Новая "Асса" - эмблема печали, старая "Асса" - эмблема любви
Дарья БОРИСОВА
 |
Т.Друбич |
В нынешнем году ВГИКу исполняется 90 лет, и открыть чреду юбилейных мероприятий в этом славном заведении решили программой фильмов Сергея Соловьева. Именно родной ВГИК выбрал мастер площадкой первых показов в Москве двух новых фильмов: "2-Ассы-2" и "Анны Карениной". Обе премьерные картины связаны с первой "Ассой" (1987) узами цикла, потому и стартовала программа с этого перестроечного хита - безумного, прекрасного и, как выяснилось, ничуть не поблекшего.
Сергей Соловьев обратился к залу с просьбой не воспринимать новую "Ассу" как сиквел. "Я не хотел повторить успех, вышибить денег из зрителей, ностальгирующих по любимым персонажам. "2-Асса-2" - продолжение истории, моей целью было показать, какие перемены произошли за 20 лет в стране и как живут теперь мои герои". И тем не менее мы увидели два разных фильма, потому сопоставления неизбежны. Стихийная компоновка жанров, хаотичная художественная форма "Ассы" имели под собой крепкое основание - драматургию. И музыка со всеми "священными чудовищами" тогдашней рок-тусовки и бэк-граундом каждого из них работала на фильм - привносила ярчайшие краски, дарила свои мифы, но подчинялась истории, сочиненной Сергеем Соловьевым и Сергеем Ливневым. В продолжении - все наоборот. Во многих эпизодах фильм вдруг становится клипом, подстраивается под композиции новых музыкальных героев: Шнура и группы "Ленинград". Вообще, сложилось впечатление, что автор лепил свое произведение из того, что было под рукой. Снимая параллельно "Анну Каренину" с Татьяной Друбич в главной роли, Соловьев лихо задействовал этот материал в "2-Ассе-2": по сюжету Алика, отсидевшая пять лет за убийство своего "папика" Крымова, стала актрисой, женой известного кинорежиссера и теперь снимается у него в роли... Анны Карениной. Подросла дочка - Аня Соловьева, начинающая музыкантша, композитор - давай и ее в дело: пусть сыграет дочь Алики и Бананана (в финале, правда, выяснится, что отцом девочки был все-таки Крымов, герой Станислава Говорухина)! Актерских данных у Ани маловато - интонации неживые, как в любительском театре, в кадре она скованна. Не блещут органикой и Шнур с Юрием Башметом, хоть и играют сами себя. Оба в жизни - яркие индивидуальности, а тут - куда что девалось? Один - примитивный рокер-хулиган, второй - тусклый дядечка, необязательный персонаж, чья линия самая искусственная в этом нагромождении случайностей. Действительно, сюжет дик, нелеп и алогичен настолько, что даже пересказывать недосуг. Отметим лишь самый запредельный момент: на ялтинском рынке Алика обнаруживает таинственного торговца семечками, напоминающего ее дружка Бананана, погибшего 20 лет назад. Выясняется, что это создание - плод революционного научного эксперимента: в свое время тело Бананана выловили из моря, отрезали голову и зачем-то пришили ее к туловищу почившего уголовника, подвели какие-то проводочки, оживили, выпустили в мир и наблюдают за этой ходячей компиляцией...
Да, и первая "Асса" была, во многом, сочетанием несочетаемого. В драму любви и ревности хулигански вламывались элементы детектива, абсурдного фарса, даже видеоарта (вспомним сны мальчика Бананана). В парадоксальном пространстве, созданном Соловьевым, пересекались и уживались обитатели самых разных "этажей" искусства: режиссер-традиционалист, народный артист, депутат Станислав Говорухин и лохматый рокер, кумир стадионов Виктор Цой. Оператор-классик Павел Лебешев и деятель музыкального андеграунда Борис Гребенщиков со своей песней "Под небом голубым" подарили истории отечественного кино один из самых знаменитых лирических эпизодов - где юные герои проплывают над заснеженной Ялтой в кабинке фуникулера. И этот фантастический "компот" давал ощущение жизни, где все бывает и все возможно. Смотришь и буквально чувствуешь запахи - моря, ресторана, пыли гостиничного номера. В картине есть воздух - основной признак живого кино. В "2-Ассе-2" воздуха нет, есть вымученная, шаткая конструкция, в которой плохо всем - и героям, и зрителям. Решив повторить трюк - привлечь музыкантов, которые сегодня востребованы прогрессивной молодежью (в данном случае - группу "Ленинград"), - Соловьев проиграл. Рок-культура перестала играть ту роль в жизни общества, которая ей выпала во времена первой "Ассы", и потихоньку переместилась на периферию музыкальной индустрии. В ней давно нет тех энергии и всеобъемлющей силы, которые пронзали и потрясали массы. Любопытная примета: на показе "Ассы" во ВГИКе аудитория буквально дышала в унисон с картиной, даже подпевала Цою: "Перемен требуют наши сердца" - то есть магическая сила фильма и этого гимна неформалов не ослабевает со временем, передается новым поколениям. На "2-Ассе-2" на следующий день набилось еще больше народу, сидели на полу в проходах. Фильм смотрели сдержанно, оживляясь лишь на флешбэках, вмонтированных в продолжение из первой "Ассы". Сравнение оказалось не в пользу новинки.
Лишь два фактора обрадовали. Татьяна Друбич практически не меняется (это прямо-таки сверхъестественное свойство позволило актрисе быть совершенно убедительной в нескольких эпизодах, действие которых возвращает нас на 20 лет назад), по-прежнему красива чуть прохладной, отстраненной красотой. А Александр Баширов неистощим на выдумку новых красок для роли Бабакина - урки с придурью, скандалиста и выдумщика (это для него исполнял когда-то мальчик Бананан композицию "ВВС - универсальная машина"). В продолжении сюжета он состоит на службе у красотки-миллионерши (тоже дочери Крымова, но от законной жены) и одержим идеей создать супергруппу охранников-мотоциклистов. По-прежнему не разберешь, где у него всплески нездоровой фантазии, а где попросту припадки белой горячки: то враги привидятся, и он палит во все стороны из пистолетов, то разговорится с чертями, одному ему видимыми... К слову сказать, героев Друбич и Баширова Соловьев в живых не оставил. Бабакин, со всеми своими эскападами и инициативами, окончательно надоел хозяйке и был застрелен на выходе из церкви, где только обвенчался с молодою избранницей. А Алика, экстравагантная кинозвезда с темным прошлым, исполнительница роли Анны Карениной в фильме мужа, сама себя освободила от дублерши-куклы и шагнула под поезд. Старые грехи подтолкнули.