Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7680) 7 мая - 16 мая 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Сухая абстракция

Василий Кандинский в Центре Помпиду

Ирина КУЛИК
Париж - Москва


В.Кандинский. "Тридцать" . 1937 г.

В парижском Центре Помпиду проходит выставка Василия Кандинского - едва ли не самая полная из когда-либо показанных в мире. Произведения для нее предоставили крупнейшие обладатели произведений Кандинского - помимо самого музея, это нью-йоркский Фонд Соломона Гуггенхайма и мюнхенская галерея "Ленбаххауз". На ретроспективе в Бобуре есть и несколько произведений из Третьяковки и других российских музеев, но их участие здесь явно не решающее. Как-никак Василий Кандинский - художник не столько русский, сколько по-настоящему космополитический, оказавшийся если не ключевой фигурой, то, во всяком случае, свидетелем и участником чуть ли не всех разнообразнейших движений богатого на новые школы модернизма первой половины ХХ века. Русским авангардистом он был, строго говоря, всего шесть лет - с 1914-го по 1921 год, до этого успел стать одним из столпов немецкого экспрессионизма, после участвовал в Баухаузе, а последний период его творчества сопоставим даже с сюрреализмом.

Впрочем, несмотря на столь всеобъемлющую биографию, ретроспектива в Центре Помпиду выглядит на редкость монолитной, если не монотонной - никаких неожиданных сюжетных ходов, никаких контрастов, никакой видимой резкой смены эстетик и идеологий. Конечно, Кандинский ни в коем случае не был чужд поискам, но вот метаний он, похоже, не знал. Его искусство предстает как на редкость последовательное поступательное движение, в котором ни одно новое открытие не отменяет предыдущих свершений. И даже пуантилизм его ранних, середины 1900-х, работ на стилизованные в духе модерна русские сюжеты выглядит необходимым предварительным этапом по растворению фигуративного изображения для дальнейшего превращения его в абстракцию. Хранящуюся в Центре Помпиду безымянную акварель, считающуюся первым абстрактным произведением в истории искусства, Кандинский напишет в 1910 году. Однако назвать ее революцией в творчестве художника никак не получается. Абстракция и фигуративность у него вообще не то чтобы принципиально различны, и узнавать в той или иной композиции указанные в названии "Синюю гору" или, скажем, "Черную арку" - дело зрителя, который может сколько ему вздумается угадывать в линиях и пятнах опознаваемые элементы ландшафта, очертания человеческих фигур и силуэты лошадей, к которым создатель объединения "Синий всадник", кажется, питал особую слабость. И когда эти последние призраки фигуративности окончательно растворяются, понимаешь, что дело тут не в идеологическом решении, а просто в окончательной перенастройке оптики художника, переставшего интересоваться предметами во имя цветов, пятен и линий. Впрочем, трудно отделаться от ощущения, что Кандинский не столько отказался от изображения реальности, сколько научился видеть какой-то другой ее уровень, недоступный обычному невооруженному глазу - будь то макромир сверхчувственных явлений или микромир клеток: избежать ассоциаций с амебами, инфузориями и бактериями практически невозможно.

Этот мир, судя по всему, настолько поглощал Кандинского, что никакие внешние воздействия не могли существенно повлиять на его творчество. В России художник застал самый пик расцвета русского авангарда с его поисками не только новых форм, но и новых идей, и с энтузиазмом принимал участие в проекте радикального обновления искусства - после революции он, как и полагалось настоящему авангардисту, работает во многих появившихся тогда художественных институциях нового государства, в том числе в Инхуке и Вхутемасе. Впрочем, вернувшийся на родину сложившимся мастером, Кандинский вряд ли на самом деле испытал влияние кипевших вокруг него процессов. С русскими конструктивистами и супрематистами общего языка он не нашел. Кандинскому они казались слишком рациональными и формалистичными, они же, напротив, упрекали его в мистицизме. Так что в 1921 году Кандинский, уехавший в командировку в Берлин, решил в Россию не возвращаться и принял приглашение основателя Баухауза (Высшая школа строительства и художественного конструирования) Вальтера Гропиуса возглавить мастерскую настенной живописи. В это время Кандинский разрабатывает собственную теорию цветов. Названия его картин 1920 - 1930-х часто отсылают к тому или иному цвету: "Синий круг", "Розовый акцент", "Желтое-красное-синее", "Три желтых звука". Впрочем, странным образом вся выставка Кандинского кажется выдержанной в единой гамме - точнее, почти в каждом произведении все цвета присутствуют почти в одинаковых пропорциях, и вместо резких акцентов и всплесков перед глазами зрителя разворачивается нечто вроде равномерного мягкого переливчатого радужного мерцания.

Кандинский остается в Баухаузе вплоть до его закрытия в 1932 году: нацистская Германия, как известно, была нетерпимой к авангардным поискам, и картины Кандинского также оказались среди экспонатов пресловутой выставки "Дегенеративное искусство". Сам художник в 1933 году переехал во Францию. В последний период своей жизни Кандинский, скончавшийся в 1944 году, разрабатывал теорию "конкретного искусства", призванного снять оппозицию между абстракционизмом и сюрреализмом. Его полотна этого времени совсем уж сложно назвать абстрактными. Порой они напоминают своего рода архаичную письменность - ряды пиктограмм, размещенных на полотнах с плотной, зернистой текстурой, отсылающей к каким-нибудь археологическим камням и глиняным табличкам. А затем обретают совсем уж фантастический характер - в них так и видятся то колонии каких-то неведомых существ, то планы невообразимых строений и поселений. И, пожалуй, впервые произведения очень серьезного до сих пор Кандинского кажутся наделенными своего рода чувством юмора.

Отслеживать эволюцию Кандинского было бы еще интереснее, если бы кураторы Центра Помпиду сопроводили ее какими-нибудь комментариями. Нет, на выставке есть и архивные материалы, и подробная летопись жизни. Но сделана она с той академической сухостью, которая подобает только художникам, о которых все давно и заранее известно и понятно и которые по определению не могут вызвать у зрителя изумления и любопытства. Что по отношению к автору первой в мире абстрактной картины все же несправедливо. К тому же все же очень хочется узнать, был ли у Кандинского микроскоп, - а выставка об этом умалчивает.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;