Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7675) 26- 1 апреля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяВойны и мирыКоллекция Франсуа Пино в "Гараже" ГАСТРОЛИИрина КУЛИК
В Центре современной культуры "Гараж" открылась выставка "Определенное состояние мира? Избранные произведения из коллекции Фонда Франсуа Пино". После инсталляции "Альтернативная история искусств" Ильи и Эмилии Кабаковых, демонстрировавшейся здесь прошлой осенью - музея-обманки, представлявшего творчество трех типичных, но не существовавших русских художников-авангардистов разных поколений, - теперь "Гараж" показывает в самом деле музейного класса произведения, большинство из которых уже безо всяких альтернатив вошло в настоящую, а не выдуманную историю новейшего искусства. 73-летний Франсуа Пино, один из богатейших людей мира, состояние которого оценивается в 16 миллиардов долларов, является еще и обладателем лучшей частной коллекции contemporary art. Она насчитывает более двух с половиной тысяч работ. На московской экспозиции узнаешь произведения, бывшие сенсациями недавних крупнейших мировых выставок, арт-фестивалей и биеннале. Пино не просто страстно собирает современное искусство, но и настойчиво создает свой музей. Купил для показа своей коллекции венецианское Палаццо Грасси. Именно перед ним на набережной канала стояла возвышающаяся при входе в "Гараж" скульптура индуса Субодха Гупты "Очень голодный Бог" - громадный череп, собранный из стальной кухонной утвари. А теперь Франсуа Пино будет осваивать еще и венецианскую Пунта делла Догана - таможенные склады XVII века. Впрочем, показать его коллекцию целиком и там вряд ли будет возможно.
О грандиозности масштабов уже свидетельствует открывающая выставку антивоенная инсталляция американцев Майка Келли и Пола Маккарти. Разбитых в "Гараже" настоящих армейских палаток хватило бы, чтобы размесить целый "ограниченный контингент". Правда, армия, как ее показывают художники, здесь предстает даже не боевой силой, а чем-то вроде муравейника или улья, "осиной фабрикой", вырабатывающей какие-то биологические продукты. Под сводами палаток стоит звериная вонь. Во "дворах" высится груда брикетов маргарина, а внутри можно обнаружить окаменевшую овсянку, которую непрерывно варят "солдаты", как свидетельствуют включенные в инсталляцию видео. Выставка поделена на тематические разделы, довольно условно отсылающие к самым очевидным для современного мира сюжетам. Вслед за "Войнами" следует "Общество спектакля", которое и само распадается на несколько историй. Тут есть подборка работ, вдохновленных Альфредом Хичкоком: инсталляция Пола Пфайффера, воспроизводящая знаменитый душ из "Психо". И псевдодокументальная картина Йохана Гримонпре про роль Хичкока в послевоенной истории. Затем следует восхитительная коллекция гигантских сердечек. Пронзенное кинжалом, как на байкерской татуировке, и усыпанное лампочками - от Тима Нобла и Сью Вебстер, представителей плеяды "молодых британских художников". Ажурное, сплетенное из красных пластмассовых ножей и вилок - от португальской художницы Хоаны Васконселуш. И уже ставшее классикой сердце-валентинка американского короля китча Джеффа Кунса - кажущееся надувным, но на самом деле стальное, и в своей огромности непостижимо загадочное. Кунс представлен на выставке еще несколькими работами. Сделанные из алюминия копии надувных резиновых игрушек представлены в ситуациях сюрреалистических и смутно мучительных. Гусеница подвешена на тракторных цепях, детский бассейн в форме собаки наполнен дровами, еще две игрушки зацепились за грушу для сноса зданий. И вся китчевость этих созданий поневоле вызывает уже не иронию, а жалость - настолько беззащитной выглядит их мультяшная лучезарность.
Самый обширный отсек выставки озаглавлен "Глобализация". В него попали произведения художников, так или иначе работающих с темами национальной идентичности. Это фотографии иранской художницы Ширин Нешат - лица восточных стариков, в морщины которых впечатана вязь персидского алфавита. Четырехэкранное видео "Девушка-игла" кореянки Кимсооджа: хрупкая женская фигура на перекрестке четырех мировых мегаполисов - Дели, Токио, Бомбея и Нью-Йорка. Громадная инсталляция китайца Чен Женя "Последняя песня" из множества старых стульев, диванов, кроватей, обтянутых барабанной кожей и превратившихся в гигантскую ударную установку. Впрочем, в "Глобализацию" попало не только произведение, так или иначе обыгрывающее этническую экзотику, но и, напротив, отсылающий к совершенно универсальной символике и даже библейской тематике опус великого представителя видеоарта Билла Виолы "Идя вперед днем". На одном гигантском экране через прекрасный летний лес шествует бесконечная вереница людей. На другом - прохожие снуют перед фасадом старинного особняка. На третьем - в домике на берегу райского залива тихо умирает старик. А на четвертом - спасательная команда пытается разыскать кого-то, судя по всему, утонувшего в озере. И когда и спасатели, и родственница пропавшего в отчаянии засыпают, усопший возносится из вод прямо в небеса - в сцене, сделанной с чуть пародийной наглядностью фэнтези. В трех из этих сюжетов присутствует вода - излюбленная стихия Билла Виолы, в его фильмах обозначающая чаще всего границу между тем и этим светом. Вода внезапным потоком выплескивается и из подъезда, и окон городского дома, так, что суета прохожих, судорожно, как при большом переезде, таскающих с собой вещи, внезапно объясняется угрозой этого "всемирного потопа". Вещи обременяют персонажей всех четырех историй. Спасатели поглощены своим оборудованием. Родные усопшего старика грузят на барку его скарб. И даже гуляющие по лесу люди несут с собой кучу предметов - от магазинных пакетов до гитары и огромного плюшевого медведя. Трудно не увидеть в этих пожитках символ отягощающих нас земных привязанностей. Выставка собрания Фонда Франсуа Пино в "Гараже" - пожалуй, первая в Москве, где работы признанных лидеров современного искусства можно увидеть в таких музейных масштабе и качестве. И в отличие от проектов, которые можно было видеть, скажем, на московских Биеннале - здесь они обрели свой автономный, не подчиненный той или иной кураторской концепции смысл. (Хотя у нынешнего проекта тоже есть куратор - француженка Каролин Буржуа.) Помедитировать над ним можно в последней части экспозиции, которая так и называется - "Время на размышление", и состоит из одной-единственной работы: инсталляции американского минималиста Дэна Флавина, сделанной в 1973 году. Это просторное белое пространство, в котором нет ничего, кроме 308 разноцветных неоновых трубок, создающих совершенно завораживающий эффект - расширяющий сознание и в то же время абсолютно прочищающий его. Так, что оно удивительным образом оказывается способным объять все разнообразные миры современных художников, в которые удалось заглянуть на выставке. Также в рубрике:
|