Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7673) 12-18 марта 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Крестьянка на грани нервного срыва

"Бедная Лиза" Аллы Сигаловой в Центре имени Вс.Мейерхольда

Майя КРЫЛОВА
Фото Михаила ЛОГВИНОВА


Сцена из спектакля

Однажды к руководителю Театра Наций Евгению Миронову пришли хореограф Алла Сигалова и народная любимица Чулпан Хаматова. К дамам присоединился премьер балета Большого театра Андрей Меркурьев. Они задумали необычную вещь - пластический спектакль по современной оперной партитуре с участием драматической актрисы и классического танцовщика. Это не первый опыт в мировой практике (в Лондоне был сходный проект с Жюльетт Бинош, которая выступила как танцовщица в проекте хореографа Акрам Хана). Миронов предоставил средства и площадку для репетиций. Так родилась хореографическая новелла "Бедная Лиза", в основе которой - одноименная опера Леонида Десятникова.

Композитор прочел историю несчастной любви как сгусток умеренного минимализма: в медленно разворачивающихся звуках царит неоромантическая "меланхолия", перебиваемая всплесками стаккато. Камерный опус для тенора и сопрано исправно вторит тексту Николая Карамзина, чья "Бедная Лиза" была настольной книгой эпохи сентиментализма. Правда, потомки охладели к бестселлеру XVIII века и сложили ироническое - "Здесь упокоилась Эрастова невеста. Топитесь девушки! В пруду довольно места"...

Сигалова от иронии совсем отказывается, что большая редкость в современном искусстве. Столь же мало ее интересуют конкретные обстоятельства места и времени действия и сословные различия героев. Единственное, что важно. - столкновение разнокалиберных эмоций, услышанных в музыке. Сигалова исследует суть карамзинской истории - ее повышенную "чувствительность" на пути от счастья до катастрофы, то есть, говоря словами сегодняшнего дня, активное сердечное переживание и глубинное эмоциональное самокопание. При этом режиссер с самого начала гонит прочь дамскую слезливость. И ясно, зачем понадобилось соединять на сцене актрису драмы и классического танцовщика: различие профессиональных психомоторик - лучший способ подчеркнуть пропасть в ментальности персонажей. "Встреча жителей разных планет", как говорит постановщик.

Действие происходит не в старой Москве и не в гуще сельской идиллии, а в пустом зале кинотеатра, где знакомятся герои, одетые во что-то сугубо современное и житейски-обыденное, вплоть до кроссовок. (У Сигаловой с кинотеатром связано состояние тоски. Если буксует работа, она идет в кино и сидит там одна.) В расцвете взаимной любви экраны на сцене крупным планом множат счастливое лицо Хаматовой, а когда все кончается, изображение рвется и растворяется в "испорченной" кинопленке. Лишь кинопроектор тоскливо гудит, показывая пустоту. Разыгрывается не сюжет, а поток настроений: вот эпизод "ожидание", вот "надежда", "смущение", "раскаяние"... Танец Сигаловой не так уж и нужен. Ей нужны наполненные бегом, прогибами и нервными пассами рук бессловесные соло и взаимодействия героев, жесткие и одновременно экстатические, отыгранные по принципам драмы ("действие - событие - партнер - взаимоотношения", как определяет Сигалова). Кульминация страсти решена буквально, со срываемой одеждой и эротическими объятиями. Спектакль вообще чувственный: герои акцентируют мышечные усилия, педалируют дыхание, подробно исследуют друг друга касаниями и постоянно "сжимаются" в кокон, стремясь из него как бы и развернуться.

Оба исполнителя поставлены в некомфортные условия, что, кстати говоря, тоже работает на идею разности. Хаматова от природы актриса музыкальная и координированная, но по собственным словам, танец для нее - "как новый иностранный язык". Меркурьеву тоже пришлось несладко: мало того что партнерша совсем не такая легкая, как балерина, а физический контакт с ней строится по иным принципам, чем в балете, так еще и данная Эрасту дискретная пластика требует иных, чем в классике, принципов телесной работы. Правда, жалея артиста, Сигалова дала ему пару привычных пируэтов и несколько поддержек, в которых героиню вздымают вверх.

Лиза Хаматовой - экстраверт, нежный цветок, испытавший чудовищный кризис доверия. Замечательна сцена, когда она, словно брошенный щенок, истекающий тоской, не отрывая преданного взора, сидит у двери, в которую ушел Эраст. Он у Меркурьева - интроверт, закрытый неврастеник, современный Онегин. Для нее любовь - все, для него - эпизод в борьбе со скукой. Сигалова ставит спектакль о встрече двух одиночеств и фатальном несовпадении намерений: кто-то отдает чувства, и кто-то предпочитает их брать. Постановка балансирует на зыбком поле отличия-похожести: героям дана общая территория переживаний, сходство пластики - и разность сексуальных темпераментов. А значит, сиюминутное желание героя станет фатальным для мечтательной идеалистки-героини.

Автор спектакля, как и композитор Десятников, понимает повесть о бедной Лизе не как грустную сентиментальную повесть, а как страшную историю, трагедию рока. И режиссеру необязательно умиляться крестьянке, тоже умеющей любить. Важнее выявить суть архетипа. Сигалова знает, что эмоции у всех времен и народов одинаковые. Лишь одежды разные.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;