Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7680) 7 мая - 16 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрПостскриптум"Давид Боровский. Избранное" в Бахрушинском музее Майя ФОЛКИНШТЕЙН Эта экспозиция впервые состоялась три года назад, в Боготе. Открылась она (о чем нам напоминает во вступительной статье к буклету бахрушинской выставки ее куратор Алла Михайлова) 1 апреля 2006-го при участии самого Боровского. А пять дней спустя, там же в столице далекой Колумбии художник скончался. 2 июля 2009-го ему исполнилось бы семьдесят пять лет. И, надо полагать, принимая решение о поддержке проекта московской версии выставки "Давид Боровский. Избранное", генеральный директор Музея имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, помнил о данной круглой дате. К тому же, вероятно, по случайному совпадению, черно-белые каменные "одежды" этого зала напоминают демократичные интерьеры любимовской "Таганки", где Боровский служил с 1968-го по 1999-й. Театр на Таганке представлен на выставке материалами, относящимися к "Гамлету" и "Владимиру Высоцкому". Большинство же остальных экспонатов отсылают нас к зарубежным работам Боровского. Тем более что подается она на выставке делово и ненавязчиво. Словно от лица самого Боровского, чьи увеличенные почти в полный рост фотопортреты как бы приветствуют всех пришедших посмотреть на плоды его труда. В результате чего музейные помещения на время экскурсии оборачиваются для посетителей некой "моделью" мастерской художника. А там по традиции расположились макеты декораций к спектаклям, выпущенным Боровским в содружестве с Юрием Любимовым и Олегом Ефремовым, Львом Додиным, Александром Тителем и Александром Галиным. Значительное место отдано здесь и подлинным (в отличие от выставки в Боготе, на которой, по замечанию той же Михайловой, присутствовали копии) эскизам костюмов действующих лиц пьес Шекспира и Чехова, опер Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича. Все это дает возможность посвященному в очередной раз убедиться, а неофиту узнать, насколько масштабна была личность Давида Боровского, который органично чувствовал себя и в драматическом театре, и в музыкальном, свободно "путешествовал" из одной исторической эпохи в другую. И главное - обладал редким даром посредством точных изобразительных метафор (самой яркой, безусловно, является грубый, "шерстяной", все сметающий на своем пути, движущийся занавес из "Гамлета") выстроить четкий, надолго запоминающийся внешний образ спектакля. Как, например, во мхатовском "Иванове", основной деталью оформления которого были сухие ветки, подобно "метастазам" (выражение критика Виктора Комиссаржевского) опутывавшие все пространство сцены. Это сразу же рождало у публики ощущение безнадежности положения чеховских героев, да наверняка режиссеру и актерам помогало в создании подобающей атмосферы сценического действа. А глядя на демонстрирующиеся в музее эскизы костюмов (скажем, к "Вишневому саду" в афинском Театре Дионисия или к "Пиковой даме" в Боннском оперном театре), стоит предположить, что исполнители даже небольших ролей могли при разработке характеров своих персонажей почерпнуть немало ценного для себя, внимательно изучив задумки Боровского. Те, кому довелось сотрудничать с Мастером, вообще неоднократно подчеркивали именно это его стремление быть максимально полезным артисту, которого Давид Боровский всегда считал ведущей фигурой в театре. Жаль, что постепенно такая позиция становится все более раритетной. Также в рубрике:
|