Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7190) 26 августа - 1 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Он очень жалел, что не сыграл Деточкина

Беседу вела Наталья ТИМОФЕЕВА


"Какие ассоциации вызывает у вас имя "Юрий Никулин"?" - этот вопрос мы решили задать прохожим на улицах 21 августа, в день памяти артиста. Ожидали услышать слова "цирк", "клоун" и перечень его самых известных ролей, но чаще всего люди, не знакомые с Никулиным лично, почему-то говорили: "Он был очень добрым человеком. Это главное". Во время беседы с сыном Юрия Владимировича Максимом, теперешним директором Цирка на Цветном бульваре, я также спросила: "Какую черту характера вашего отца можно назвать определяющей?". Он поспешно, не задумываясь, ответил: "Доброту!"

    

- Максим Юрьевич, публика знает и помнит Юрия Никулина как человека, имеющего самое непосредственное отношение к юмору. Он был клоуном и актером, директором Цирка на Цветном бульваре и ведущим передачи "Белый попугай". Наконец, всю свою сознательную жизнь Юрий Владимирович собирал анекдоты. По закону равновесия, человек, находящийся в такой атмосфере, должен в реальной жизни шарахаться от любого проявления веселья, хотя бы из чувства самосохранения. Каким же был Юрий Никулин - человек?

- Большинство людей творческих либо продолжают играть роль двадцать четыре часа в сутки, либо позволяют себе расслабиться только в кругу близких. Полную адекватность в поведении на публике и среди друзей я наблюдал, пожалуй, только у Этуша, Юрского и у отца. Он вообще был очень простым человеком, как сейчас принято говорить, по жизни. И очень деликатным. Я бы сказал гиперделикатным. Все время боялся кого-то невзначай задеть, обидеть. Я много думал об этом, даже решил для себя, что любовь зрителей к отцу была обусловлена кристальной чистотой его души.

    

- Практически все театральные актеры считают, что, если им не удалось исполнить роль Гамлета, жизнь прошла зря. Юрия Владимировича посещали подобные мысли?

- Он очень жалел, что не снялся в двух картинах: "Берегись автомобиля" и "Солдатами не рождаются". Кстати, сценарий первого фильма писался специально для отца. Но где-то кто-то решил, что нормальный советский человек не может воровать автомобили. Сценарий переписали, героя сделали "чуть не в себе". Отец уехал на гастроли в Японию, и в результате Деточкина сыграл Смоктуновский.

    

- Все роли Юрия Владимировича в кино хороши как на подбор, но их не так много, как, наверное, позволяла популярность. С чем это связано?

- Отец всегда был востребован в цирке, поэтому имел счастливую возможность выбирать только понравившиеся роли. Единственной своей неудачей в кино он считал фильм Эльдара Рязанова "Старики- разбойники". С этой картиной вообще получилась странная история: сценарий был написан прекрасно, режиссера задействовали талантливого, актеры собрались все известные, играли хорошо. У проекта были вполне реальные шансы стать народным хитом наподобие "Бриллиантовой руки", но что-то не задалось...

    

- Порой амплуа намертво закрепляется за артистом, мешая ему в дальнейшем раскрыться полностью. Когда какой-нибудь режиссер пытался получить "добро" на участие Никулина в серьезном фильме, "сверху" авторитетно заявляли: "Вы с ума сошли! Зрители же засмеют".

- Было такое. И с отцом было. Например, Лопатина в картине "Двадцать дней без войны" пришлось брать с боем. Тогда в кинематографических верхах говорили: "Никулин? На роль героя? Так он же некрасивый... Возьмите вон лучше Ланового". В общем-то, все аргументы "против" заканчивались оттопыренными ушами. И все-таки Симонов, по чьему произведению снимался фильм, Юрия Никулина отстоял.

    

- Слава в общезначимом понимании этого слова, с узнаванием на улицах и прочими "приятностями" пришла к Юрию Владимировичу именно после его работ в кино. Как он справлялся с этим нелегким грузом?

- После роли Балбеса в "Операции "Ы" и других приключениях Шурика" к отцу пришла всенародная любовь. Как ни странно, чаще всего она проявлялась во внимании не совсем трезвых субъектов, в приглашениях "побыть третьим". Юрий Владимирович не хотел огорчать отказом гипотетических собутыльников и придумал на все случаи жизни две байки. В зависимости от ситуации он говорил либо "жена, стерва, все деньги забирает", либо "только-только из запоя вышел". Такие отказы наш человек понимал и прощал.

    

- Максим Юрьевич, вы сейчас опекаете цирк, в который ваш отец вложил столько сил. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела во вверенном вам беспокойном хозяйстве. В общем-то, цирк является своеобразным памятником Юрию Владимировичу.

- Сейчас мы стараемся строить новые программы, исходя из своих жизненных ощущений. В настоящее время люди даже на подсознательном уровне ищут стабильности, это вполне естественная реакция на события в стране. Поэтому мы решили, что революционные новации нашему зрителю пока не нужны, к тому же они идут вразрез с традициями старого московского цирка. Конечно, можно сделать ставку на эксперимент, но нужно ли? Кто-то нашу смелость поймет и оценит, а кто-то разочаруется... Терять своего зрителя мы не хотим, да и не имеем права. Хотя альтернатива должна быть, причем не обязательно циркового характера - играли же у нас "Гамлета" Штайна.

    

- Цирк на Цветном всегда славился высоким уровнем программы. И с точки зрения техники исполнения номеров, и с точки зрения антуража. На том стояли 120 лет назад, так было при директорстве Юрия Владимировича. Однако страна, которая, собственно, "делает" артистов, беднеет. Это как-нибудь сказывается на качестве предлагаемого сегодня "циркового продукта"?

- К сожалению, за последние два года ни один номер, взятый "со стороны" не мог, с нашей точки зрения, работать без определенной трансформации. Так мы волей-неволей продолжаем оставаться единственным в России постановочным цирком. Взрослые и дети, пришедшие на Цветной бульвар, должны увидеть номера только самой высшей пробы, не зря же мы назвали новую программу "Золото России". Еще отец говорил: "Цирк должен радовать, удивлять и немножко пугать". Так вот мы собираемся "пугать" зрителей новым номером, в котором львы и тигры предстанут перед публикой без клетки, но ни в коем случае ни качеством программы или ценой на билеты. Это то действительно важное, что мы можем сделать в память Юрия Владимировича.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;