Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7686) 18-24 июня 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПришел серенький "Волчок"Сказки про темноту и граждан РФ на 20-м "Кинотавре" Светлана ХОХРЯКОВА
В Сочи абсолютным триумфом картины "Волчок" дебютанта в кино и известного театрального драматурга из Екатеринбурга Василия Сигарева завершился юбилейный 20-й фестиваль "Кинотавр". К моменту, когда на сцену вышел председатель жюри - продюсер Сергей Сельянов, фильм этот уже получил три приза. Сельянов никаких речей не произносил. Выдохнул и сказал одно только слово: "Волчок". Какая же буря эмоций охватила зал! Василий Сигарев, кажется, сошел с ума от счастья, но бурно чувств не выражал, просто вжался в кресло. Получая приз за лучший сценарий, он встал на колени перед Дуней Смирновой, вручавшей награду. Выходить пришлось несколько раз. Появлялся он с сумкой наперевес, как почтальон. Никто не подсказал, что надо бы ее где-то оставить. А когда на сцену вышла спутница его жизни Яна Троянова, отмеченная в "Волчке" за лучшую женскую роль, Сигарев заплакал.
Рядом с ним утирал слезу Евгений Сытый, исполнитель одной из главных ролей в "Сумасшедшей помощи" Бориса Хлебникова. Он, кстати, тоже провинциал, из Кемерова (существенное обстоятельство в контексте данного фестиваля), и тоже человек театра - руководит Театром "Ложа", некогда организованным Евгением Гришковцом. Не зря потом один из руководителей "Кинотавра" Александр Роднянский скажет, что фестиваль был молодым, что видно по экрану и по поведению на сцене. Ликовали поклонники "Волчка", на многих он произвел сильнейшее впечатление, а кого-то лавина призов вогнал в ступор, как и сам фильм. Его назвали вредным, надуманным, отвратительным. "Волчок" - зрелище не для слабонервных, он действительно отвратителен (не по мастерству, хотя не все с этим согласны) и ужасен, но, пожалуй, это единственная в конкурсе картина, бившая по нервам, и что там за следующим поворотом, было совершенно неясно. Вторым по числу полученных наград стал "Кислород" Ивана Вырыпаева, дебютировавшего два года назад фильмом "Эйфория", тоже расколовшим аудиторию надвое. Его режиссура признана теперь как лучшая, призом имени Микаэла Таривердиева отмечена и музыка к фильму в исполнении нескольких групп (список имен внушителен). Критики тоже разделились и выдали сразу двух "Слонов": "Кислороду" и "Волчку". Эти картины набрали равное количество голосов. Иван Вырыпаев, как и Сигарев, - представитель новой драмы. Кто-то из моих коллег даже сказал, что после их фильмов невозможно смотреть другое кино, отдающее искусственностью и театральностью. Новый киноязык, новый способ существования в кадре становятся единственно удобоваримыми. Иван Вырыпаев экранизировал собственный текст, как и Сигарев. Спектакль "Кислород" в течение нескольких лет идет в Москве, объехал полмира и стал чуть ли не самым радикальным и обсуждаемым театральным высказыванием, а пьеса переведена на 70 языков.
Театральные люди наступают по всем фронтам. Чуть раньше в кинорежиссуру пришел Кирилл Серебренников, драматурги - братья Пресняковы тоже всерьез заболели кино и написали на сей раз сценарий для Ивана Дыховичного - "Европа-Азия". Это нашествие многое изменило в эстетике современного российского кино и его восприятии. В нынешней программе было мало дебютов - всего два - "Кислород" и "Непрощенные" Клима Шипенко, сына известного театрального драматурга, что, впрочем, совсем не отразилось на его картине - это боевик, бессмысленный и беспощадный, в котором понять ничего нельзя. Критики только удивлялись, как попал он в конкурс, а еще более, что среди продюсеров - имя известного и очень просвещенного нашего коллеги. Дебютов мало, но поколение тридцатилетних представлено, как на витрине универмага. Так что разговоры о том, что это поколение нам являет, не прекращались. Их называли злыми мальчиками, кино их жестким и беспощадным. Чаще всего его снимают провинциалы. "Волчок" и звучит с уральским говорком. Снимался он в Екатеринбурге и недалеко от него. Игорь Волошин снимал фильм "Я" на своей родине в Севастополе. Иван Вырыпаев в Иркутск не поехал, но его герой Санька - гопник из Серпухова, а героиня говорит с польским акцентом: главную роль сыграла новая муза Вырыпаева - польская актриса Каролина Грушка, прежде снимавшаяся в России в "Русском бунте" Александра Прошкина.
Основополагающим понятием для многих молодых стал "Бог". О нем поминают всуе и не всуе. Показывают дно жизни, наркотический угар и при этом заявляют во весь голос о своей вере и христианских ценностях. Иван Вырыпаев неожиданно оказался буддистом, почитающим христианские идеи. Он прав в том, что все мы прикрываемся Богом и делаем сегодня все якобы во имя Всевышнего. Конечно, если покопаться, то история возникнет бредовая. Некий малый встретил девушку, она его заворожила, поскольку она - женщина с кислородом. И тут на карту ставится все. Жена уже лишняя, можно ее и лопатой убить. Нет бы развестись элементарно, и не было бы особых проблем, если не считать таковыми разбитое человеческое сердце и еще одну убитую душу. Вырыпаева, как и Волошина, обвиняли в привлекательном изображении зла. Вроде бы у них есть боль, и они хотят принести пользу человечеству, а в итоге зазывают своими фильмами в бездны. Вырыпаев все же пытается ответить на какие-то существенные вопросы бытия. На примере самого простого мира, где есть наркотики и алкоголь, Интернет и телевизор, незамысловатая любовь. В конечном счете никого ничего в этом мире не волнует. Евангелие от Ивана Вырыпаева назвали Евангелием от Лукавого, поскольку его заповеди можно трактовать как угодно и отступать от них, когда возникает очередное "но". О границах дозволенного и о том, как можно воплощать зло на экране, говорили на фестивале больше всего. Героями почти всех фильмов были милиционеры, как будто иных профессий у нас просто нет. Хороших и доблестных людей среди них практически не оказалось. И это не совсем соответствовало "правде жизни". Милиционеров в парадной белой форме мы видели у стен Зимнего дворца в Сочи каждый день. Они несли свою службу, охраняли порядок, трудно им приходилось по вечерам, когда поток веселых и разгоряченных молодых людей приливал к площади, где выступали популярные певцы и группы, показывали бесплатно на большом летнем экране кино.
Юрий Быков, удостоенный за свой фильм "Начальник" приза в конкурсе короткого метра (в прошлом - театральный актер, режиссерского образования нет), явился на церемонию в майке. Его отправили в гостиницу переодеваться. А потом трудно было вернуться в переполненный Зимний театр, его не пускали, он говорил, что участник, а милиционеры в ответ, что они тоже участники. Что есть, то есть. Милиционеры на экране - не просто блюстители порядка, а воплощение власти. Потому-то и пришлось им брать весь огонь на себя, отвечать за фатальное неустройство жизни, в основном провинциальной. Хотя все то, что мы увидели, скорее всего некий миф о провинциальной безысходности, а молодым часто и сказать нечего. Столичная история была только одна - и та с американским глянцем. Снимались в новых фильмах часто непрофессионалы. В "Сынке" Ларисы Садиловой - роль семнадцатилетнего подростка сыграл подросток из Трубчевска, что под Брянском. До "Кинотавра" он ни разу не бывал на море. Впервые увидел Москву, огромную концентрацию известных людей. Можно себе представить тот вихрь ощущений, которые он испытал. Его друзей играли трубчевские студенты. Да и взрослые роли отдали не актерам - настоящему директору школы, работникам самых разных сфер. Вера Сторожева в картине "Скоро весна" снимала свою дочь - непрофессиональную актрису Ольгу Попову, ей нужна была нелепая и молоденькая героиня с распахнутыми миру глазами. А окружали ее самые настоящие бродяги и уголовники, искавшие приют в монастыре. В эту непрофессиональную среду внедряли одного-двух актеров. Лариса Садилова наряду с непрофессионалами снимала актеров из Брянска. Всем нужны новые лица. У Василия Сигарева снимались екатеринбургские актеры. За операторскую работу отметили Дмитрия Яшонкова, снявшего картину "Я" Игоря Волошина. Она может вызвать самое агрессивное и непримиримое отношение, но две сцены не забыть. Проходят дни, а они так и стоят перед глазами: некий Румын (артист Алексей Горбунов) идет в окружении разряженных девиц в костюмах от Надежды Васильевой под хит "Шизгара". Сцена очень эффектная, и раздает этот красавец горстями белый порошок известного назначения, а то и просто обрушивает на страждущих целый дождь таблеток и шприцев. Это к вопросу о красоте порока и границах дозволенного. Завершается фильм незабываемой сценой, когда загубленные наркотиками и жизнью молодые парни превращаются чуть ли не в памятник героям Севастополя. Их заносит какой-то причудливой пылью - то ли снежной, то ли из песка, и они затвердевают, замерзают, превращаются в исполинов. Просто поколение, увековеченное в камне. Поразительная картинка. И это все, что остается в памяти от путанного фильма, из которого сам Игорь Волошин, человек талантливый, никак не может выбраться, как из своего наркотического прошлого, с которым связана его исповедь уже в третьем по счету фильме. Кстати, многие кинематографисты просто не понимали сюжета, того, что происходило в фильмах конкурсной программы. Виктория Токарева всякий раз подходила к критикам и требовала разъяснений, пришла даже на обсуждение Гильдией киноведов и кинокритиков отсмотренной программы. В фатальной "Палате № 6", открытой на "Кинотавре", требовалось разобраться. От наркотического дурмана мы то и дело переходили к сумасшествию. Герой "Я" тоже отправляется в психушку, чтобы откосить от армии, а там возникнет жизнь в особом розовом свете с хлопьями снега в больничной палате и прочей красотой. Герои "Сумасшедшей помощи" Бориса Хлебникова, о которой мы уже писали после Берлинского фестиваля, - тоже сумасшедшие или полусумасшедшие. Они тоже в дурмане, тоже дети, правда, не злые, но и пользы от них никакой, одни только проблемы для окружающих и опять-таки для милиции и одного отдельно взятого ее странного представителя. Очень жаль, что великолепные работы Сергея Дрейдена и Евгения Сытого не были отмечены жюри. Дрейден - просто актер высшего пилотажа. Кажется, то, что он делает в кадре, сыграть невозможно, нужно просто быть таким, как его герой. Награду за лучшую мужскую роль получил Борис Каморзин, сыгравший милиционера в картине Николая Хомерики "Сказка про темноту". Он тоже великолепный артист, жаль, что не приехал на "Кинотавр" (бесплатная квота для участников картины - 4 человека, остальных можно было привозить за свой счет, не у всех на это были средства). Но это все же роль второго плана. Особого упоминания жюри удостоена картина Алексея Мизгирева "Бубен, барабан" с Натальей Негодой в главной роли. Она не снималась более 20 лет, помнят ее по роли в "Маленькой Вере". Наталья специально приезжала в Сочи из Америки на показ картины. В этом фильме, завершавшем фестиваль, героиня Негоды учила отца делать дыхательные упражнения, произнося "бубен, барабан, бубен, барабан". Кислород как тема открыл "Кинотавр", он же и закрыл. Действие фильма происходит в провинции, снимали в Тульской области. А Негода сыграла роль библиотекарши, в которой открываются такие бездны, что героини "Волчка" и не снились. Провинциальная беспросветность вымывает на поверхность самые низменные инстинкты и зло. Появится на экране отрезанная голова, как потом скажет режиссер, жутко дорогая вещь для съемочной группы, и станет совсем уж жутковато, а к фильму тут же угаснет интерес. Это история не библиотекаря, а человека в РФ (Российской Федерации), по определению самого же Алексея Мизгирева (когда-то тоже провинциала), отмечена мастерством, но в какой-то момент начинается явный перебор, какая-то кромешная тьма. Практически каждый из предъявленных фильмов фиксировал своего рода ЧП районного масштаба. Лариса Садилова сказала, что почувствовала себя на фестивале изгоем среди сплошной жести. Пришло время кино убойной силы. Хватило бы сил его перенести. Прокатчики, собравшиеся на кинорынке, проходившем в дни фестиваля, хватались за голову: "Чем работать ближайшие полгода?" Говорили о том, что не могут показывать "Кислород", для подростков он просто опасен. "Волчок" тоже не годится. Авторское кино, таким образом, проходит мимо. А с другой стороны - певицы и кавээнщики в главных ролях тоже зрителями в их городах не восстребованы. КВН и без того в город приезжает, его артисты никакие, зачем вообще тогда актеры существуют, если снимают Галустяна и Павла Волю. Говорили, что на "Самый смешной фильм" можно однажды затащить публику, а во второй раз никого не заманишь на такого рода опусы. Вот и остаются "Трансформеры" и прочие американские фильмы, снабженные к тому же хорошей рекламой. С ними и работают. Так что фестиваль фестивалем, а кинорынок кинорынком. Сойтись им пока не суждено. Подвел черту главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей, сказав на одном из "круглых столов" о том, что телевидение - главная статья досуга в стране. Также в рубрике:
|