Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7686) 18-24 июня 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Открытая книга на круглом столе

В Москве прошел IV Международный книжный фестиваль

СОБЫТИЕ

Алена СЕМЕНОВА
Маргарита СОГРИНА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Свободомыслие, раскованность и острый диалог - главные черты Международного московского открытого книжного фестиваля, который в четвертый раз прошел в ЦДХ на Крымском Валу. Устроители хотели, чтобы их мультикультурный проект не стал набором презентаций, а заставил каждого участника и поразмышлять о том, что происходит с миром и со всеми нами.

Литература - дело одиноких

Центральная тема фестиваля - будущее, которое совсем недавно казалось понятным, а теперь выглядит крайне неопределенным. Что ждет большие города, что будет с экономикой, семьей, Интернетом, индустрией развлечений? Почему человечество не желает замечать, как с лица земли исчезают целые народы, а во многих древних языках нет грамматической формы будущего времени? В чем причина того, что так называемое либеральное общество не менее тоталитарно по отношению к своим гражданам, чем все другие?

Захар Прилепин и Максим Соколов дискутировали о перспективах левой идеи, а Дмитрий Быков сделал доклад о литературе-2067. Когда ему стукнет 100 лет, исчезнут бумажные носители, и вряд ли кто вспомнит и его, и Достоевского... Сергей Соловьев, Константин Эрнст, Георгий Сатаров, Леонид Юзефович, Людмила Петрушевская, Лев Рубинштейн, Александр Гордон, Михаил Эпштейн, Леонид Парфенов - все они были не гостями, а участниками фестиваля.

В "Коктебель" не протолкнуться - там Виктор Шендерович читает "Балладу об авокадо" и рассуждает, что изменилось за 15 лет и куда движется история. Но и в "Керчи" в это время весьма интересно: Лев Данилкин излагает свой взгляд на современный литературный процесс. Он оценивает литературу по способности генерировать большие национальные романы. Изобилия жанров сейчас не наблюдается. Очень не хватает производственного романа - многие бы, наверное, с удовольствием прочли о том, что происходит на калининградском заводе, собирающем BMW. Гламурная или офисная проза возникла, так как появились новые классы, легитимизирующие себя через печатное слово, и Оксана Робски для Данилкина - любопытное явление. Но не дай бог, переживает Данилкин, нашу литературу накроет "всеобщий Глуховский"! И самым опасным для нее считает нарастающую интерактивность, когда не просто потребляешь информацию, а становишься ее создателем, как это происходит, например, в "Википедии". Хороший текст - продукт закрытый и изотерический. Это дело одиночек. А коллективность, при которой авторы будут выкладывать свои сочинения для общего сотрудничества, может привести к исчезновению настоящих произведений.

В "Гурзуфе" раздает автографы, радуясь, что на встречу с ним пришло так много народу, Андрей Геласимов: до получения "Нацбеста" такое случалось с ним разве что за границей, хотя там вход на подобные мероприятия стоит около 7 евро. По его мнению, Россия сейчас напоминает Францию времен Людовика XIV, при котором искусство стало вымороченным. Говорит, в Европе национальная литература продается лучше иностранной, у нас - наоборот.

" Спасите маму "

Для детей - главных участников фестиваля (ведь форум книжников этого года был обращен в будущее, а дети - это как раз будущее) - устраивались различные развлекательно-просветительские мероприятия: "круглые столы", "ток-шоу", спектакли, работали "барахолка", где можно было поменять прочитанную книгу на новую, паспортный стол - идентифицируй себя сам, почта - отправь письмо любимому герою сказки или в издательство "Самокат" - авторам, которым ты веришь. Старались порадовать юных читателей и новыми книгами, но по-настоящему интересных и действительно свежих новинок было мало: издательство "Три Маг" выпустило хорошо оформленные, забавные по структуре, форме, наполнению и, главное, в качественном переводе "Песню сна" Уолтера де ла Мэра и "Оле-Лукойе" Андерсена. Покопаться, конечно, было в чем: множество справочников, детских энциклопедий, словарей и атласов мира, но они уже давно продаются во всех магазинах столицы.

Малышей развлекали в шатре "Юрта", финские актеры придумали спектакль "Спасите маму". В круглом пространстве павильона дочка спасала свою маму от навязчивой и страшной "синей фотографии", которая символизировала собой затянувшуюся депрессию молодой женщины. Войлочные фигурки и костюмы персонажей увлекали мягкой пластикой форм и втягивали в действо юных зрителей.

В этот же день перед малышами и старшими школьниками выступали известные писатели и поэты: Анатолий Найман прочитал одно из своих стихотворений, ребята внимали "взрослой" поэзии с явным интересом. А на Людмилу Петрушевскую, привыкшую удивлять московскую публику своим эксцентричным литературным театром, собрались и дети, и их родители, и даже бабушки и дедушки.

Но главным в детский день стали "круглые столы" по вопросам подростковой литературы для старшеклассников, их родителей, молодых, но уже известных писателей, критиков, библиотечных работников и преподавателей. Что сегодня читают тинейджеры? Взрослую литературу, фэнтези или ЖЖ?

"Современных специализированных подростковых книг не существует, - считают Майя Кучерская и Ксения Молдавская, - реалии поменялись, сдвинулись, стали жестче, однако вопросы и основные ценности остались прежними, как во времена Толстого и Достоевского, потому ребятам интересен тот, кто говорит с ними на одном языке". От разговора о книгах для юношества невольно перешли к школьной программе по литературе: а она оставляет, как известно, желать лучшего...

Попав на ток-шоу "Старики и дети", понимаешь: взрослые и молодые идут навстречу друг другу, пытаются осознать то общее, что их объединяет. Ток-шоу, задуманное современными прозаиками Михаилом Ясновым, Александром Тимофеевским и издательством "Самокат", позволило поговорить открыто, свободно и прямо не только о литературе, но и о других, причем не самых приятных, явлениях и реалиях дня сегодняшнего.

Фестиваль включал около 300 очень нескучных мероприятий, 20 спецпроектов и как никогда был разнообразен. В нем приняли участие более 50 гостей из 22 стран, а 27 посольств стали его партнерами, профинансировав приезд своих делегаций в Москву. "Открытый фестиваль поддерживают Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и столичное правительство. Эта абсолютно некоммерческая бесплатная для ее участников акция обходится примерно в 5 миллионов рублей. Наоборот мы платим музыкантам и песенным группам, - говорит директор ММКОФ Василий Бычков. - В этом году бюджет несколько урезали, но, экономя на всем, на чем только можно, мы осуществили все задуманные программы".

Билет на фестиваль стоил 150 рублей, для студентов и пенсионеров - 70 рублей - небольшая сумма, учитывая, что, помимо встреч с ведущими литераторами, режиссерами, философами, здесь показывали редкие фильмы, ежедневно разыгрывался мини-спектакль про Москву будущего, и шли яркие концерты. Отвечающий за музыку Артемий Троицкий придумал заводную и парадоксальную программу и пригласил уникальных исполнителей.

Также в рубрике:

СОБЫТИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫБОР

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

ВЫСТАВКА

НОВОСЕЛЬЕ

ПЕРСОНАЛИИ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;