Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7675) 26- 1 апреля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраНенаучная фантастика"Наука как предчувствие" на "Винзаводе" Ирина КУЛИК
В Центре современного искусства "Винзавод" проходит первый Международный научно-популярный фестиваль "ScienceArtFest", организованный Калининградским филиалом ГЦСИ при поддержке Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия" и проекта "Сноб". Ученые в фестивале участвуют в академическом формате. Это и лекции виднейших отечественных специалистов в области генетики, работы мозга и новых форм материи во Вселенной. И явно необходимый после такой овердозы специальной информации "круглый стол" "Научные фальсификации и общественные психозы, связанные с наукой", в ходе которого все объяснили про клонирование, озоновые дыры, глобальное потепление и адронный коллайдер. Что же до искусства, то оно на открывшейся на "Винзаводе" представительной международной выставке "Наука как предчувствие" предстает в облике, в котором его не сразу узнает даже самый искушенный отечественный ценитель contemporary art. Ее куратор Дмитрий Булатов собрал настоящих звезд почти неведомого в России нового направления - "Science Art", представители которого занимаются чем-то на грани искусства и настоящих научных опытов, цель которых - уже не отображать, воспроизводить, анализировать или даже проектировать реальность, а на самом деле вторгаться в ее законы и, как о том мечтали все авангардисты, действительно создавать новые формы жизни, пусть и искусственной. Экспозиция в "Цехе Белого" напоминает некий фантастический зоопарк, в разнообразных вольерах, аквариумах и террариумах которого обитают эти самые новые формы жизни - виртуальной или кибернетической. В самом большом вольере величаво и осторожно парят между полом и потолком, безо всяких тросов и веревок, три больших белых куба. "Геометрические бабочки" - так назвал свои создания американо-канадский художник Николас Ривз - не какие-нибудь несмышленые надувные шары квадратной формы, а по-своему разумные формы. Это - оснащенные бортовыми компьютерами и датчиками движения роботы, умеющие самостоятельно ориентироваться в пространстве и, по крайней мере, не налетать друг на друга и на стены. И даже синий свет, очень красиво подсвечивающий белые кубы, нужен этим "бабочкам" как ориентир - они умеют распознавать его. Вообще-то Ривз вдохновлялся проектами российских архитекторов-конструктивистов (в частности, идеями Георгия Крутикова), мечтавших о летающих городах, которые призваны были решить проблему перенаселения Земли. Но в его "Бабочках" легче увидеть не столько новую обитель человечества, сколько новых обитателей воздушного пространства: эксплуатировать эти грациозные, хрупкие и величавые создания с какими-либо утилитарными целями кажется столь же варварским, как, скажем, использовать в качестве тягловой силы лебедей. Куда более близкими человеку кажутся разместившиеся в соседнем загончике роботы француза Поля Граньона. Нет, в облике этих катающихся по полу механизмов нет ничего антропоморфного - но вот программы, заложенные в них, заставляют их вести себя поистине "слишком по-человечески". Единственное назначение двух разнополых роботов - это совокупиться с партнером, но, как выясняется, у машин это происходит ничуть не легче, чем у самых трепетных и щепетильных людей. Роботы то в упор не замечают друг друга, то, чуть потеревшись друг о друга, разбегаются, а после особо неудачных попыток то дама, то кавалер обиженно скрываются в "норке" и, видимо, изживают там свою депрессию. Еще одно создание наблюдает за любовными маневрами со стола: спуститься оно не может, но реагирует на все происходящее крайне нервно. Фантастически смешной и очень убедительно сделанный проект Граньона тем не менее заставляет заподозрить, что в науку многие художники приходят с какими-то подрывными целями, а именно: высмеять подобающую ученым серьезность, веру в прогресс и целесообразность их исследований. Ибо что может быть более абсурдным с точки зрения науки, чем роботы, повторяющие все самые интимные проблемы человеческого поведения? Впрочем, среди участников выставки есть и художники, относящиеся к своим исследованиям столь серьезно, что, как настоящие безумные ученые, готовы ставить опыты на самих себе. Такова, например, главная "звезда" выставки - шестидесятипятилетний австралиец Стеларк, еще с 1970-х годов бесстрашно исследующий собственное тело. Начинал он с довольно-таки минималистских, несмотря на свою жестокость, акций, например, показывал в качестве видеоарта съемки, сделанные внутри его собственного тела в процессе гастроскопии. А потом перешел к настоящему хай-тэк-арту: одной из самых его известных вещей стала присоединенная к телу механическая третья рука, управляемая, как протез, непосредственно мозговыми импульсами. На выставке в Москве Стеларк представлен интерактивной инсталляцией "Протезированная голова" - существующая на экране гигантская компьютерная копия головы художника умеет самостоятельно общаться со зрителями и отвечает на введенные при помощи клавиатуры вопросы. Вести настоящий философский диспут она, может, и не в состоянии, но на стандартные вопросы всех интервьюеров типа "Как вам Москва?" отвечает весьма бойко. Впрочем, главной сенсацией "Науки как предчувствия" стал другой проект художника, лично посетившего московский фестиваль. А именно: третье ухо, которое Стеларк "вырастил" у себя на предплечье. На вернисаже художник с удовольствием демонстрировал его всем желающим - при желании его можно было даже почесать за третьим ухом. По идее, ухо это должно "слышать", но пока что в него еще не вживили микрофон и передатчик, так что сейчас оно является не столько новым органом, сколько своего рода экстравагантным украшением. Почти как те рожки-имплантаты, которыми красуется другая звезда выставки - знаменитая француженка Орлан, уже много лет практикующая в качестве искусства всевозможные пластические операции, трансформирующие ее собственное лицо. Впрочем, как следует из видео, представленного на "Науке как предчувствии", сейчас Орлан интересуется уже другими вещами. "Костюм Арлекина" (так называется ее новый, 2008 года, проект) - это метафора "лоскутности" современного человека, в котором перемешаны гены разных национальностей, рас, а то и видов. Иллюстрируется все это довольно затейливо - тут и ромбовидный орнамент, сложенный из видеопроекций клеток различных организмов, и отчет о туманном опыте с биореактором, в котором клетки, взятые у самой художницы, выращивались вместе с клетками эмбриона африканского происхождения, а так же различных птиц и животных. Эйфорию по поводу сулимого прогрессом грядущего преображения человека в новое, более совершенное и счастливое существо несколько уравновешивает видеофильм нидерландца Флориса Кайка "Металлорак" - стилизованный под научно-популярное кино "ужастик" про новую страшную болезнь, поражающую людей с металлическими имплантантами: дескать, металл начинает разрастаться сквозь организм, подобно раковой опухоли, превращая пациента в подобие саморазрушающегося Терминатора. Впрочем, само присутствие на вернисаже пребывающего в отличном здоровье и расположении духа человека с третьим ухом убеждало в том, что страшилки нидерландского режиссера - всего лишь обычная научная фантастика. Также в рубрике:
|