Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7686) 18-24 июня 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПреступление в стиле KaramazoffДостоевский на "Первом" СЕРИАЛАнастасия МАШКОВА
Вообще-то, много лет тому назад в одном благополучно забытом опусе Юл Бриннер сыграл персонажа по имени Dmitri Karamazov. И фильм тот голливудский назывался "The Brothers Karamazov" (1958). Но "Karamazoff" - звучит красивее, красивее пишется. Сразу вспоминается байка Владимира Набокова о нерадивой студентке-славистке, которая все никак не могла одолеть великий-великий, большой-пребольшой, главный русский роман "Анна Карамазофф". Глядя на новейшую экранизацию Достоевского от режиссера Юрия Мороза, кинокомпании "Централ Партнершип" (где Мороз один из руководителей-продюсеров) и "Первого канала", постепенно начинаешь ловить себя на мысли: да это же голливудское кино! Это стилизация под некий идеальный фильм про всю ту же Анну Карамазофф, которую одолела сначала славистка, потом сценаристы, потом постановщик масштаба ничуть не меньше Дэвида Лина (режиссер первого, американского "Живаго"). А эта сладчайшая, эдакая духоподъемная музыка Энри Лолашвили за кадром - просто фантастика. Талантливое соревнование. Правда, на мой субъективный взгляд, музыка Мориса Жарра из "Живаго" все-таки лучше. Стилизация всегда проигрывает оригиналу... Зато Сергей Горобченко, Анатолий Белый, Александр Голубев и Павел Деревянко (последние в истории кино братья Карамазовы) куда аутентичнее, нежели "славянские" красавцы Омар Шариф (первый Юрий Живаго) и Юл Бриннер. Этот результат был вполне ожидаемым. Все-таки Юрий Мороз - "отец" сериала "Каменская". Самого стильного и "умного" отечественного телепродукта, появившегося, как я подозреваю, в заочном соревновании со стилистикой идеальных "бибисишных" экранизаций Агаты Кристи. Классный автор криминального кино взялся за экранизацию величайшего в истории мировой литературы криминального романа. Что же... В свое время над этим решением Юрия Мороза вдоволь поиронизировали. Но в нем, согласитесь, есть смысл. И стиль. Но "серьезная" критика по-прежнему ждала от экранизации (причем не от конкретного режиссера, ему вообще уделили минимум внимания, сосредоточившись на таких "интересных" деталях, как возраст артистов и прочее) чего-то другого. И эти ожидания были всегда. Сразу вспоминается, что каждый действующий советский классик мечтал (и ему "не дали") об экранизации литературного шедевра. Многие жалели о том, что Иван Пырьев - большой киноначальник - перекрыл своими экранизациями Достоевского дорогу к ним тем, кто подлинно достоин. Ведь Тарковский мечтал об "Идиоте"! Грустный список можно продолжить. Авербах годами вынашивал замысел экранизации "Белой гвардии", Элем Климов - булгаковского "Мастера...", Данелия - "Хаджи-Мурата"... Лишь Сергею Соловьеву удалось экранизировать "Анну Каренину" - опять-таки в формате телевизионного сериала. Мне кажется, что это будет последний фильм эпохи тотальной авторской режиссуры. В нынешних обстоятельствах экранизации классики - продюсерский продукт. Ничего хорошего из этого, увы, не вышло. С другой стороны, вышло сакраментальное "хоть что-нибудь": все вышеперечисленные классики в новейшее время к своим заветным замыслам прибиться не смогли, не были и экранизированы их гениальные, как утверждают, сценарии. Мороз, который и есть продюсер, и один из самых влиятельных в нашей киноиндустрии, оказался в заведомом выигрышном положении. Снимал сознательно жанр, а не некую имитацию авторского фильма. Чем критике явно не угодил. Сошлюсь на личный опыт: то же самое было всегда! Когда я, совсем еще "зеленая", училась во ВГИКе, наш педагог по критике прямо установку давал, как Чумак: "Читаем с особым упором на старца Зосиму и Великого Инквизитора". А про братьев чего читать-то? Но иной раз очень интересно именно почитать про братьев. Можно ли помочь семейству "Karamazoff"? Хороший вопрос для юношей и девиц, обдумывающих житье. Короче, как не спиться, живя на Руси-матушке? Не скурвиться до непотребства, да не загреметь в казенный дом? Раз за разом поражает этот эффект присутствия, достигаемый любым, мало-мальски подробным воспроизведением хороших книжных текстов. Их герои - живые. И у них есть некая скрытая логика поведения, зачастую отличная от авторской - подчеркиваю, самого автора - интерпретации. Именно так получается с ролью Сергея Колтакова, если не лучшей, то самой неординарной актерской работой в сериале. Этот новый и неожиданный Федор Карамазов - не демон и чудовище, это - банальный дурак и бытовой хулиган. Но старшие детки, не обретшие в себе сил простить непутевого папу, погибли. Все так просто? Если бы! Смирение младшего Карамазова - это необходимость, а не роскошь. Ненависть сжигает изнутри. Любовь к ближнему - не подарок свыше, а осознанный кропотливый труд. Хотя бы за один этот прочувствованный план-рефрен можно сказать авторам большое человеческое спасибо: ходит по полям, среди неземной красоты муравы, под сладчайшую музыку отрок и медитирует на природу... Вот это уже почти по-голливудски. В хорошем смысле слова. И как не крути, очень достойный вклад в визуальную составляющую мировой экосферы. Сидишь так, телевизор смотришь, и приятно, в кои-то веки, удивляешься: а все-таки классику еще снимают... и даже транслируют по федеральным каналам. Также в рубрике:
|