Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7696) 27 августа - 2 сентября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Поволжские индейцы

VI Ширяевская биеннале современного искусства

Ирина КУЛИК
Фото Унтервергера МАНФРЕДА и Дианы МАЧУЛИНОЙ
Самара - Москва


А. Кузькин. "Быть художником, быть индейцем"

В селе Ширяеве Самарской области, вошедшем в историю искусства благодаря тому, что именно здесь, на волжских берегах, среди Жигулевских гор, Репин писал своих хрестоматийных "Бурлаков", состоялась шестая Ширяевская биеннале современного искусства. Собственно говоря, публичное арт-событие - "Номадическое шоу", во время которого художники и публика этаким "крестным ходом" шли по деревне и ее окрестностям, открывая всевозможные объекты, инсталляции и перформансы, - продолжалось ровно один день. Ширяевская биеннале, придуманная самарскими художниками Нелей и Романом Коржовыми, которые остаются ее бессменными кураторами, - событие, радикально не желающее вписываться ни в какие привычные форматы. Это не столько шоу для зрителей и тем более не изготовление товаров для арт-рынка, сколько лаборатория для самих художников, в течение недели работавших бок о бок, в довольно-таки спартанских условиях, общаясь на языке искусства. Ширяевская биеннале - событие, несмотря на свою камерность, вполне международное: в этом году среди его участников, помимо художников из Москвы и Самары, были представители Эстонии, Казахстана и Франции, а также целый арт-десант из Штутгарта, собранный старожилом Ширяевской биеннале, немецким художником и куратором Ханнсом-Михаелем Руппрехтером. Впрочем, за десять лет своего существования Ширяевская биеннале все же обзавелась собственным зрителем: в этом году ее посетило более 500 человек. Количество людей, три часа добиравшихся из Самары до Ширяева на "Ракетах", оказалось сюрпризом для самих организаторов и участников биеннале.

В. Суке, Э. Пичедда, Н. Суке. "Дальний Восток и East Side story"

С самого начала Ширяевская биеннале проходит под девизом "Между Европой и Азией", к которому каждый раз добавляется новая тема. В этом году такой темой стала "Америка", которую предлагается трактовать не только географически или политически, но и метафорически - как некий "новый свет", который еще предстоит открыть, захватить, освоить. Можно вспомнить, что в русской и европейской культуре "Америка" долгое время была еще и вектором побега. Что также делает ее весьма уместной темой для биеннале современного искусства, еще с начала прошлого века вынашивающего многочисленные планы побега из переполненного сокровищами прошлого музея или же из стерильного галерейного "белого куба" непосредственно в реальность, в жизнь. А что может быть реальнее и жизненнее, чем отрезанная от "цивилизации" деревня на берегах Волги, в которой художники жили в домах местных жителей.

Конечно, у участников Ширяевской биеннале "Америка" вызывала самые разные ассоциации. Так, например, эстонские художницы Маре Трала и Сирам устроили эпатажно-феминистический перформанс "Superwoman за забором", в ходе которого предстали в образе пародийных героинь американского комикса - в бюстгальтерах из вантузов, ручки которых были увенчаны раскрашенными в цвета американского флага боксерскими перчатками. "Суперженщины" сначала зачитывали статьи об абортах, детских пособиях, душещипательных сериалах и прочих женских вопросах из русскоязычной эстонской прессы, а затем насильно "феминизировали" попавшегося им в руки мужчину - накрасили ногти и губы, нарядили в кислотных расцветок трико и на котурнах-коньках поставили на подиум. Казахский художник Ербол Мельдибеков представил объект "Пик Коммунизма" - подобие присыпанной снегом горной вершины, очень убедительно сделанной из погнутого эмалированного таза с обсыпавшейся краской. Классики московского концептуализма Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов продемонстрировали всю мифичность культурного конструкта "Америка", прибегнув к уже классическому в современном искусстве приему "апроприации". В качестве своего произведения они выставили в местном музее гравюры советского графика Виктора Бибикова из альбома 1960-х годов, посвященного Нью-Йорку, в стиле сурового соцреалистического экспрессионизма представляющего "город контрастов" со спящими под Бруклинским мостом бездомными и фланирующей по залитым огнями рекламы улицам Манхэттена праздной "золотой молодежью". Неля Коржова куда более личным образом апроприировала фильм культового американского режиссера Джима Джармуша "Отпуск без конца", переписав его кадры в виде живописных полотен. Московско-израильский художник Хаим Сокол представил вечную тоску представителя диаспоры по раскиданным по всему свету близким в лэнд-артной инсталляции "Адресат выбыл". Старые, еще советского образца почтовые ящики были развешаны в заведомо недоступном и безлюдном месте - на пятнадцатиметровой высоте на скале. А москвичка Диана Мачулина спустила на воды местного озерца игрушечный кораблик, повторяющий "реди-мейд", некогда найденный ею на Белом море. Крошечное плавсредство, чей корпус был сделан из выломанной из забора доски, а паруса - из разрезанных пластиковых бутылок из-под "Колы", и правда, оказалось замечательным символом открытия Америкой местных "колумбов", которым не спрятаться от нее ни за какими частоколами. Самарца Андрея Сяйлева Ширяево вдохновило на произведения в самом что ни на есть нонспектакулярном духе: деревенские дома у него проросли мехом, то пробивающимся сквозь трещины бетонного фундамента, то нарастающим под крышей наподобие осиного гнезда. Правда, какое отношение эти по-своему изящные объекты имеют к Америке, - понять сложно: разве что предположить, что это символ неизбывной, животной витальности Нового Света. Немецкий художник Георг Зайс представил изящную, хотя и злобную, шутку на актуальную тему. Его выставленный в ширяевском музее объект назывался "Где твой нос, Майкл?" - в напоминание о недавней сплетне из желтой прессы о якобы похищенном из гроба короля поп-музыки многострадальном носе Майкла Джексона. Выточенный из дерева крошечный носик, торчавший из белой музейной стены, несмотря на опознаваемый абрис, выглядел скорее как абстрактный минималистский объект - вполне в духе тех, что в последнее время изготовляет Анатолий Осмоловский. А еще один немец, Геро Гетце, придумал для "Номадического шоу" простодушный только на первый взгляд перформанс "У меня мечта - продавать мороженое". Вполне в духе уже ставших классикой перформансов Рикрита Тиравания, основоположника такого важного в современном искусстве направления, как "эстетика взаимоотношений", Геро Гетце устроил акцию-угощение, в ходе которой предлагал публике купить у него "настоящее американское мороженое", которое он на самом деле изготовил самостоятельно. "Американское мороженое" было двух сортов - "Утопия" и "Ностальгия". И это, пожалуй, и правда, два основных вкуса "американской мечты", культуры, азартнее и убедительнее всех остальных фантазирующей о будущем. И, в силу относительно короткой, по меркам Старого Света, истории, быстрее всего мифологизирующей даже самое недавнее прошлое: американская культура с особым увлечением относится к стилю "ретро"; достаточно вспомнить, с какой любовью разнообразные фильмы и сериалы воспроизводят любую из минувших эпох - будь то "Великая депрессия" или хиппующие 60-е. "Утопия" оказалась электронно-зеленого, как буквы в заставке "Матрицы", цвета, с горько-кислым вкусом яблока (в честь "Большого Яблока", как называют Нью-Йорк), приправленного имбирем, - ради того азиатского духа, с которым будущее ассоциируется со времен "Бегущего по лезвию бритвы". А "Ностальгия" - консервативно-шоколадной, но с неожиданным солоноватым привкусом - ибо сладость прошлого всегда приправлена слезами по его утрате.

Д. Мачулина. "Эпоха географических открытий"

Одной из сквозных тем биеннале оказалась смертная казнь: как-никак Америка - одна из немногих цивилизованных стран, в которой до сих пор выносятся и приводятся в исполнение смертные приговоры. Манфред Унтервергер показал в тесном, как тюремная камера, зальчике дома-музея местного поэта Василия Ширяевца мрачный проект "21147", посвященный смертным казням в США и Китае. Чашка риса, перемешанного с пулями, пепельница, переполненная окурками последних сигарет. Фотографии украшающих автодорогу где-то в Неваде билбордов - один зовет на ярмарку оружия, другой демонстрирует фотографию разыскиваемого за вооруженное ограбление преступника, третий опять рекламирует оружие. Однако самый сильный элемент этого проекта - распечатки последних слов смертников. "Я ухожу в красивое место. ОК, охранник, рок-н-ролл!" "Я только хочу сказать, что прокурор и Бил Скотт - сукины дети". "Пусть всегда будут только небо и зеленая трава. И сегодня хороший день для смерти". "У меня не хватает слов, чтобы сказать, как мне жаль, что я убила своих детей. Сейчас я смогу быть с ними, как я всегда хотела". "Я не виноват, я не виноват, я не виноват. Не совершайте ошибку, у меня нет долгов перед обществом. Я невиновен. И сегодня совершится несправедливость. Да благословит нас Господь. Я готов." Бравада и смирение, раскаяние преступников и ярость невиновных кажутся в равной степени душераздирающими. По сравнению с этими высказываниями инсталляция другого немецкого художника, Георга Зайсса, "Лестница в небо" выглядит куда более безобидной: возведенное прямо на вольном волжском берегу дощатое подобие электрического стула, несмотря на ремни на подлокотниках и шлем с проводами, выглядит решительно неправдоподобным. А смерть, пусть и насильственная, начинает казаться всего лишь еще одним вариантом побега.

Впрочем, мечта о побеге у многих участников Ширяевской биеннале воплотилась в куда менее мрачных и куда более ожидаемых образах. Как и можно было догадаться, даже у современных художников "Америка" ассоциируется с неотразимой романтикой вестернов. Молодые французские художники, семейная пара Валентин Суке и Эмили Пичедда, приехали в Ширяево сразу после долгого путешествия в Мексику. Но ту Америку, о которой рассказывают все самые прекрасные фильмы, смогли создать прямо на берегах Волги, из подручных средств, в общении с местными жителями. Они познакомились с владельцами местного крошечного зверинца и одолжили у них игуану и удава. Собрали по домам гардероб и реквизит - хвостатую шапку-малахай, старый нож, металлическую флягу. И даже причудливый, сваренный из

железных листов дом, в котором они поселились, оказался отличной, почти в духе "Безумного Макса", декорацией для фотосессии, главной героиней которой оказалась прелестная дочь художников, семилетняя Нина. Буквально "на коленке" французы сделали изумительную серию снимков, напоминающих кадры из несуществующего, увы, фильма - истории о похождениях странствующих циркачей, отца и дочки, в вольных прериях то ли Дикого Запада, то ли столь же заманчиво дикого Востока. "Far East" - выпиленные из фанеры буквы, напоминающие вывеску салуна, отлично дополнили жестяной фасад дома, ставший стендом для их фотовыставки. Французские художники, конечно, не видели "Белое солнце пустыни" и не знали, что в советском кино существовал особый жанр, который киноманы назвали "истерном". Но создали на редкость привлекательную его версию.

Дань вестерну отдали еще два участника Ширяевской биеннале, во время которой в поволжской деревне появилось целых два вигвама. Утлый шатер из белых полотнищ, разрисованных лихими нью-вэйверскими молниями типа "не влезай - убьет", соорудил прямо на местном пляже Ханнс-Михаель Руппрехтер. Во время "Номадического шоу" художник вылез из вигвама в облике настоящего деревенского сумасшедшего и продекламировал поэму о Дракуле. Не так уж и важно, каким образом отлично прижившегося на почве американской массовой культуры трансильванского вампира занесло в индейский вигвам, - акция немецкого художника казалась перемещением не в пространстве, но во времени. Полнейшая ее абсурдность казалась этаким рецидивом безумных шестидесятнических хепенингов в духе легендарного неодадаистского движения Флуксус.

В отличие от Руппрехтера, молодой московский художник Андрей Кузькин, ставший лауреатом последней премии "Инновация", построил свой вигвам не понарошку, а по всем правилам и традициям коренных американцев, не забыв даже место для алтаря, в котором он расположил атрибуты искусства - кисти и карандаши. Вигвам Кузькина, расположенный в живописной "прерии" на некотором отдалении от села Ширяево, сооружался не просто как инсталляция, но как настоящее жилье, в котором художник анахоретом прожил целую неделю, отказавшись почти от всех связей с "цивилизацией", но в своем отшельничестве продолжая творить. Увидеть плоды его уединенных трудов можно было только во время "Номадического шоу", причем сам художник продолжал пребывать в образе непроницаемого "индейца", уклонявшегося от каких-либо контактов с "бледнолицыми" посетителями и бродившего вокруг вигвама с самодельным луком, из которого он время от времени выпускал стрелы. Однако многочисленные рисунки, которыми был изнутри завешан весь вигвам, рассказывали вовсе не об охоте на бизонов, шаманских ритуалах и прочей туземной экзотике, до которой так охочи посещающие резервации туристы, в роли которых невольно оказались зрители Ширяевской биеннале. В своей привычной манере, напоминающей альбомы классиков московского концептуализма, Ильи Кабакова или Виктора Пивоварова, Андрей Кузькин зарисовывал дневник собственного путешествия из Москвы в Самару и Ширяево со скрупулезно-обыденными деталями и подробностями. "Быть художником - быть индейцем" Андрея Кузькина - один из самых впечатляющих проектов Ширяевской биеннале, и впечатляет здесь не только героическая аскеза автора, но и то, каким парадоксальным образом он обыгрывает ключевые темы современной культуры. В связи с этим проектом можно рассуждать хоть о пресловутой коммуникации, которую часто представляют как едва ли не основную функцию искусства, хоть о сказанной еще в XIX веке знаменитой фразе поэта Артюра Рембо "Я - это Другой", под которой подписались бы многие деятели модернизма, авангарда и современного искусства, ищущие свою идентичность вне классической европейской традиции. Можно вспомнить и высказывание еще одного классика московского концептуализма, Андрея Монастырского, в середине 1980-х годов сравнившего художника, живущего в Советском Союзе, но работающего в русле международного современного искусства, с "Ливингстоном в Африке", английским исследователем, врачом и миссионером, заброшенным в дикие края для того, чтобы рассказать о них цивилизованному миру. Судя по проекту Кузькина, в постсоветском мире ситуация стала зеркально противоположной - художник отождествляет себя уже не с колониальным миссионером, но с колонизированным аборигеном, бесконечно одиноким в окружающем его мире глобалистской цивилизации.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;