Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7680) 7 мая - 16 мая 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Уютный Брамс и... венский вальс

Оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом выступил в БЗК

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Эдуарда ЛЕВИНА


М.Янсонс с оркестром Баварского радио в БЗК

Знакомство с лучшими симфоническими оркестрами мира, планомерно проводимое Московской филармонией, продолжилось концертом Симфонического оркестра Баварского радио. Хотя с баварцами сотрудничали практически все ведущие дирижеры вплоть до известных композиторов - Стравинского, Мийо, Хиндемита, Берио, но пост руководителя занимали всего шесть маэстро. Здесь любят долговременные творческие отношения и, кстати, дирижеров из России: в начале 1980-х его возглавлял Кирилл Кондрашин. Теперь бразды правления в руках Мариса Янсонса. Его имя прочно ассоциируется с самыми прославленными коллективами - Питтсбургским симфоническим оркестром, "Консертгебау". Он желанный гость в Венском филармоническом и Берлинском филармоническом. И как-то не верится, что своим домом он называет Петербург, куда он довольно регулярно приезжает между гастролями: на Россию у Янсонса-дирижера находится меньше всего времени. Ожидали его на постановку "Кармен" в Большом театре, но здоровье артиста, который везде нарасхват, помешало осуществлению этих планов. Теперь маэстро, которого в Москве не слышали с 1997 года, в рамках восточноевропейского турне вышел на сцену Большого зала консерватории.

Трудно сказать, что в тандеме оркестра и дирижера поразило больше: потрясающий инструментальный уровень оркестрантов или музыкантская глубина их руководителя? Пожалуй, одно от другого в данном случае неотделимо. Увлеченность оркестрантов, их включенность в процесс исполнения и искренняя эмоциональная реакция рождает, по-видимому, сильнейший ответный импульс у дирижера.

Вторая симфония Брамса, не слишком удачно звучавшая в последних концертах зарубежных гастролеров - Бамбергского с Джонатаном Ноттом и Оркестра Тосканини с Лорином Маазелем, - наконец предстала во всем великолепии. При жизни Брамса она была необыкновенно популярна, так как сфокусировала сущностные черты немецкого симфонизма: серьезность, эпичность, пантеистичность. Недаром у Второй симфонии есть негласный подзаголовок - симфония-идиллия. Янсонс не стал делать из нее монументальное полотно: музыка Брамса подкупила своей уютностью, камерностью, что не исключало моментов драматизма. Но в первую очередь в этой интерпретации восхитило умение быть значительным, говоря вполголоса. Запомнилась богатейшая шкала оттенков тихого звучания, гибкость интонации музыкальной фразы, умение из каждого нового гармонического поворота и модуляции сделать событие.

Баварцы выбрали сочинения, так или иначе связанные с Мюнхеном. И, разумеется, без Вагнера обойтись было невозможно. Выбор пал на "Тристана и Изольду", чья премьера как раз состоялась в этом городе. Прозвучали Вступление и Смерть Изольды. Существует немыслимое количество трактовок этой музыки: ее записали чуть ли не все великие дирижеры прошлого. Для Янсонса главным здесь стало не бушевание страстей, а величие духа и трагедийность почти античного толка. Все было выверено, выстроено до мельчайших нюансов: особенно обращали на себя внимание паузы и моменты, когда в оркестре тревожно и тихо звучали только низкие струнные. Зал напряженно ожидал развития событий, не отвлекаясь на кашель или мобильники, - настолько сильна была энергетика дирижера.

Сюита из оперы "Кавалер розы" баварца Рихарда Штрауса стала кульминацией вечера. Именно в данной интерпретации стало ясно, почему все-таки этого композитора зачислили в ряды классиков. Не секрет, что сейчас многие из его произведений кажутся второсортными. Однако, как показал данный концерт, все зависит исключительно от подхода: те, кто замечает лишь шум и треск в его партитурах, губят штраусовские опусы. На самом деле играть его надо столь же трепетно и деликатно, как Бетховена и Брамса: тогда раскрываются настоящие красоты, как и случилось с "Кавалером розы". Сюита прозвучала удивительно пластично, и даже в кульминационных зонах оркестр не терял певучести тона. Но главным потрясением стало скрипичное соло концертмейстера. Он продемонстрировал, что такое истинно венский вальс, в котором море шарма, лукавства, легкой фривольности. Деликатнейшему звучанию первой скрипки вторил оркестр, переходящий даже на шепот, чтобы дать полную свободу выражения своему коллеге.

Что и говорить: программа оказалась составлена идеально, потрафив всем вкусам - академистам, романтикам, любителям декоративного стиля. Не разочаровали два биса, буквально выпрошенные публикой у триумфаторов вечера. "Грустный вальс" Сибелиуса (еще одна драгоценная вещица в ювелирной огранке) и галоп Штрауса, но не Рихарда, а Иоганна - пьеса, известная по новогодним венским концертам, которой оркестранты, дружно скандируя, попрощались с Москвой.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;