Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7675) 26- 1 апреля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Войны и миры

Коллекция Франсуа Пино в "Гараже"

ГАСТРОЛИ

Ирина КУЛИК
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Зрителя в "Гараже" встречает страшный "Очень голодный Бог", 2006 г. С.Гупты

В Центре современной культуры "Гараж" открылась выставка "Определенное состояние мира? Избранные произведения из коллекции Фонда Франсуа Пино". После инсталляции "Альтернативная история искусств" Ильи и Эмилии Кабаковых, демонстрировавшейся здесь прошлой осенью - музея-обманки, представлявшего творчество трех типичных, но не существовавших русских художников-авангардистов разных поколений, - теперь "Гараж" показывает в самом деле музейного класса произведения, большинство из которых уже безо всяких альтернатив вошло в настоящую, а не выдуманную историю новейшего искусства. 73-летний Франсуа Пино, один из богатейших людей мира, состояние которого оценивается в 16 миллиардов долларов, является еще и обладателем лучшей частной коллекции contemporary art. Она насчитывает более двух с половиной тысяч работ.

На московской экспозиции узнаешь произведения, бывшие сенсациями недавних крупнейших мировых выставок, арт-фестивалей и биеннале. Пино не просто страстно собирает современное искусство, но и настойчиво создает свой музей. Купил для показа своей коллекции венецианское Палаццо Грасси. Именно перед ним на набережной канала стояла возвышающаяся при входе в "Гараж" скульптура индуса Субодха Гупты "Очень голодный Бог" - громадный череп, собранный из стальной кухонной утвари. А теперь Франсуа Пино будет осваивать еще и венецианскую Пунта делла Догана - таможенные склады XVII века. Впрочем, показать его коллекцию целиком и там вряд ли будет возможно.

Д.Кунс "Цепи трактора", 2003 г.

О грандиозности масштабов уже свидетельствует открывающая выставку антивоенная инсталляция американцев Майка Келли и Пола Маккарти. Разбитых в "Гараже" настоящих армейских палаток хватило бы, чтобы размесить целый "ограниченный контингент". Правда, армия, как ее показывают художники, здесь предстает даже не боевой силой, а чем-то вроде муравейника или улья, "осиной фабрикой", вырабатывающей какие-то биологические продукты. Под сводами палаток стоит звериная вонь. Во "дворах" высится груда брикетов маргарина, а внутри можно обнаружить окаменевшую овсянку, которую непрерывно варят "солдаты", как свидетельствуют включенные в инсталляцию видео.

Выставка поделена на тематические разделы, довольно условно отсылающие к самым очевидным для современного мира сюжетам. Вслед за "Войнами" следует "Общество спектакля", которое и само распадается на несколько историй. Тут есть подборка работ, вдохновленных Альфредом Хичкоком: инсталляция Пола Пфайффера, воспроизводящая знаменитый душ из "Психо". И псевдодокументальная картина Йохана Гримонпре про роль Хичкока в послевоенной истории. Затем следует восхитительная коллекция гигантских сердечек. Пронзенное кинжалом, как на байкерской татуировке, и усыпанное лампочками - от Тима Нобла и Сью Вебстер, представителей плеяды "молодых британских художников". Ажурное, сплетенное из красных пластмассовых ножей и вилок - от португальской художницы Хоаны Васконселуш. И уже ставшее классикой сердце-валентинка американского короля китча Джеффа Кунса - кажущееся надувным, но на самом деле стальное, и в своей огромности непостижимо загадочное. Кунс представлен на выставке еще несколькими работами. Сделанные из алюминия копии надувных резиновых игрушек представлены в ситуациях сюрреалистических и смутно мучительных. Гусеница подвешена на тракторных цепях, детский бассейн в форме собаки наполнен дровами, еще две игрушки зацепились за грушу для сноса зданий. И вся китчевость этих созданий поневоле вызывает уже не иронию, а жалость - настолько беззащитной выглядит их мультяшная лучезарность.

"Страус", 1997 г. М.Каттелан

Самый обширный отсек выставки озаглавлен "Глобализация". В него попали произведения художников, так или иначе работающих с темами национальной идентичности. Это фотографии иранской художницы Ширин Нешат - лица восточных стариков, в морщины которых впечатана вязь персидского алфавита. Четырехэкранное видео "Девушка-игла" кореянки Кимсооджа: хрупкая женская фигура на перекрестке четырех мировых мегаполисов - Дели, Токио, Бомбея и Нью-Йорка. Громадная инсталляция китайца Чен Женя "Последняя песня" из множества старых стульев, диванов, кроватей, обтянутых барабанной кожей и превратившихся в гигантскую ударную установку. Впрочем, в "Глобализацию" попало не только произведение, так или иначе обыгрывающее этническую экзотику, но и, напротив, отсылающий к совершенно универсальной символике и даже библейской тематике опус великого представителя видеоарта Билла Виолы "Идя вперед днем". На одном гигантском экране через прекрасный летний лес шествует бесконечная вереница людей. На другом - прохожие снуют перед фасадом старинного особняка. На третьем - в домике на берегу райского залива тихо умирает старик. А на четвертом - спасательная команда пытается разыскать кого-то, судя по всему, утонувшего в озере. И когда и спасатели, и родственница пропавшего в отчаянии засыпают, усопший возносится из вод прямо в небеса - в сцене, сделанной с чуть пародийной наглядностью фэнтези. В трех из этих сюжетов присутствует вода - излюбленная стихия Билла Виолы, в его фильмах обозначающая чаще всего границу между тем и этим светом. Вода внезапным потоком выплескивается и из подъезда, и окон городского дома, так, что суета прохожих, судорожно, как при большом переезде, таскающих с собой вещи, внезапно объясняется угрозой этого "всемирного потопа". Вещи обременяют персонажей всех четырех историй. Спасатели поглощены своим оборудованием. Родные усопшего старика грузят на барку его скарб. И даже гуляющие по лесу люди несут с собой кучу предметов - от магазинных пакетов до гитары и огромного плюшевого медведя. Трудно не увидеть в этих пожитках символ отягощающих нас земных привязанностей.

Выставка собрания Фонда Франсуа Пино в "Гараже" - пожалуй, первая в Москве, где работы признанных лидеров современного искусства можно увидеть в таких музейных масштабе и качестве. И в отличие от проектов, которые можно было видеть, скажем, на московских Биеннале - здесь они обрели свой автономный, не подчиненный той или иной кураторской концепции смысл. (Хотя у нынешнего проекта тоже есть куратор - француженка Каролин Буржуа.) Помедитировать над ним можно в последней части экспозиции, которая так и называется - "Время на размышление", и состоит из одной-единственной работы: инсталляции американского минималиста Дэна Флавина, сделанной в 1973 году. Это просторное белое пространство, в котором нет ничего, кроме 308 разноцветных неоновых трубок, создающих совершенно завораживающий эффект - расширяющий сознание и в то же время абсолютно прочищающий его. Так, что оно удивительным образом оказывается способным объять все разнообразные миры современных художников, в которые удалось заглянуть на выставке.

Также в рубрике:

ГАСТРОЛИ

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ

ЮБИЛЕЙ

ВЫСТАВКА

СТИЛЬ ЖИЗНИ

КАНИКУЛЫ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;