Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7686) 18-24 июня 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяОткрытая книга на круглом столеВ Москве прошел IV Международный книжный фестиваль СОБЫТИЕАлена СЕМЕНОВА Свободомыслие, раскованность и острый диалог - главные черты Международного московского открытого книжного фестиваля, который в четвертый раз прошел в ЦДХ на Крымском Валу. Устроители хотели, чтобы их мультикультурный проект не стал набором презентаций, а заставил каждого участника и поразмышлять о том, что происходит с миром и со всеми нами. Литература - дело одиноких Центральная тема фестиваля - будущее, которое совсем недавно казалось понятным, а теперь выглядит крайне неопределенным. Что ждет большие города, что будет с экономикой, семьей, Интернетом, индустрией развлечений? Почему человечество не желает замечать, как с лица земли исчезают целые народы, а во многих древних языках нет грамматической формы будущего времени? В чем причина того, что так называемое либеральное общество не менее тоталитарно по отношению к своим гражданам, чем все другие? Захар Прилепин и Максим Соколов дискутировали о перспективах левой идеи, а Дмитрий Быков сделал доклад о литературе-2067. Когда ему стукнет 100 лет, исчезнут бумажные носители, и вряд ли кто вспомнит и его, и Достоевского... Сергей Соловьев, Константин Эрнст, Георгий Сатаров, Леонид Юзефович, Людмила Петрушевская, Лев Рубинштейн, Александр Гордон, Михаил Эпштейн, Леонид Парфенов - все они были не гостями, а участниками фестиваля. В "Коктебель" не протолкнуться - там Виктор Шендерович читает "Балладу об авокадо" и рассуждает, что изменилось за 15 лет и куда движется история. Но и в "Керчи" в это время весьма интересно: Лев Данилкин излагает свой взгляд на современный литературный процесс. Он оценивает литературу по способности генерировать большие национальные романы. Изобилия жанров сейчас не наблюдается. Очень не хватает производственного романа - многие бы, наверное, с удовольствием прочли о том, что происходит на калининградском заводе, собирающем BMW. Гламурная или офисная проза возникла, так как появились новые классы, легитимизирующие себя через печатное слово, и Оксана Робски для Данилкина - любопытное явление. Но не дай бог, переживает Данилкин, нашу литературу накроет "всеобщий Глуховский"! И самым опасным для нее считает нарастающую интерактивность, когда не просто потребляешь информацию, а становишься ее создателем, как это происходит, например, в "Википедии". Хороший текст - продукт закрытый и изотерический. Это дело одиночек. А коллективность, при которой авторы будут выкладывать свои сочинения для общего сотрудничества, может привести к исчезновению настоящих произведений. В "Гурзуфе" раздает автографы, радуясь, что на встречу с ним пришло так много народу, Андрей Геласимов: до получения "Нацбеста" такое случалось с ним разве что за границей, хотя там вход на подобные мероприятия стоит около 7 евро. По его мнению, Россия сейчас напоминает Францию времен Людовика XIV, при котором искусство стало вымороченным. Говорит, в Европе национальная литература продается лучше иностранной, у нас - наоборот. " Спасите маму " Для детей - главных участников фестиваля (ведь форум книжников этого года был обращен в будущее, а дети - это как раз будущее) - устраивались различные развлекательно-просветительские мероприятия: "круглые столы", "ток-шоу", спектакли, работали "барахолка", где можно было поменять прочитанную книгу на новую, паспортный стол - идентифицируй себя сам, почта - отправь письмо любимому герою сказки или в издательство "Самокат" - авторам, которым ты веришь. Старались порадовать юных читателей и новыми книгами, но по-настоящему интересных и действительно свежих новинок было мало: издательство "Три Маг" выпустило хорошо оформленные, забавные по структуре, форме, наполнению и, главное, в качественном переводе "Песню сна" Уолтера де ла Мэра и "Оле-Лукойе" Андерсена. Покопаться, конечно, было в чем: множество справочников, детских энциклопедий, словарей и атласов мира, но они уже давно продаются во всех магазинах столицы. Малышей развлекали в шатре "Юрта", финские актеры придумали спектакль "Спасите маму". В круглом пространстве павильона дочка спасала свою маму от навязчивой и страшной "синей фотографии", которая символизировала собой затянувшуюся депрессию молодой женщины. Войлочные фигурки и костюмы персонажей увлекали мягкой пластикой форм и втягивали в действо юных зрителей. В этот же день перед малышами и старшими школьниками выступали известные писатели и поэты: Анатолий Найман прочитал одно из своих стихотворений, ребята внимали "взрослой" поэзии с явным интересом. А на Людмилу Петрушевскую, привыкшую удивлять московскую публику своим эксцентричным литературным театром, собрались и дети, и их родители, и даже бабушки и дедушки. Но главным в детский день стали "круглые столы" по вопросам подростковой литературы для старшеклассников, их родителей, молодых, но уже известных писателей, критиков, библиотечных работников и преподавателей. Что сегодня читают тинейджеры? Взрослую литературу, фэнтези или ЖЖ? "Современных специализированных подростковых книг не существует, - считают Майя Кучерская и Ксения Молдавская, - реалии поменялись, сдвинулись, стали жестче, однако вопросы и основные ценности остались прежними, как во времена Толстого и Достоевского, потому ребятам интересен тот, кто говорит с ними на одном языке". От разговора о книгах для юношества невольно перешли к школьной программе по литературе: а она оставляет, как известно, желать лучшего... Попав на ток-шоу "Старики и дети", понимаешь: взрослые и молодые идут навстречу друг другу, пытаются осознать то общее, что их объединяет. Ток-шоу, задуманное современными прозаиками Михаилом Ясновым, Александром Тимофеевским и издательством "Самокат", позволило поговорить открыто, свободно и прямо не только о литературе, но и о других, причем не самых приятных, явлениях и реалиях дня сегодняшнего. Фестиваль включал около 300 очень нескучных мероприятий, 20 спецпроектов и как никогда был разнообразен. В нем приняли участие более 50 гостей из 22 стран, а 27 посольств стали его партнерами, профинансировав приезд своих делегаций в Москву. "Открытый фестиваль поддерживают Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и столичное правительство. Эта абсолютно некоммерческая бесплатная для ее участников акция обходится примерно в 5 миллионов рублей. Наоборот мы платим музыкантам и песенным группам, - говорит директор ММКОФ Василий Бычков. - В этом году бюджет несколько урезали, но, экономя на всем, на чем только можно, мы осуществили все задуманные программы". Билет на фестиваль стоил 150 рублей, для студентов и пенсионеров - 70 рублей - небольшая сумма, учитывая, что, помимо встреч с ведущими литераторами, режиссерами, философами, здесь показывали редкие фильмы, ежедневно разыгрывался мини-спектакль про Москву будущего, и шли яркие концерты. Отвечающий за музыку Артемий Троицкий придумал заводную и парадоксальную программу и пригласил уникальных исполнителей. Также в рубрике:
|