Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7680) 7 мая - 16 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Кино"Висла" вышла из береговВторой фестиваль польских фильмов в Москве Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Поэтическое название кинофестивалю "Висла", который во второй раз проходил в столичном кинотеатре "Художественный", дала крупнейшая река, протекающая через Польшу. Но если год назад "Висла" выглядела несколько пересохшей (и с программой не все было ладно, и в плане организации), то в этом году она явно вышла из берегов. Организаторы фестиваля (Польский институт киноискусства, Фонд "Поддержка" и Европейское рекламное агентство, студия "Фест", ФГУП "Москино" и администрация кинотеатра "Художественный"), похоже, прыгнули выше головы, чтобы придать этой важнейшей культурной и политической акции небывалый размах. Стать почетным патроном фестиваля дал согласие председатель Правительства РФ Владимир Путин. В Москву приехала внушительная делегация польских кинематографистов, которые представляли свои фильмы, а после показа отвечали на вопросы зрителей. Но самое главное, конечно, это программа из 18 фильмов, которые были представлены в оригинальной языковой версии с русскими субтитрами, - все лучшее из того, что было создано в Польше за последнюю пару лет. В ее формировании произошли перемены: если в прошлом году упор был сделан на арт-хаус, то теперь - на "зрительские" фильмы. И самый зрительский из них - комедия "Дамочки", занявшая в Польше по итогам прошлого года второе (после "Катыни" Анджея Вайды) место по кассовым сборам. Поляки ее расценили как женский ответ на "мужскую" комедию Томаша Конецкого и Анджея Сарамоновича "Тестостерон" (также была показана на фестивале) - коммерческого хита предыдущего года. Но если в "Тестостероне" речь идет о довольно внушительной компании мужчин, которые, собравшись по печальному поводу - невеста сбежала прямо от алтаря, много говорят о женщинах и о сексе, то здесь речь идет о жизни четырех девушек, которые не в состоянии понять абсурдный, по их мнению, мир мужчин. Любопытно, что "женские" "Дамочки" поставил мужчина - Томаш Конецкий, и сценарий написал мужчина - сценарист и сорежиссер "Тестостерона" Анджей Сарамонович. Ему, правда, помогали четыре представительницы прекрасного пола. Некоторые польские режиссеры пытаются соединить коммерческое и артхаусное кино. Иногда это у них получается. Например, в фильме "Стадион бездомных". С одной стороны, Катажина Адамик сняла комедию о том, как спившийся футболист создал команду из бомжей, которая в итоге победила на первенстве мира среди бездомных. С другой стороны, это притча о мужской дружбе и о том, что жизнь без высокой цели бессмысленна. А вот Мареку Котерскому не совсем удалось свести концы с концами. Если показанная на предыдущей "Висле" его комедия "День психа" произвела большое впечатление на зрителей, то теперь, во время просмотра фильма "Мы все Христы", публика большей частью оставалась равнодушной. Снятую в натуралистическом ключе историю распада личности алкоголика режиссер перемежает с сюрреалистическими сценами, и они выглядят чужеродными. Показанные на открытии "Трюки" Анджея Якимовски - самый титулованный фильм фестиваля, кандидат на "Оскара"-2009. В его послужном списке три десятка наград, в том числе Специальный приз "Laterna Magica" на МКФ в Венеции, призы "Золотой Лев" за лучший фильм (Анджей Якимовски) и лучшую операторскую работу (Адам Баерски) на Национальном кинофестивале в Гдыне, призы Польской киноакадемии "Орел" за режиссуру, лучшую роль второго плана (Томаш Сапрык) и зрительских симпатий. Больше картине подходит, пожалуй, другое название - "Мальчик ищет отца". Режиссер и автор сценария Анджей Якимовски рассказывает трогательную историю шустрого и не по возрасту сообразительного шестилетнего Стефека (Дамиан Уль), который живет в провинциальном городке с матерью и мечтает увидеть отца, бросившего семью. С этой целью он каждый день встречает на станции поезда. Он почему-то решил, что пассажир (Томаш Сапрык), облюбовавший их станцию для пересадки, и есть его отец. И Стефек сделал так, что незнакомец не успел пересесть в свой поезд, и вынужден был провести день в городке. Как нетрудно догадаться, мальчик не ошибся. Исходный сюжетный посыл явно притянут за уши, мешают картине драматургические нестыковки и слащавый финал, но есть в ней подлинная душевность - и это определило ее успех. 70-летний польский классик Ежи Сколимовский после шестнадцатилетнего перерыва, оттолкнувшись от реальных событий, по собственному сценарию снял очень необычный фильм о любви "Четыре ноги с Анной". Его молчаливый герой Леон (Артур Стеранко), неприметный работник крематория из провинциального города, толком так и не оправившийся от перенесенной в детстве тяжелой психической травмы, в свое время стал невольным свидетелем изнасилования медсестры Анны (Кинга Преис), с которой работал в одной больнице. Это, однако, не помешало ему без памяти влюбиться в Анну, которая его в упор не видела. Четыре ночи Леон провел в квартире одинокой женщины, забравшись через окно, и наслаждался тем, что находился рядом с ней, спящей крепким сном, и в конце концов был схвачен полицией. Вот, собственно, и вся история. Но это тот случай, когда сама история на втором плане, а на первом - как она рассказана. Картина снята неторопливо, в приглушенных тонах, в изысканной черно-белой стилистике (с короткими цветными вкраплениями), в ней почти не говорят, событий как таковых - раз, два и обчелся, и они "прыгают" во времени, но уже с первых кадров срабатывает великая магия кино, которая не отпускает до финальных титров. О великом польском кино заставляет вспомнить и картина Томаша Вишневского "Все будет хорошо", в основу которой легли реальные события. Она выделяется из фестивальной программы оригинальной сценарной идеей и крепкой драматургией, что нынче не часто встретишь, а также превосходной актерской работой Роберта Венцкевича, заслуженно отмеченной призами Польской киноакадемии и кинофестиваля в Гдыне. Венцкевич играет спившегося учителя физкультуры Анджея, который каким-то чудом еще держится на работе. Однако не он главный герой, а худенький подросток Павел (Адам Верстак) из неблагополучной семьи: он живет с матерью, которая умирает от рака, и старшим братом-дебилом. Однажды мальчик вбил себе в голову, что если он добежит до Святого места - в город Ченстохово, то Матерь Божья спасет его маму, и он побежал. Анджей, узнав об этом, стал сопровождать Павла сначала на развалюхе-машине, а потом на велосипеде. А прежде сообщил об этом своей знакомой репортерше, и о необычном паломничестве мальчика узнала вся страна... За минувший год в Польше было снято 62 фильма, на долю которых пришлось 32 процента кассовых сборов. И в этом году будет снято примерно столько же. То есть, в отличие от нас, кризис не размазал польский кинематограф по стенке. И прежде всего потому, что принятая в стране модель господдержки оказалась жизнеспособной. Суть ее в том, что определенный процент от каждого проданного билета идет на финансирование национальных кинопроектов. Распоряжается фондом Польский институт киноискусства - аналог нашего Госкино. Арт-хаусные проекты, выдержавшие конкурс, финансируются на сто процентов, а остальные - наполовину. Вторую половину продюсеры находят у частных инвесторов - это прежде всего телекомпании. Почему бы и нам не взять на вооружение эту модель? Также в рубрике:
|