чтобы привлечь внимание столичных предпринимателей.

    

- Новый московский официальный стиль - консервативный, державный, весьма далекий от современных западных стандартов. Вы надеетесь найти понимание у московской элиты?

- В Москве и Петербурге действительно разный менталитет. Петербург создавался по-другому: при слишком быстрых родах всегда бывает стресс. Ушибленный он слегка. В Питере больше нонконформизма, маргинальности, космополитизма. И Русский музей с момента его создания больше работал с современным художественным процессом.

    

- Кстати, а на властном уровне не заметны поползновения как-либо влиять на политику музея в области изучения современного искусства?

- Нет, пока, к счастью, таких поползновений нет. На зрительском. Не знаю, советское это качество или российское, но публика у нас агрессивна и недоброжелательна к тому, чего не понимает. Помню жанр общественных обсуждений: выходил какой-нибудь слесарь и говорил: вот художник Моисеенко все мажет черной краской, что он этим хотел сказать, оборвать бы ему руки, послать бы на лесоповал... Попробовали бы мы тогда устраивать выставки современного искусства! А сейчас есть несколько дворцов, не нравится тебе современное искусство в Мраморном - иди смотри "Русские монастыри" в корпусе Бенуа. Каждый из дворцов имеет свое лицо, у каждого постепенно складывается свой круг зрителей. Портретная галерея разместилась в Инженерном - ведь еще Бенуа, а затем Дягилев хотели сделать там портретную галерею. В Мраморном дворце - русское искусство в контексте мирового. Строгановский, видимо, станет музеем частных коллекций. Сейчас мы получили в дар коллекцию братьев Ржевских, огромную, великолепную, стоимостью в миллионы долларов...

    

- За прошлые десять лет вы приобрели три дворца, дальше собираетесь двигаться теми же темпами?

- Мы выигрывали городские конкурсы - кому отдать тот или иной дворец, - потому что представляли реальные проекты, с продуманной музейной концепцией, с архитектурной проработкой, с финансовым обоснованием, с проектами договоров, с реальными подрядчиками... К 2008-му году у нас будет 10 зданий, которые составят в центре города архитектурно- музейный комплекс. Обычно при этом слове зубы начинают ныть от тоски, кажется, все будут ходить в тапочках и говорить шепотом. А на самом деле это очень живое дело, очень важное для туризма.

    

- В этот комплекс войдет и "сад скульптур" в Михайловском саду?

- Сейчас мы делаем для него бронзовые копии важных вещей, которые есть в хранении - гипсов, мраморов... В декабре будет юбилейная выставка Карла Брюллова, хотим для начала его бронзовый бюст установить. И бюст архитектора Росси - в живописи и архитектуре они сыграли для России такую же роль, как Пушкин в поэзии.

    

- "Монументскульптуру" работой обеспечите?

- "Монументскульптуру" Церетели работой обеспечит. У нас есть альтернативные варианты.

    

- Ходят упорные слухи, что Церетели очень хотел попасть в Русский музей.

- Не кривя душой - не было никакой экспансии со стороны Церетели. Так же, как и со стороны Глазунова и Шилова. Пока я директор, не было. Один раз я поспорил с Церетели: у него любимая идея - создать музей современного искусства...

    

- У кого ее только нет.

- Да, очень популярная идея и у нас, и в Москве. А я вообще не понимаю, что такое музей современного искусства. Через двадцать лет он станет музеем какого искусства - устарелого, что ли? Я знаю, что такое Центр современного искусства. Могу назвать несколько брошеных индустриальных зданий в Петербурге, которые прекрасно подошли бы для таких центров, - Варшавский вокзал, огромная башня очистных сооружений у станции метро "Фрунзенская". Так делают везде на Западе.

    

- Вот в Париже, скажем, есть Лувр для традиционного искусства, музей Орсэ для нового, Центр Помпиду для новейшего...

- Вот когда наше правительство будет отпускать на искусство такие же деньги, как во Франции... Центр Помпиду, кстати, который год уж закрыт на ремонт. У музеев современного искусства во всем мире большие проблемы - как, например, хранить гигантские инсталляции, как их экспонировать? Или, может, достаточно фото- и видеофиксации для архива?

    

- Сейчас все музеи срочно обзаводятся виртуальными коллекциями.

- Это тоже одно из направлений нашей работы. Хотим мы или не хотим, XXI век - век компьютерных технологий. В одном из павильонов кордегардии (в комплексе Инженерного замка. - Ред.), который должен быть нам передан, разместится информационный и игровой центр "Виртуальный мир Русского музея". Нынешние компьютерные игры все, к сожалению, очень тупые, они построены по принципу "убей врага"...

    

- А вы предлагаете игру "если б я был Репиным, написал бы Государственный Совет по-другому?"

- Почему бы и нет? Я вот, например, очень люблю паззлы - хорошо нервы успокаивает. А в другом павильоне будет музей детского творчества и центр музейной педагогики, который очень активно сейчас у нас работает.

    

- О запасниках Русского до сих пор ходят легенды.

- Мы будем делать открытые фонды. Пока мы сделали скульптуру - это не экспозиция в зале, где красиво расставлен десяток вещей, а доступ к стеллажам, где их сотни и сотни, для специалистов и просто любопытствующих. Так же хотим показать фарфор. У нас уникальный фарфор, десятки тысяч экспонатов. Нумизматика, ковры, графика... сотни тысяч.

    

- Ходили слухи, что вы собираетесь окружить Инженерный замок рвом с водой, как при Павле, перекрыть Садовую улицу. Это изменило бы облик петербургского центра.

- Поперечный ров и арочный мост Инженерного замка - уникальные сооружения, и что самое замечательное - они полностью сохранились, только засыпаны землей. Заполнять ров водой или нет - это уж решат инженеры, но довести его до Садовой надо. Хорошо бы, конечно, убрать с Садовой трамвайные рельсы, сделать пешеходную зону... Но это дело далекого будущего.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;