Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7675) 26- 1 апреля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрУчитель воспитал учеников"Перед заходом солнца". Проект РАТИ Ирина АЛПАТОВА
Примета нынешнего времени - свертывание или замораживание на неопределенный срок различных творческих проектов, в том числе и театральных. А вот Российская академия театрального искусства всем на удивление продемонстрировала иную тенденцию, презентовав недавно в Учебном театре ГИТИСа новый проект "Владимир Андреев и его ученики". Причем публике были предъявлены не только благие намерения, но и результат, первая творческая акция - спектакль "Перед заходом солнца". В роли Маттиаса Клаузена, естественно, выступил сам Мастер, остальные персонажи были представлены исключительно силами выпускников "Мастерской Владимира Андреева" в ГИТИСе-РАТИ разных лет (1973 - 2008). Постановщиком же стал декан актерского факультета РАТИ Валентин Тепляков, в свое время стажировавшийся на кафедре "Мастерство актера", опять же под руководством Андреева. Серьезность и честность намерений чувствуется во всем. Подобный проект мог бы состояться и в том случае, если бы учитель и ученики просто подготовили бы некое театрализованное представление, концерт, которые демонстрировали бы нераспадающуюся связь времен, преемственность поколений и прочие умные сентенции. Но здесь объединяющим и главным компонентом выступил театр. И его же основное проявление - спектакль. К тому же пьеса Герхарта Гауптмана "Перед заходом солнца" - по-своему культовое произведение, мечта едва ли не любого артиста старшего поколения. И сценическая история знает немало примеров осуществления этой мечты. В роли Маттиаса Клаузена на разные сцены России и близлежащих государств выходили Михаил Царев, Кирилл Лавров, Ростислав Янковский и немало других артистов. Другое дело, что сегодня эта пьеса по разным причинам может не вписаться в репертуар того или иного театра. И тогда на помощь приходят подобные проекты, задействующие и традиционный профессиональный театр, и учебные заведения, и новейшие продюсерские образования. Согласитесь, получившийся спектакль - это тоже некий вариант антрепризы, некоммерческого, однако, свойства. Он же продемонстрировал свою явную жизнеспособность, а маленький Учебный театр ГИТИСа в тот, пока единственный, вечер просто не мог принять всех желающих. Впрочем, "Перед заходом солнца" вполне можно оценивать не только как творческую акцию, но и как полноценный художественный продукт. Конечно, ему пока не хватает той стабильности и устойчивости, что может дать только стационарная сцена и ее технические возможности. Достаточно многослойная и многонаселенная пьеса Гауптмана здесь прозвучала словно бы в камерном варианте. И это сказалось не только в простоте декорационного оформления Б.Голодницкого. Но и в том, что во многом социальная история Гауптмана стала в Учебном театре частной, но безмерно трогательной семейной драмой. Режиссер и актеры, включая и Владимира Андреева, вероятно, решили не замахиваться на все сюжетно-смысловые пласты сразу. Но сделать то, что сегодня им по силам, и что, наверное, в большей мере затронет и зрителя. И после виденных в свое время масштабных полотен, истекающих смыслами, эта история была по-своему запоминающейся и очень человечной. Это своеобразие во многом зависело, конечно, от того, каким видел своего героя сам Владимир Андреев. А он, кажется, и не думал его отстраненно анализировать, обсуждать и уж тем более в чем-то осуждать. Его Маттиас Клаузен - отнюдь не крепкий "бизнесмен", не властный отец семейства, не просто умудренный жизненным опытом старец. Клаузен Андреева прекраснодушен и отчасти наивен. Взращенный на высокой литературе Шекспира и Гете, он пытается и окружающий его мир воспринимать по этим высоким канонам, до поры закрывая глаза на неприглядность происходящего. Вопреки утверждениям Гауптмана, это не его "выплюнула" реальная действительность, а он - ее. Когда же эти несоответствия набирают силу и выходят за рамки обыденности, Клаузен Андреева не в силах им противостоять, но, подобно королю Лиру, постепенно утрачивает с этой реальностью всякую связь. Персонаж Андреева отнюдь не удивляет твердостью духа и крепостью характера, он скорее здесь достоин сожаления и сочувствия. Но это - тоже жизнь, с проявлениями которой мы все сталкивались, а потому и понять героя проще. Вот только у этого современного Лира не слишком удалась Корделия. Инкен Петерс в исполнении совсем юной Екатерины Поповой уж слишком однозначна. Ее монотонно-зычные интонации в условиях камерной сцены, по определению требующей более тонких нюансов, очень скоро начинают раздражать не только героев истории, но и зрителей. А, может быть, просто ее ролевая "линия" не прописана режиссером столь изобретательно, как для других персонажей. Они-то как раз весьма определенны и убедительны, не теряя притом живости поведения и характеров. Истеричная и избалованная Беттина (Екатерина Николаева), виртуозно играющая в "дурочку" Оттилия (Екатерина Кузнецова), "железная леди" Паула (Елена Папанова), никчемный профессор Вольфганг (Николай Токарев), да и все прочие. А сколь интересна фрау Петерс (Наталья Кузнецова) в показе той самой человеческой многослойности, о чем говорилось выше. Впрочем, здесь, минуя дешевую снисходительность, стоит все-таки понимать: эта работа еще далека от своей завершенности. Стабильность же придает регулярный прокат спектакля, который, вероятно, предполагается, иначе вся затея потеряет смысл. А учитывая то, что практически все актеры принадлежат труппе Театра имени Ермоловой, которой долгие годы руководит Владимир Андреев, было бы логично увидеть этот спектакль в ермоловской афише. Да и ждать продолжения проекта, идея которого оказалась весьма жизнеспособной и, вероятно, нужной всем - и актерам, и публике. Также в рубрике:
|