Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7680) 7 мая - 16 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаУютный Брамс и... венский вальсОркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом выступил в БЗК Евгения КРИВИЦКАЯ
Знакомство с лучшими симфоническими оркестрами мира, планомерно проводимое Московской филармонией, продолжилось концертом Симфонического оркестра Баварского радио. Хотя с баварцами сотрудничали практически все ведущие дирижеры вплоть до известных композиторов - Стравинского, Мийо, Хиндемита, Берио, но пост руководителя занимали всего шесть маэстро. Здесь любят долговременные творческие отношения и, кстати, дирижеров из России: в начале 1980-х его возглавлял Кирилл Кондрашин. Теперь бразды правления в руках Мариса Янсонса. Его имя прочно ассоциируется с самыми прославленными коллективами - Питтсбургским симфоническим оркестром, "Консертгебау". Он желанный гость в Венском филармоническом и Берлинском филармоническом. И как-то не верится, что своим домом он называет Петербург, куда он довольно регулярно приезжает между гастролями: на Россию у Янсонса-дирижера находится меньше всего времени. Ожидали его на постановку "Кармен" в Большом театре, но здоровье артиста, который везде нарасхват, помешало осуществлению этих планов. Теперь маэстро, которого в Москве не слышали с 1997 года, в рамках восточноевропейского турне вышел на сцену Большого зала консерватории. Трудно сказать, что в тандеме оркестра и дирижера поразило больше: потрясающий инструментальный уровень оркестрантов или музыкантская глубина их руководителя? Пожалуй, одно от другого в данном случае неотделимо. Увлеченность оркестрантов, их включенность в процесс исполнения и искренняя эмоциональная реакция рождает, по-видимому, сильнейший ответный импульс у дирижера. Вторая симфония Брамса, не слишком удачно звучавшая в последних концертах зарубежных гастролеров - Бамбергского с Джонатаном Ноттом и Оркестра Тосканини с Лорином Маазелем, - наконец предстала во всем великолепии. При жизни Брамса она была необыкновенно популярна, так как сфокусировала сущностные черты немецкого симфонизма: серьезность, эпичность, пантеистичность. Недаром у Второй симфонии есть негласный подзаголовок - симфония-идиллия. Янсонс не стал делать из нее монументальное полотно: музыка Брамса подкупила своей уютностью, камерностью, что не исключало моментов драматизма. Но в первую очередь в этой интерпретации восхитило умение быть значительным, говоря вполголоса. Запомнилась богатейшая шкала оттенков тихого звучания, гибкость интонации музыкальной фразы, умение из каждого нового гармонического поворота и модуляции сделать событие. Баварцы выбрали сочинения, так или иначе связанные с Мюнхеном. И, разумеется, без Вагнера обойтись было невозможно. Выбор пал на "Тристана и Изольду", чья премьера как раз состоялась в этом городе. Прозвучали Вступление и Смерть Изольды. Существует немыслимое количество трактовок этой музыки: ее записали чуть ли не все великие дирижеры прошлого. Для Янсонса главным здесь стало не бушевание страстей, а величие духа и трагедийность почти античного толка. Все было выверено, выстроено до мельчайших нюансов: особенно обращали на себя внимание паузы и моменты, когда в оркестре тревожно и тихо звучали только низкие струнные. Зал напряженно ожидал развития событий, не отвлекаясь на кашель или мобильники, - настолько сильна была энергетика дирижера. Сюита из оперы "Кавалер розы" баварца Рихарда Штрауса стала кульминацией вечера. Именно в данной интерпретации стало ясно, почему все-таки этого композитора зачислили в ряды классиков. Не секрет, что сейчас многие из его произведений кажутся второсортными. Однако, как показал данный концерт, все зависит исключительно от подхода: те, кто замечает лишь шум и треск в его партитурах, губят штраусовские опусы. На самом деле играть его надо столь же трепетно и деликатно, как Бетховена и Брамса: тогда раскрываются настоящие красоты, как и случилось с "Кавалером розы". Сюита прозвучала удивительно пластично, и даже в кульминационных зонах оркестр не терял певучести тона. Но главным потрясением стало скрипичное соло концертмейстера. Он продемонстрировал, что такое истинно венский вальс, в котором море шарма, лукавства, легкой фривольности. Деликатнейшему звучанию первой скрипки вторил оркестр, переходящий даже на шепот, чтобы дать полную свободу выражения своему коллеге. Что и говорить: программа оказалась составлена идеально, потрафив всем вкусам - академистам, романтикам, любителям декоративного стиля. Не разочаровали два биса, буквально выпрошенные публикой у триумфаторов вечера. "Грустный вальс" Сибелиуса (еще одна драгоценная вещица в ювелирной огранке) и галоп Штрауса, но не Рихарда, а Иоганна - пьеса, известная по новогодним венским концертам, которой оркестранты, дружно скандируя, попрощались с Москвой. Также в рубрике:
|