Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7677) 9-15 апреля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаБерегите "Нику"!Состоялась XXII церемония вручения национальной кинематографической премии Дарья БОРИСОВА
Так повелось, что "Ника" - церемония удивительно живая, озорная и созвучная времени. И если вы попали на нее, только что прилетев с Луны и поотстав от жизни, о лучшем и не мечтайте - именно тут вы сразу поймете, чем живет общество. XXII "Ника" ясно показала: из всех искусств для нас сейчас важнейшим является чрезвычайный съезд. Ведь на нем Никита Михалков, выявляя и обличая врагов отечественной культуры, рассказал и о "Нике" много удивительного, например, что в основе своей эта премия - частная лавочка, учрежденная непонятно кем, что руководит ею шоумен, а главное, в ней состоят неправильные академики, которые позволяют победить неправильным фильмам - заумным, "фестивальным", чуждым нашему народу. Почти все те, кто выходил 3 апреля на сцену (церемонию принял в этот раз Театр оперетты), не ограничивались традиционными светскими речами и благодарностями "продюсеру и маме с папой". Едва ли не каждый спич дышал негодованием, горькой иронией. В самом начале к публике обратился директор "Ники" Игорь Шабдурасулов, зачитал список учредителей академии, изложенный в свидетельстве о регистрации (выдано Минюстом 25 апреля 2002 года): президент ВГИКа Александр Новиков, кинокритик Андрей Плахов, сценаристы Анатолий Гребнев и Александр Миндадзе, Павел Финн, режиссеры Карен Шахназаров, Эльдар Рязанов, Марлен Хуциев, Андрей Смирнов, Павел Чухрай, Гарри Бардин, Вадим Абдрашитов, Петр Тодоровский, Георгий Данелия, актеры Георгий Жженов, Наталья Белохвостикова, Вячеслав Тихонов, Ирина Скобцева-Бондарчук. Поразило и особенно проняло эмоциональное выступление Андрея Смирнова. Прежде чем вручить приз победителю в номинации "Лучшая режиссерская работа" (им стал Алексей Герман-младший, постановщик фильма "Бумажный солдат"), он сказал: "Берегите "Нику"! В нашей стране это было первое дитя свободы, и, боюсь, теперь это последнее, что нам от этой свободы осталось... "Нику" создавали порядочные люди. Мы не охотились за ведьмами. Мы даже не предполагали, что кого-то из членов нашего союза могут исключить за инакомыслие! Берегите "Нику" и не прислуживайте никакому режиму!" В унисон с этим звучали слова сенатора Людмилы Нарусовой, которую пригласили вручать "Нику" лучшему документалисту (Виталия Манского с "Девственностью" и Сергея Лозницу с "Представлением" обошел Виктор Лисакович с фильмом "Анастасия"): "Авторы документального кино - это те люди, чьи честь и достоинство не зависят от политической конъюнктуры и "соборности" даже в эпоху поднимающегося советского ренессанса". Ну а Михаил Швыдкой (которому тоже досталось от Никиты Сергеевича - на съезде тот назвал Швыдкого "тамадой"), как всегда, обернул происходящее в шутку: "Наш президент сейчас в Лондоне общается с лидером страны, откуда родом либерально-атлантическая диктатура, и даже не подозревает об опасности..." Словом, общались весь вечер на птичьем языке, много смеялись. Возникла атмосфера единения - естественного, добровольного. Апеллируя к михалковскому съезду, выступавшие на "Нике" не были агрессивны, просто называли вещи своими именами и демонстрировали чувство собственного достоинства.
Дополнительного весу нынешней "Нике" придало участие Алексея Германа. "Великий и ужасный" прибыл с семейством, вышел на сцену получать почетный приз за честь и достоинство, где попал в дружеские объятья "вручанта" Эльдара Рязанова. Это был прекрасный, комический и трогательный дуэт двух столь разных, но равно великих мастеров. Вновь всплыли знаменитые в киносреде анекдоты про Германа и его методы работы (все знают историю про то, как Германа на съемках фильма "Двадцать дней без войны" оплевал верблюд, но только тут выяснилось, почему животное из всей съемочной группы выбрало режиссера. "Видите ли, с верблюдом репетировал один лишь я... Вот он меня и оплевал", - сообщил Алексей Герман в ответ на ехидные подначки Рязанова и Гусмана). Вторым внеконкурсным лауреатом, обладателем "Ники" за вклад в кинематографические науки, критику и образование стал киновед Юрий Богомолов, автор многих трудов по истории кино и теории телевидения. Лучшим анимационным фильмом академики признали "Правдивую историю о трех поросятах" Константина Бронзита. Посланцы "Дикого поля" Олег Долин и Роман Мадянов забрали призы за лучшие мужские роли (главную и роль второго плана). И музыка Алексея Айги, написанная к фильму Михаила Калатозишвили, победила в своей номинации. "Открытием года" стала Валерия Гай Германика, режиссер фильма "Все умрут, а я останусь". Приз за нее принял продюсер картины Игорь Толстунов и сообщил, что постановщица представляет их картину в Париже - там начался прокат фильма. Максим Дроздов и Алишер Хамидходжаев вместе снимали фильм "Бумажный солдат", и их совместная операторская работа признана лучшей. Вручили в этот раз две специальные "Ники" телевизионным проектам: сериалам "Одноэтажная Америка" Владимира Познера и Ивана Урганта и "Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова" (режиссер Алексей Пивоваров). Дарья Мороз, исполнительница роли Настены в фильме Александра Прошкина "Живи и помни", победила в номинации "Лучшая женская роль" (а ее конкурентками были Ксения Раппопорт и Чулпан Хаматова!), на сцене ее нагрузили под завязку: две статуэтки, два футляра с какими-то ювелирными роскошествами от спонсоров церемонии - один набор предназначался для отсутствовавшей на "Нике" Анны Михалковой, за роль второго плана в том же фильме. Неожиданным, пронзительным моментом стал выход на сцену матери Петра Луцика - "половинки" знаменитого сценарного дуэта "Луцик - Саморядов". Обоих давно нет на свете, а их "Дикое поле" наконец-то экранизировано и завоевывает один приз за другим. Получая за сына и его друга "Нику", пожилая женщина благодарила кинематографистов за память о ребятах. "Вот конкретный пример понятия "жизнь после смерти", - добавил вручавший приз Рустам Ибрагимбеков. В номинации "Лучший фильм из стран СНГ и Балтии" победила, как и ожидалось, картина Романа Балаяна "Райские птицы", снятая в Украине. Балаян для российских киноакадемиков - свой, привычный. Между тем фильм спорный и явно не лучший в их со сценаристом Рустамом Ибрагимбековым давнем тандеме. Но так как бедная эта номинация исконно существует в рамках "Ники" как падчерица (никак не загонишь отечественных кинематографистов смотреть кино их коллег из стран постсоветского пространства), чему тут удивляться? Ни две очень крепкие казахские картины ("Подарок Сталину" Рустема Абдрашева и "Прощай, Гульсары!" Ардака Амиркулова), ни замечательный, революционный "Неизвестный маршрут" Темира Бирназарова (Кыргызстан), ни эстонский "Осенний бал" Вейко Ыунпуу, премированный на многих международных кинофестивалях, увы, не попали в поле зрения академиков. В конце наградного марафона нас ждал сюрприз. Думалось, что основная борьба развернется между идущими повсюду ноздря в ноздрю "Диким полем" и "Бумажным солдатом", и в победители выйдет один из них. Ан нет! Главную "Нику" отдали "Стилягам". Режиссер Валерий Тодоровский и продюсер Леонид Ярмольник, казалось, сами не верили в такое счастье. "Конечно же, я очень хотел получить эту "Нику"! - признался Тодоровский. - Спасибо маме и папе за то, что они в молодости пели под гитару, не давая мне за стенкой уснуть - вспоминая об этом, я решил снять мюзикл. Снимая, мы провели несколько мучительно-счастливых лет... Поймите, мне надо было сделать фильм, доступный простому зрителю. Я шел на компромисс с собой. Вы, академики, обычно такое не цените. И потому я так удивлен и так благодарен вам!" Поход Валерия Тодоровского в сферу кино для широких масс, действительно, не назовешь конъюнктурой. Скорее, это опыт сокращения чудовищного разрыва между авторским кино и кино "для масс". Видимо, эти старания и покорили академиков "Ники". Также в рубрике:
|