Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7686) 18-24 июня 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноТам, где нет скинхедовЧебоксарский международный кинофестиваль Дарья БОРИСОВА
На кинофестивальной карте России появился еще один пункт - Чебоксары, столица Чувашской Республики. В далекие 30-е годы тут совсем недолго функционировало объединение "Чувашкино" - этим и только этим край засвечен в истории отечественного кинематографа. Потому, решив провести с 1 по 6 июня нынешнего года Чебоксарский международный кинофестиваль, руководители республики и организаторы пошли на определенный риск - киносмотр "на ровном месте" мог стать очередным искусственным порождением развернувшейся моды на региональные фестивали. Но ничуть не бывало - Чебоксарский фест сразу нащупал специфику, навел свой фокус и прошел с толком. Сработала безошибочная интуиция худрука фестиваля, киноведа Вячеслава Шмырова.
На чувашский берег великой русской реки Волги съехались люди самых разных национальностей - татары, казахи, эстонцы, якуты, грузины, русские, белорусы - соседи по стране и постсоветскому пространству. Акцент был сделан на демонстрацию многообразия народов, культур, на создание и поддержание творческих связей кинематографистов огромного региона, где русский язык пока еще общий. В большой - игровой - конкурс подобрали фильмы, сделанные в копродукции: "Георг" Пеэтера Симма (Россия - Эстония - Финляндия), "Пленный" Алексея Учителя (Россия - Болгария), "Тайна Чингис Хаана" Андрея Борисова (Россия - США - Монголия), "Океан" Михаила Косырева-Нестерова (Россия - Куба), "Подарок Сталину" Рустема Абдрашева (Казахстан - Польша - Израиль), "Русский треугольник" Алеко Цабадзе (Украина - Грузия) и, наконец, единственный "чисто" российский фильм, ставший гран-призером фестиваля - "Россия 88" Павла Бардина. Пусть картины эти уже отыгранные, но для чебоксарской публики показ их на большом экране стал настоящим подарком. На фильмы документального конкурса, как водится, собирались больше специалисты - участники фестиваля, киноведы, - и здесь им было что посмотреть, принять к сведению, обсудить. Целые программы своих фильмов представили студии Москвы ("Интер-классик"), Петербурга (Санкт-Петербургская студия документальных фильмов), Казани ("Сабантуй"), Перми ("Новый курс") и Новосибирска ("Азия-фильм"). Панорама эта многое высветила; региональные студии существуют в вакууме, иногда это благо - сохраняется школа, больше возможности сосредоточиться на чем-то главном. Но в иных случаях жизнь вне профессионального контекста ведет к отставанию. Какой-то старомодностью повеяло от фильмов, представленных новосибирцами. Вроде бы и материал живой, кричащий - вырождение русской деревни ("Другая жизнь", режиссер В.Эйснер), судьбы и характеры ярких "чудиков" из сибирской глубинки (альманах "Сибиряки", режиссер В.Новиков) - но все это тяготеет к формату телепередачи, причем советских времен. Самоценную фактуру, интересных персонажей перекрывает обильный, пафосно-сентиментальный закадровый текст, который совершенно не оставляет лазейки зрительской мысли. Та же проблема в биографических опусах Людмилы Усовой (казанская студия "Сабантуй") "Два крещения Всеволода Мейерхольда" и "Ильдар Ханов. Песни света". Это телепродукт, который был бы востребован, скажем, интеллигентным каналом "Культура", но к кино это практически не имеет отношения. Впрочем, случились в программе казанской студии и удачи. Поэтическая зарисовка "Есть окно такое..." сделана режиссером Ириной Волковой с натуры - образ маленького татарского городка Елабуги складывается, как мозаика, из обрывков жизненных драм его жителей и гостей (обретшая в Елабуге последнее пристанище Марина Цветаева тенью проходит сквозь фильм). Картина Юрия Диделева "И чудаки еще такие есть" - сборник портретов замечательных людей Марий Эл. Конечно, она отдает заказом на этнографическую тематику, но есть в ней какое-то обаяние. Стержнем фильма является знаменитая баллада Высоцкого про чудаков разного рода, которых мало на Земле, но время от времени они "попадают в такт такого же неровного дыханья", то есть встречаются с себе подобными, и тогда у мира появляется шанс стать лучше. Вновь подтвердила высокий класс пермская студия "Новый курс". Конечно, до уровня пермяков новосибирцам и казанцам еще расти и расти. Тут мастерство сочетается с обостренным социальным слухом, с чутьем на время. Три фильма - три повода для общественных дискуссий, не уступающих нашумевшей "Девственности" Виталия Манского (которая, кстати, тоже была представлена чебоксарцам в дни фестиваля). "Танго для ЗК" Рашида Давлетшина - история флирта "королевы женской зоны" Наташи и брутального зэка Юры, авторитета мужской колонии. Видятся они на тюремных КВНах, а общаются в основном по переписке. Смешны и трогательны их письма, ужасны истории, приведшие их за решетку. Ритм фильма подчинен музыкальному ритму танго, пульсирующему и напряженному. В то же время поймана особая, приблатненная интонация зоны, с ее перепадами - от вкрадчивости к разудалости. Картина Алексея Романова "Черные русские" на первый взгляд комедия. В российском медвузе учатся два африканца, Патрик и Джон. Один - усердный, степенный, другой - легкомысленный, загульный. Режиссер не ограничивается игрой на внешнем эффекте, идет вглубь, намечает большую тему ответственности врачей (попадешь потом в руки такому эскулапу, как весельчак Джон, не обрадуешься). Вершина пермской программы - фильм Павла Печенкина "Экскурсия". Старшеклассников снимают с уроков и везут на экскурсию в бывший лагерь для политзаключенных "Пермь-36". Там их ждет рассказ о судьбах и условиях содержания людей, а главное - встреча с Сергеем Адамовичем Ковалевым, который когда-то отбывал здесь срок. Потом - обратно в автобус и по домам. Это, собственно, весь сюжет. Но за те 49 минут, что длится фильм, представители "поколения пепси" на глазах превращаются в людей, получивших шанс стать гражданами. "Экскурсия" Печенкина - симфония крупных планов. В пустых глазах вдруг начинает мерцать эмоция, мысль, потом польются слезы, оставляя на розовых девчоночьих щеках черные дорожки туши, а к концу и вовсе на преображенной мордашке появятся отчетливые следы впервые пережитого катарсиса. Чистое, виртуозное наблюдение, никаких постановочных подтасовок - а за ним встает глобальная и больная тема исторической памяти, воспитания пресловутого патриотизма в подрастающих поколениях. В один из дней фестиваля прошел "круглый стол" на тему "Право нации на кинематограф". Разговор вышел несколько сумбурный (у представителей чувашской культуры много накипело), но небезынтересный. Ведущая, искусствовед и правозащитница Алла Гербер (на фестивале она возглавляла жюри конкурса документальных фильмов) попыталась возбудить дискуссию о болезненных издержках сосуществования многих народов в России, о ксенофобии и набирающем обороты движении скинхедов. Мотив этот забуксовал, так как выяснилось, что в Чувашии таких проблем практически нет. В республике дружно живут чуваши, татары, русские, марийцы, немцы, и никто никого не притесняет. Такая же ситуация в Казахстане, посланцем которого был в Чебоксарах режиссер Рустем Абдрашев. "В 30-е годы, когда к нам начали привозить ссыльных и переселенцев, Казахстан за короткое время из мононациональной превратился в многонациональную республику, - рассказывал автор фильма "Подарок Сталину". - Теперь мы считаем, что это наше богатство. Для нас важны человеческие ресурсы - ведь простор у нас огромный". В итоге вырулили на конкретные советы чувашским энтузиастам, радеющим за рождение своего кино. "Берите, пока нет денег на большее, обычные цифровые камеры и снимайте то, что считаете своим достоянием, снимайте то, что уходит. Накапливайте хроникальный материал", - наставляла коллег Алла Бобкова, киновед из Беларуси, член жюри игрового конкурса. Церемония закрытия Чебоксарского фестиваля получилась неподдельно праздничной, яркой. На сцену поднимались: президент смотра Карен Шахназаров, народная любимица Ирина Муравьева, режиссер Светлана Дружинина со своей многочисленной командой пышно представленного на фестивале фильма "Виват, Анна Иоанновна!" - супругом и оператором Анатолием Мукасеем, верным актером Дмитрием Харатьяном, художником по костюмам Игорем Дадиани (кстати, он живет в Чебоксарах и пользуется там большой славой). Хозяева наполнили действо оригинальными номерами - чувашскими песнями-плясками, но покорил публику местный детский ансамбль с уморительной композицией "Муравьи", достойной, по словам композитора Геннадия Гладкова, приза детского Евровидения. Подлинным триумфом стала победа опального фильма Павла Бардина "Россия 88", казалось, все по-особому оценили принципиальность членов жюри и аплодировали не только представительнице картины, актрисе Марине Орел, но и смелым судьям. В качестве гостеприимного тамады выступал на заключительном приеме сам президент Чувашской Республики Николай Федоров. Срочно развернуть в Чувашии национальную киноиндустрию он не обещал (край не из богатых, нефти в его недрах нет), а вот указ о подготовке следующего Чебоксарского международного кинофестиваля им уже подписан. Также в рубрике:
|