Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7675) 26- 1 апреля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительК юбилею классикаКИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ Как это ни удивительно, за более чем 100-летнюю историю кинематографа ни одному из режиссеров как в России, так и за рубежом, не удалось более-менее адекватно перевести на язык кино хотя бы один шедевр Николая Васильевича Гоголя. Тем не менее немалый интерес представляет собранная усилиями нескольких каналов своеобразная ретроспектива экранизаций произведений великого русского писателя - далеко не все они нам знакомы, а некоторые не грех и пересмотреть. Например, " Вий " ("ТВ Центр", 1 апреля, 8.30. "Мосфильм", 1967. Режиссеры: Константин Ершов, Георгий Кропачев. В ролях: Леонид Куравлев, Наталья Варлей, Алексей Глазырин) или "Пропавшую грамоту" ("Культура", 31 марта, 19.55. Киностудия имени А.Довженко, 1972. Режиссер Борис Ивченко. В ролях: Иван Миколайчук, Лидия Вакула, Федор Стригун, Михаил Голубович). Прежде всего участием прославленных русских актеров примечательны такие картины, как "Ревизор" ("Культура", 3 апреля, 10.45. "Мосфильм", 1952. Режиссер Владимир Петров. В ролях: Игорь Горбачев, Юрий Толубеев, Анастасия Георгиевская, Тамара Носова, Михаил Яншин, Эраст Гарин, Алексей Грибов), "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" ("Культура", 30 марта, 19.55. Одесская киностудия, 1959. Режиссер Владимир Карасев. В ролях: Николай Волков, Галина Лаврик, Игорь Маркевич), "Нос" ("Культура", 1 апреля, 19.55. "Экран", 1977. Режиссер Ролан Быков. В ролях: Ролан Быков, Борислав Брондуков, Евгений Евстигнеев, Лев Дуров, Зинаида Славина, Ия Саввина, Елена Санаева, Зинаида Шарко, Владимир Басов, Георгий Бурков). Особый интерес вызывают документальные ленты, снятые специально к юбилею классика. Прежде всего это двухсерийный фильм Леонида Парфенова "Птица-Гоголь" ("Первый канал", 30 и 31 марта, 22.30 и 4 и 5 апреля в 12.10 и в 12.20 (повтор). Россия, 2009), в котором речь идет об авторе "Мертвых душ" не как об основателе реализма в русской литературе (а это мнение многие годы имело весьма широкое распространение), а как о модном и актуальном писателе-авангардисте, рождавшем произведения, доселе небывалые, исполненные волшебства и фантасмагорий. Отрывки из произведений Гоголя читает Земфира, а из его писем и дневников - Олег Табаков. Александр Калягин, Евгений Миронов, Лия Ахеджакова, Богдан Ступка и другие известные актеры надели на себя свои гоголевские костюмы, вновь вселились в образы созданных ими героев и рассказали о своих впечатлениях. Как и во всех своих фильмах, Леонид Парфенов (зрители увидят его в образе "пасечника Рудого Панька", который до сих пор всюду указывается как автор "Вечеров на хуторе близ Диканьки") не только рассказывает, но и показывает то, что происходило в жизни самого писателя и его персонажей. География съемок весьма обширна: это и Москва, и Санкт-Петербург, и Париж, и Рим, и Украина. Есть сцены из Устюжны, что в Вологодской области, которая явилась одним из прототипов уездного городка в "Ревизоре". Духовным исканиям самого загадочного русского писателя, в творческом облике которого соединились внутренняя свобода и независимость, вера в христианские догматы и сомнения в них, посвящен фильм Артура Виденмейера "Гоголь. Прощальная повесть" ("Культура", 31 марта, 23.50. Россия, 2009. В ролях: Борис Плотников, Евгений Воскресенский, Евгений Герчаков, Виктория Толстоганова, Александр Лырчиков). В основе сюжета - реконструкция эпизодов из жизни писателя, интеллектуальные споры в переписке с друзьями. И все-таки не 200-летие русского классика стало центральным событием обозреваемой недели, а сенсационная мировая телепремьера "Миллионера из трущоб" ("Первый канал", 3 апреля 21.30. Великобритания - США, 2008. Режиссеры: Дэнни Бойл, Лавлин Тандан), удостоенного совсем недавно восьми "Оскаров" (в том числе за фильм, режиссуру, адаптированный сценарий и операторскую работу), четырех "Золотых глобусов" (в том числе за фильм (драма), режиссуру и сценарий) и множества других наград. Помимо неоспоримых художественных достоинств, у этой ленты оказался огромный коммерческий потенциал: при 15-миллионном бюджете на сегодняшний день она собрала в мировом прокате 273 миллиона долларов. Дэнни Бойл ("Неглубокая могила", "На игле", "Пляж", "28 дней спустя", "Пекло") совершил чудо: в оболочку типичной по внешним признакам индийской мелодрамы поместил кино высшей пробы - глубокое и тонкое, музыкальное, поэтичное, очень красивое и захватывающе увлекательное. И человечное, что нынче большая редкость. Действие разворачивается в двух плоскостях. С одной стороны, это репортаж о телешоу "Кто хочет стать миллионером?" Каким-то немыслимым образом став его участником, восемнадцатилетний сирота Джамаль Малик (Дев Патель), невзрачный разносчик напитков в каком-то большом офисе, находится в шаге от заветного выигрыша в 20 миллионов рупий. Кажется, вся Индия переживает за него. Ведущий (Анил Капур) из кожи вон лезет, чтобы не дать парнишке победить... С другой стороны, это история жизни Джамаля, выросшего в мумбайских трущобах, история его любви. Ее Джамаль, арестованный по подозрению в мошенничестве в перерыве между съемками и жестоко избитый, рассказывает инспектору полиции (Ирфан Кхан). Культовый канадский режиссер Дэвид Кроненберг ("Видеодром", "Муха", "М. Баттерфляй", "Автокатастрофа", "Паук"), "король леденящего ужаса", озадачил своих поклонников триллером "Оправданная жестокость" ("Россия", 3 апреля, 1.10. США, 2005) - лентой, снятой по одноименному роману Джона Вагнера и Винса Локка и совершенно не похожей на то, что он снимал ранее. В ней нет привычной сюрреалистичной фантастики и аллегорической образности. В течение полутора часов идет вдумчивое и последовательное исследование природы человеческой жестокости. Вигго Мортенсен играет владельца закусочной Тома - самого обыкновенного и мирного человека. Однажды к нему вломились двое бандитов и, угрожая оружием, попытались ограбить. Том, однако, не растерялся и расправился с ними. И стал местным героем. Вскоре в его жизни появился некто Фогарти (Эд Харрис) с двумя подручными, и когда Том отказался ему подчиниться, тот взял в заложники его сына Джека... Эди (Мария Белло), жена Тома, в шоке: кто же ее муж - нормальный человек или убийца?.. На Каннском фестивале картина получила самые высокие оценки прессы, но, к сожалению, ее мнение не разделили члены жюри. Одни авторитетные критики восприняли "Страну приливов" (РЕН ТВ, 5 апреля, 3.00. Канада - Великобритания, 2005), очередную работу одного из самых видных представителей артхаусного кино Терри Гиллиама, как вершину его творчества, а другие - как неудачу. О фильме много спорили, он даже вызвал скандал на МКФ в Сан-Себастьяне, где приз международной критики ФИПРЕССИ вручался под свист его противников. По сравнению с предыдущими лентами Гиллиама это камерное кино, более простое в изобразительном и постановочном плане (в нем нет буйства красок и нагромождения "аттракционов", как, например, в "Бразилии"), более психологичное и... не менее загадочное. Нам предлагают взглянуть на окружающий мир через призму болезненных фантазий девятилетней Джелайзы-Роуз (Джоделл Ферланд), росшей в весьма неблагополучной семье. Когда ее мама умерла от передозировки наркотиков (девочка, кстати, готовила ей зелье), папа (Джефф Бриджес), такой же законченный наркоман, в очередной раз "наширявшись", решил сжечь тело жены вместе с домом, по обычаям древних варягов. И отправился с дочкой на родину - в пустынные прерии... Некоторая театральность придает особое очарование знаменитому фильму Элиа Казана "Трамвай "Желание" ("Культура", 3 апреля, 20.35. США, 1951). Казан ("Америка, Америка", "В порту"), не мудрствуя лукаво, взял за основу бродвейский спектакль 1947 года с теми же актерами плюс Вивьен Ли, поместил их в тесные интерьеры скромной квартиры рабочего района Нового Орлеана ("Оскар" за работу художника - Ричард Дэй и Джордж Джеймс Хопкинс) и уверенно покатил действие, снимаемое на черно-белую пленку, по накатанным рельсам гениальной драматургии Теннесси Уильямса. И актеры отработали на все сто процентов. История о запутанных и драматичных взаимоотношениях Стэнли Ковальского (Марлон Брандо), его жены Стеллы (Ким Хантер - "Оскар" за женскую роль второго плана), витающей в облаках овдовевшей сестры Стеллы Бланш (Вивьен Ли - "Оскар", премии МКФ в Венеции и нью-йоркских критиков за главную женскую роль), приехавшей к ней погостить, и друга Стенли, скромного и неприметного Митча (Карл Молден - "Оскар" за мужскую роль второго плана), влюбившегося в Бланш, покорила зрителей правдой характеров и мощной силой драматургического конфликта. Брандо сыграл здесь одну из лучших ролей в своей чрезвычайно богатой карьере и благодаря ей утвердился в Голливуде как суперзвезда. Также в рубрике:
|