Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7677) 9-15 апреля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираМАРСЕЛО ГОМЕС: "Жизель" расколола мой мир на кускиЕкатерина БЕЛЯЕВА
Состав интернациональных участников фестиваля "Мариинский" постоянно меняется: среди тех, кто впервые приехал в Петербург, - премьер Американского Балетного театра Марсело ГОМЕС. По происхождению Гомес - бразилец, и он, несомненно, представляет бразильскую школу танца, однако во время обучения танцовщик обогатил свой исполнительский стиль навыками, полученными в процессе работы с кубинскими, парижскими и нью-йоркскими педагогами. Московская публика успела познакомиться с этим темпераментным латинским танцовщиком в прошлом мае, когда он приезжал сразиться на поединке "Бенуа де ля данс", и в котором он благополучно победил, поразив москвичей своей необычной трактовкой роли Отелло в одноименном балете Лара Любовича. В Мариинском театре Гомес станцевал Альберта в паре с Жизелью Дианы Вишневой и дуэт из "Манон" с Викторией Терешкиной. Артист планировал выучить для гала-концерта еще и "Средний дуэт" с Екатериной Кондауровой, но четырех репетиционных дней все-таки не хватило для всего. Мне удалось задать танцовщику несколько вопросов после "Жизели", совершенно восхитительно исполненной со всех точек зрения. - Как вы вообще выживаете после "Жизели"? Я давно не видела, чтобы артист так растрачивал на сцене свои эмоции, так много настоящего чувства вкладывал в роль ? - Видели бы вы меня после "Лебединого озера", в котором я исполняю поочередно то Принца Зигфрида, то Ротбарта. Или после "Ромео и Джульетты". Мне кажется, что я ничего не смогу больше чувствовать после выступления в этих спектаклях. Это конец, и я не знаю, что будет дальше. Но "Жизель" - особый разговор. Это первый балет, который я увидел, и в который без памяти влюбился еще ребенком. Не поверите, мне было только пять лет, а я уже знал там все роли - мог станцевать (и спеть, если бы попросили) и за Альберта, и за Жизель, и за Мирту, и за Ганса. - Почему спеть, вы учились вокалу или просто музыкальны, как многие бразильцы ? - И то и то. Я музыкальный от природы, как все бразильцы, и с пяти лет участвовал в музыкальных комедиях и мюзиклах. Моя сестра работала на телевидении и способствовала тому, чтобы я мог развивать свои актерские и музыкальные данные. Я воображал себя звездой музыкальных телепрограмм и действительно много трудился, чтобы научиться хорошо петь и двигаться. И вдруг эта "Жизель", на которую я попал совершенно случайно и так рано. Все перевернулось, мир раскололся на куски. Я был всей душой на стороне Жизели, презирал Ганса и ненавидел Графа, и хотя я понимал, что спектакль - это театр, а не настоящая жизнь, я тогда впервые и очень остро почувствовал границы добра и зла. - Но ведь "Жизель" - это романтический балет, а в романтизме границы добра и зла сильно размыты . - Я не романтик, и мой Альберт ничего не знает об этом. Он брутальный и даже злой тип, который действует в своих интересах. Во втором акте жизнь начинает бить его по голове - Альберт идет на кладбище как бы по воле рока (как в древнегреческой трагедии Ореста гнали по свету Эринии). В игру вступают персонажи, о существовании которых Альберт первого акта, замкнутый в своем узком мирке доступных желаний, и подумать не мог. Когда я говорю о ролях, то не могу называть вещи своими именами, я с детства привык театрализовывать мир. Если меня спросят, что такое жизнь, я отвечу, имея в виду, конечно, только свою жизнь, что это театр. Вот что такое муки совести, и как правдоподобно передать состояние раскаяния на сцене? Древние знали ответы на все вопросы - придумали разных духов, гениев и других сверхъестественных существ, чтобы объяснить свои сильные чувства и страхи. Когда я готовлюсь к выступлению, то воображаю себя попавшим в зачарованный лес, полный странностей и далекий от реальности. - То есть простых человеческих чувств вы чужды ? - Наоборот. Если бы не страсть к балету и театру, я бы состоялся на телевидении. Может, играл бы в национальных мелодрамах или пел в мюзиклах, сюжеты которых не так закручены, как в балете, но часто построены на простых человеческих отношениях. Моя сестра настояла, чтобы балет не остался для меня простым развлечением - нашла школу и педагогов. Сам я в порыве чувства еще не понимал, что балет предполагает серьезные занятия на всю жизнь. - Мне всегда хотелось спросить у настоящего бразильца о правде жизни, которая, как мне кажется, напрочь отсутствует в ваших национальных телесериалах. В то время как актеры уверяют, что чуть ли не историю своей жизни играют там . - Это наш секрет. Приезжайте в Рио, поселитесь в квартале, где живут небогатые люди и поживите их жизнью. Сами узнаете правду. Из-за занятости я не смотрю эти сериалы, но если вы спросите, о чем они, то я с закрытыми глазами расскажу вам массу историй из реальной жизни, аналогичные которым положены в основу этих фильмов, которые, кстати, не теряют популярности. Так что решайте сами, где правда, и нужна ли она. - Еще вопрос о "Жизели". Ваш спектакль с Вишневой на фестивале - это чистая импровизация или все-таки продукт длительных репетиций? И вообще, какую роль для вас играет партнерша ? - У нас была премьера, если вы об этом. Хотя мы с Дианой много работаем вместе в Америке (критики очень любят "Манон" и "Ромео и Джульетту" в нашем исполнении), "Жизель" мы танцевали впервые. Я был очень взволнован, что танцую на прославленной мариинской сцене, но это интимное чувство, на качестве спектакля оно не отразилось, я надеюсь. Что касается моего отношения к разным балеринам, то я не отдаю никому предпочтений - мне не бывает неудобно с кем-то, или неинтересно. В АБТ я много танцевал с Паломой Эрерой, с Джулией Кент, с Джилиан Мерфи, с Дианой Вишневой. Люблю всех одинаково. Искусство балетного артиста предполагает хорошее владение дуэтной поддержкой, и если этого нет, зритель просто обязан выразить свое недовольство. Дуэтная поддержка - проходное место для меня. Я обязан сделать так, чтобы партнерше было комфортно. А с Дианой Вишневой, поскольку "Жизель" для нас обоих оказалась любимым и коронным балетом, мы договорились, что будем играть прямо на спектакле (на репетиции мы прошли только порядок и проверили поддержки), включая любую импровизацию. - Вы хотели показать в Петербурге что-то такое, что бы характеризовало ваш особый бразильский акцент? Если, конечно, так можно выразиться . - Правильнее сказать, чуть-чуть раскрыть бразильский секрет. Перед спектаклем я увидел Вишневу, разминающуюся на сцене, и вдруг понял, что сегодня она будет играть в холодную академическую петербургскую приму, не будет простой доступной пейзанкой и во втором акте будет невероятно сдержанной. Это было гениальное прозрение, потому что так оно и случилось. Тогда я решил использовать весь свой темперамент - вообще-то, я его нечасто выпускаю наружу в такой лобовой форме. Но это не бразильская, а латинская особенность. Я ведь некоторое время учился у кубинских педагогов и знаю основные приемы кубинского танца. - Вы ездили на Кубу? У бразильцев нет запрета на въезд, как у американцев ? - Нет, запрета нет - вместе с кубинцами мы являемся частью Латинской Америки, только они островные, а мы материковые "латиносы". Мне посчастливилось поработать с дочерью Алисии Алонсо в летней школе на Кубе. У меня тогда, в 12 лет, не было никакой мускулатуры, но Алонсо не делала для меня скидок. Я благодарен ей за то, что она не только дала навыки дуэтного танца, но и привила нам вкус к дуэту как таковому, объяснила, что в дуэте заложена самая суть балета. - Однако после победы на детском конкурсе в Лозанне, вы выбрали стажировку в школе при Парижской Опере. Что вы хотели познать там ? - Не я выбрал - мои педагоги настояли. Они считали, что нужно подчистить мою мелкую технику и поднабраться французского шарма. Лично для меня это был год страшной ломки и беспрерывного страдания. Стопы мои были признаны профнепригодными, руки - о ужас, с чем их только не сравнивали. Я не сопротивлялся, хотя иногда хотелось вспылить, думал, что раз судьба дала мне это испытание, значит, готовит к чему-то важному. - Что оказалось важным ? - Так случилось, что перед Парижем я поехал на лето домой в Рио. А там в это время - по чистому совпадению - проходили гастроли АБТ. Я прибежал в театр, подошел к классу и спросил человека, который по виду напоминал педагога, можно ли мне войти и позаниматься. Мне было отказано. Но я не отступил - говорю, мол, я дипломант При де Лозанн, через месяц в Париж поеду, вот хочу позаниматься немного. Кевин Маккензи, худрук АБТ (а я натолкнулся именно на него тогда), разрешил и назавтра снова позвал на урок. Через неделю я подписал с этим театром контракт: после парижской стажировки я должен был поступить в кордебалет АБТ. - И вы там сделали головокружительную карьеру. В некоторых балетах танцуете аж по три роли. Так сложилось сразу ? - Не сразу. Маккензи рассказывал, что, когда брал меня в театр, полагал, что кидает тяжелую монету в копилку "браво-мальчиков", ну то есть таких солистов, которые прыгают, вращаются, поднимают высоких балерин, в общем, бравурных Базилей, Али, Бенволио. А я все подходил и спрашивал, когда будет мой Альберт, Ромео, Зигфрид, Дезире, Де Грие, Ленский. Кевин дал мне попробовать Ромео, но параллельно я танцевал Онегина в спектакле Крэнко. Все уже привыкли, что я танцую Онегина не отстраненно, не холодно, делаю такого темпераментного циника - великолепная пища для критиков, мне ставили по десять спектаклей в разгар сезона. И вдруг в рецензиях читаем, что Гомес засиделся в бравурном репертуаре, пора с его помощью расшевелить лирических героев. Так я стал лириком. Правда, мне иногда хочется поиграть с пиротехникой: просто покрутить пируэты, стрельнуть десятком жете по кругу или поколдовать крыльями в роли Ротбарта. Но вернуться назад трудно - драматический груз тянет. Также в рубрике:
|