Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7686) 18-24 июня 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Там, где нет скинхедов

Чебоксарский международный кинофестиваль

Дарья БОРИСОВА
Фото Натальи БАНТЛЕ
Чебоксары - Москва


Актриса М.Орел ("Россия-88")

На кинофестивальной карте России появился еще один пункт - Чебоксары, столица Чувашской Республики. В далекие 30-е годы тут совсем недолго функционировало объединение "Чувашкино" - этим и только этим край засвечен в истории отечественного кинематографа. Потому, решив провести с 1 по 6 июня нынешнего года Чебоксарский международный кинофестиваль, руководители республики и организаторы пошли на определенный риск - киносмотр "на ровном месте" мог стать очередным искусственным порождением развернувшейся моды на региональные фестивали. Но ничуть не бывало - Чебоксарский фест сразу нащупал специфику, навел свой фокус и прошел с толком. Сработала безошибочная интуиция худрука фестиваля, киноведа Вячеслава Шмырова.

Претенденты: К.Шахназаров и Н.Федоров

На чувашский берег великой русской реки Волги съехались люди самых разных национальностей - татары, казахи, эстонцы, якуты, грузины, русские, белорусы - соседи по стране и постсоветскому пространству. Акцент был сделан на демонстрацию многообразия народов, культур, на создание и поддержание творческих связей кинематографистов огромного региона, где русский язык пока еще общий. В большой - игровой - конкурс подобрали фильмы, сделанные в копродукции: "Георг" Пеэтера Симма (Россия - Эстония - Финляндия), "Пленный" Алексея Учителя (Россия - Болгария), "Тайна Чингис Хаана" Андрея Борисова (Россия - США - Монголия), "Океан" Михаила Косырева-Нестерова (Россия - Куба), "Подарок Сталину" Рустема Абдрашева (Казахстан - Польша - Израиль), "Русский треугольник" Алеко Цабадзе (Украина - Грузия) и, наконец, единственный "чисто" российский фильм, ставший гран-призером фестиваля - "Россия 88" Павла Бардина. Пусть картины эти уже отыгранные, но для чебоксарской публики показ их на большом экране стал настоящим подарком.

На фильмы документального конкурса, как водится, собирались больше специалисты - участники фестиваля, киноведы, - и здесь им было что посмотреть, принять к сведению, обсудить. Целые программы своих фильмов представили студии Москвы ("Интер-классик"), Петербурга (Санкт-Петербургская студия документальных фильмов), Казани ("Сабантуй"), Перми ("Новый курс") и Новосибирска ("Азия-фильм"). Панорама эта многое высветила; региональные студии существуют в вакууме, иногда это благо - сохраняется школа, больше возможности сосредоточиться на чем-то главном. Но в иных случаях жизнь вне профессионального контекста ведет к отставанию. Какой-то старомодностью повеяло от фильмов, представленных новосибирцами. Вроде бы и материал живой, кричащий - вырождение русской деревни ("Другая жизнь", режиссер В.Эйснер), судьбы и характеры ярких "чудиков" из сибирской глубинки (альманах "Сибиряки", режиссер В.Новиков) - но все это тяготеет к формату телепередачи, причем советских времен. Самоценную фактуру, интересных персонажей перекрывает обильный, пафосно-сентиментальный закадровый текст, который совершенно не оставляет лазейки зрительской мысли. Та же проблема в биографических опусах Людмилы Усовой (казанская студия "Сабантуй") "Два крещения Всеволода Мейерхольда" и "Ильдар Ханов. Песни света". Это телепродукт, который был бы востребован, скажем, интеллигентным каналом "Культура", но к кино это практически не имеет отношения.

Впрочем, случились в программе казанской студии и удачи. Поэтическая зарисовка "Есть окно такое..." сделана режиссером Ириной Волковой с натуры - образ маленького татарского городка Елабуги складывается, как мозаика, из обрывков жизненных драм его жителей и гостей (обретшая в Елабуге последнее пристанище Марина Цветаева тенью проходит сквозь фильм).

Картина Юрия Диделева "И чудаки еще такие есть" - сборник портретов замечательных людей Марий Эл. Конечно, она отдает заказом на этнографическую тематику, но есть в ней какое-то обаяние. Стержнем фильма является знаменитая баллада Высоцкого про чудаков разного рода, которых мало на Земле, но время от времени они "попадают в такт такого же неровного дыханья", то есть встречаются с себе подобными, и тогда у мира появляется шанс стать лучше.

Вновь подтвердила высокий класс пермская студия "Новый курс". Конечно, до уровня пермяков новосибирцам и казанцам еще расти и расти. Тут мастерство сочетается с обостренным социальным слухом, с чутьем на время. Три фильма - три повода для общественных дискуссий, не уступающих нашумевшей "Девственности" Виталия Манского (которая, кстати, тоже была представлена чебоксарцам в дни фестиваля). "Танго для ЗК" Рашида Давлетшина - история флирта "королевы женской зоны" Наташи и брутального зэка Юры, авторитета мужской колонии. Видятся они на тюремных КВНах, а общаются в основном по переписке. Смешны и трогательны их письма, ужасны истории, приведшие их за решетку. Ритм фильма подчинен музыкальному ритму танго, пульсирующему и напряженному. В то же время поймана особая, приблатненная интонация зоны, с ее перепадами - от вкрадчивости к разудалости.

Картина Алексея Романова "Черные русские" на первый взгляд комедия. В российском медвузе учатся два африканца, Патрик и Джон. Один - усердный, степенный, другой - легкомысленный, загульный. Режиссер не ограничивается игрой на внешнем эффекте, идет вглубь, намечает большую тему ответственности врачей (попадешь потом в руки такому эскулапу, как весельчак Джон, не обрадуешься).

Вершина пермской программы - фильм Павла Печенкина "Экскурсия". Старшеклассников снимают с уроков и везут на экскурсию в бывший лагерь для политзаключенных "Пермь-36". Там их ждет рассказ о судьбах и условиях содержания людей, а главное - встреча с Сергеем Адамовичем Ковалевым, который когда-то отбывал здесь срок. Потом - обратно в автобус и по домам. Это, собственно, весь сюжет. Но за те 49 минут, что длится фильм, представители "поколения пепси" на глазах превращаются в людей, получивших шанс стать гражданами. "Экскурсия" Печенкина - симфония крупных планов. В пустых глазах вдруг начинает мерцать эмоция, мысль, потом польются слезы, оставляя на розовых девчоночьих щеках черные дорожки туши, а к концу и вовсе на преображенной мордашке появятся отчетливые следы впервые пережитого катарсиса. Чистое, виртуозное наблюдение, никаких постановочных подтасовок - а за ним встает глобальная и больная тема исторической памяти, воспитания пресловутого патриотизма в подрастающих поколениях.

В один из дней фестиваля прошел "круглый стол" на тему "Право нации на кинематограф". Разговор вышел несколько сумбурный (у представителей чувашской культуры много накипело), но небезынтересный. Ведущая, искусствовед и правозащитница Алла Гербер (на фестивале она возглавляла жюри конкурса документальных фильмов) попыталась возбудить дискуссию о болезненных издержках сосуществования многих народов в России, о ксенофобии и набирающем обороты движении скинхедов. Мотив этот забуксовал, так как выяснилось, что в Чувашии таких проблем практически нет. В республике дружно живут чуваши, татары, русские, марийцы, немцы, и никто никого не притесняет. Такая же ситуация в Казахстане, посланцем которого был в Чебоксарах режиссер Рустем Абдрашев. "В 30-е годы, когда к нам начали привозить ссыльных и переселенцев, Казахстан за короткое время из мононациональной превратился в многонациональную республику, - рассказывал автор фильма "Подарок Сталину". - Теперь мы считаем, что это наше богатство. Для нас важны человеческие ресурсы - ведь простор у нас огромный". В итоге вырулили на конкретные советы чувашским энтузиастам, радеющим за рождение своего кино. "Берите, пока нет денег на большее, обычные цифровые камеры и снимайте то, что считаете своим достоянием, снимайте то, что уходит. Накапливайте хроникальный материал", - наставляла коллег Алла Бобкова, киновед из Беларуси, член жюри игрового конкурса.

Церемония закрытия Чебоксарского фестиваля получилась неподдельно праздничной, яркой. На сцену поднимались: президент смотра Карен Шахназаров, народная любимица Ирина Муравьева, режиссер Светлана Дружинина со своей многочисленной командой пышно представленного на фестивале фильма "Виват, Анна Иоанновна!" - супругом и оператором Анатолием Мукасеем, верным актером Дмитрием Харатьяном, художником по костюмам Игорем Дадиани (кстати, он живет в Чебоксарах и пользуется там большой славой). Хозяева наполнили действо оригинальными номерами - чувашскими песнями-плясками, но покорил публику местный детский ансамбль с уморительной композицией "Муравьи", достойной, по словам композитора Геннадия Гладкова, приза детского Евровидения. Подлинным триумфом стала победа опального фильма Павла Бардина "Россия 88", казалось, все по-особому оценили принципиальность членов жюри и аплодировали не только представительнице картины, актрисе Марине Орел, но и смелым судьям. В качестве гостеприимного тамады выступал на заключительном приеме сам президент Чувашской Республики Николай Федоров. Срочно развернуть в Чувашии национальную киноиндустрию он не обещал (край не из богатых, нефти в его недрах нет), а вот указ о подготовке следующего Чебоксарского международного кинофестиваля им уже подписан.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;